Получи документы

Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников

Анна Гладышева
Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

В условиях детского дошкольного учреждения можно использовать разные методики изучения эмоционального развития ребенка.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Этими методиками могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада – при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах. Однако при использовании данного метода возникают следующие сложности:

Публикация «Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников» размещена в разделах

- невозможно избежать субъективизма наблюдателя, так как интерпретируя результаты наблюдений, психолог (педагог) не ограничивается только научными представлениями, но и включает в оценку собственные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д. ;

- наблюдатель может фиксировать только внешние выражения эмоций, а различные эмоции могут выражаться одним и тем же способом. Например, и от страха, и от удивления широко открываются глаза, увеличиваются зрачки; опущенные глаза и голова могут выражать застенчивость, страх или нежелание общаться; слезы могут быть вызваны страхом, печалью или гневом.

Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок при интерпретации результатов, следует отказаться от преждевременных выводов, тщательно фиксировать внешние проявления поведения, продолжать наблюдение по возможности длительное время и лишь, потом приступать к анализу результатов. Подтвердить или опровергнуть сделанные выводы можно с помощью специальных рисуночных методов.

Наблюдения за ребенком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния, который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает возможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

Страх:

• приход в детский сад;

• незнакомая, удивительная игрушка;

• поломка игрушки;

• плач, крик сверстника, друга;

• нападение сверстника, друга;

• неуспешность в деятельности;

• незнакомые звуки;

• запрет, ругань, крик со стороны взрослого;

• незнакомое помещение;

• появление и приближение незнакомых взрослых или детей.

Гнев:

• уход матери, близкого взрослого;

• желание иметь что-то, чем обладает сверстник;

• желание иметь что-то, чем обладает взрослый;

• желание иметь что-то, что нельзя взять;

• сложная в использовании игрушка, поломка игрушки;

• внимание близкого обращено на другого ребенка;

• другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;

• сверстники не принимают в игру;

• неуспешность на занятиях;

• воспитатель забирает игрушку, обижает, ругает;

• физическое наказание;

• наличие препятствия.

Радость:

• приход в детский сад/домой;

• выполнение задания, действия;

• восприятие собственного отражения в зеркале;

• восприятие отражения другого ребенка, друга в зеркале;

• сверстник дурачится;

• внимание, похвала другого человека при взаимодействии и общении;

• совместная игра;

• смешные незнакомые звуки;

• воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.

Печаль:

• приход в детский сад;

• уход матери, близкого взрослого;

• игра, общение со сверстниками;

• невнимание со стороны взрослого;

• наказание, порицание взрослого;

• трудности при выполнении задания;

• сверстники не принимают в игру.

Интерес:

• приход в группу, прогулка;

• незнакомый взрослый;

• незнакомый сверстник;

• новая игрушка;

• незнакомая игра;

• рассказ взрослого или показ чего-либо;

• проявление интереса на прогулке, во время занятия к предметам окружающей среды, явлениям природы;

• подготовка к праздникам.

Удивление:

• появление чего-либо/кого-либо в группе;

• незнакомая игрушка;

• на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;

• новая игра;

• знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;

• близкий взрослый общается иначе.

Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей

Поскольку основным методом оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение, используются таблицы фиксации результата. Можно использовать оценки в баллах, применять цвета или любые другие знакомые обозначения. Мы применяем различные цветовые оттенки, так нагляднее выделяются те ситуации из жизни ребенка в детском саду, в которых он чувствует себя комфортно или неблагополучно. Кроме того, использование цвета позволяет избежать классификации детей по тому или иному признаку и деление их на «хороших» или «плохих». В результате наблюдения можно выявить причины неблагополучия, трудности, возникающие у ребенка в тех или иных ситуациях, оцениваем собственные промахи, что помогает понять причины затруднений при взаимодействии с ребенком и найти средства их преодоления.

Шкала оценки проявления эмоционального состояния

Степень

выраженности Характеристика Способы проявления

1-я степень Равнодушен, внешние проявления эмоций отсутствуют или выражены незначительно _

2-я степень Эмоциональные проявления выражены средне Мимика, поза, слова и т. д.

3-я степень Эмоции выражены сильно Мимика, речь, двигательная активность

При наблюдении за ребенком его эмоциональное состояние в ситуациях взаимодействия ребенка с родителем, ребенка с воспитателем, ребенка со сверстником фиксируются по соответствующей индивидуальной схеме.

Оценка эмоционального состояния ребенка в группе детского сада

Код ребенка ___ возраст ___ № группы ___

Дата Деятельность в режимные моменты

Индивидуальное поведение Поведение в общении

Р-Р Р-В Р-С

Дата Организованная деятельность (учебная, развлекательная)

Индивидуальное поведение Поведение в общении

Р-В Р-С

Приложение.

Методика «Линеограмма»

Назначение – выявить уровень различения эмоций у ребёнка, наличие эмоционального дискомфорта, отдельные личностные проявления.

Материал – чистый альбомный лист, набор разноцветных карандашей или фломастеров (обязательно должен быть простой или чёрный карандаш).

Инструкция.

«Сейчас я вам расскажу сказку, а вы её у себя нарисуете. Жила – была точка. Однажды она побежала по листу и оставила за собой след – линию. Точка эта была грустная и линию оставила тоже грустную. Возьмите любой карандаш и нарисуйте грустную линию.

Другая точка была весёлая и оставила после себя весёлую линию (каждую линию психолог помечает значком).

Третья точка была очень тихая и линию оставила тоже тихую (при необходимости психолог может указать, что карандаши можно менять).

Четвёртая точка была очень громкая и линия тоже громкая.

Следующая точка была очень-очень лёгкая, а после неё была тяжёлая точка, которая оставила тяжёлый след. А самая интересная точка была добрая, и линия её тоже была добрая. К сожалению, была и злая точка, остался после неё злой след».

Для младших детей можно исключить одну – две пары, чтобы сократить объём работы. Пары могут быть заменены другими.

Оценка – линии могут различаться по цвету, форме, оригинальным элементам.

1 – уровень – есть оригинальные элементы, которые выражают суть различий, линии разные по цвету, ребёнок смог дать минимальное объяснение (последнее необязательно).

+2 – уровень – линии разнятся по цвету, толщине.

3 – уровень - есть различие либо по цвету, либо в характере линий.

4 – уровень – линии не различаются. (Не различение эмоций или состояние глубокого дискомфорта.)

Тревогу вызывают рисунки 3-го и 4-го уровней.

Примечание. Также в рисунках можно отметить хаотичность, неорганизованность, экспансию линий, выход за пределы листа, вычурность. Или наоборот, рисунок зажат в одном углу, робкие слабые линии, страх перед пространством листа. Значимо и то, какие цвета используются для выражения тех или иных эмоций.

При помощи этой методики можно проводить не только индивидуальную диагностику, но и групповую, что очень удобно и информативно!

Публикации по теме:

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Мини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольниковМини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольников Основная цель музейной педагогики, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей – это дать возможность обогатить.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Проблемы социально-личностного воспитания в ДОУПроблемы социально-личностного воспитания в ДОУ Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 13:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Гладышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД