Наталья Репш
Дидактическая игра «Где звук живет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Где звук живет?»
Игра «Где звук живет» поможет дошкольнику:
• научиться слышать звуки,
• выделять их на фоне слова,
• определять местоположение звука в слове,
• и правильно писать слова.
Все задания направлены на узнавание звука.
Публикация «Дидактическая игра „Где звук живет?“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2023
Необходимо объяснить ребенку, что звуки мы слышим, а буквы пишем. Буква не бывает твердой или мягкой, звонкой или глухой, а звук бывает (поэтому в слове «арбуз» последний звук [с], но пишем мы букву З и т. п.).
Для определения местоположения звука в слове дошкольнику необходимо:
1. Показать схему слова.
2. Объяснить, что звук в начале слова — это самый первый звук
и закрасить нужно квадратик слева.
3. Звук в конце слова — это самый последний звук,
закрасить нужно последний квадратик справа.
4. Если звук не в начале и не в конце, значит он в серединке
(все остальные звуки слова) и закрасить нужно квадратик посередине.
Перед выполнением задания наденьте на лист прозрачный файл-уголок и возьмите цветные маркеры на водной основе.
Если ребенок допустит ошибку, то следы маркера можно удалить и выполнить задание еще раз.
Перед каждым заданием попросите ребенка назвать, что изображено на каждой картинке. Так вы уточняете словарь ребенка, проверяете его знания.
Методические рекомендации
Игра «Где звук живет?»
1. «Хлопни в ладоши».
«Я буду говорить слова, а ты внимательно слушай. Услышишь слово со звуком «.» — хлопни в ладоши».
Называйте картинки в любом порядке, не показывая на них. Отметьте для себя картинки с предметами, в названиях которых ребенок не слышит этот звук. Задание рекомендуется повторить, при этом нужный звук в словах желательно выделять громким голосом.
2. «Послушай и запомни слова».
Наденьте на лист прозрачный файл-уголок и возьмите два маркера на водной основе разного цвета, например красный и зеленый. Ребенку картинки на этой странице показывать не нужно. Называйте и одновременно обводите маркером красного цвета картинки. Затем попросите ребенка повторить слова, которые он запомнил, выделяя его ответы зеленым маркером. Если ребенок справился с заданием, картинки будут обведены красным и зеленым маркером. Покажите ответы ребенку. Игру можно повторить. Количество слов зависит от возможностей дошкольника.
3. «Посмотри и запомни слова».
Наденьте на лист прозрачный файл-уголок и возьмите два маркера на водной основе разного цвета, например красный и зеленый. Покажите ребенку картинки. Называйте и одновременно обводите картинки маркером красного цвета. Затем, не показывая эти картинки, попросите ребенка назвать слова, которые он запомнил, выделяя его ответы зеленым маркером. Если ребенок справился с заданием, картинки будут обведены красным и зеленым маркером. Покажите ответы ребенку. Игру можно повторить. Количество слов зависит от возможностей дошкольника.
4. «Найди (обведи маркером по пленке) картинки, на которых изображен предмет, в названии которого есть звук «.» в начале слова (самый первый звук в слове)».
5. «Найди (обведи маркером по пленке) картинки, на которых изображен предмет, в названии которого есть звук «.» в конце слова (самый последний звук в слове)».
6. «Найди (обведи маркером по пленке) картинки, на которых изображен предмет, в названии которого есть звук «.» в середине слова (все остальные звуки, кроме первого и последнего)».
7. «Фонематический диктант».
Предложите ребенку самостоятельно отметить в схеме слова положение звука «.» (начало, середина, конец слова).
8. «Назови первый звук слова на каждой картинке».
9. «Назови последний звук слова на каждой картинке».
В заданиях 4-9 просите ребенка произносить вслух названия картинок.
Внимание: при работе со звуками [б], [в], [г], [д], [ж], [з] ребенок ищет звук только в начале и в середине слова.