Ольга Романова
Диагностика уровня развития связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важных задач дошкольного возраста является формирование связной речи у детей, овладение которой происходит с помощью специального обучения воспитателями и учителями-логопедами.
Существует множество методических разработок по диагностике связной речи (Г. В. Чиркина, Л. В. Градусова, В. П. Глухов, Т. Б. Филичева и т. д.).
Рассмотрим некоторые из них:
Публикация «Диагностика уровня развития связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Методика Л. В. Градусовой, И. С. Дементьевой, Н. И. Левшиной «Связная речь» из диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.
Цель: исследовать уровень развития связной речи.
Исследование уровня развития связной речи осуществляется в трех аспектах:
1) Пересказывание художественных произведений (в том числе учитывалась интонация, наличие диалога персонажей произведения, характеристика героев сказки (рассказа);
2) Составление описания, повествования, либо рассуждения;
3) Развитие сюжетной линии в серии картин, с соединением частей высказывания разными типами связей.
Используется следующая серия заданий (связная речь).
1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
Выделяются следующие уровни выполнения задания :
а) ребенком составлялось описание, в котором должны были присутствовать три структуры части: начало, середина, конец.
Например, «Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах»;
б) ребенок рассказывал, опуская начало (или конец);
в) перечислял отдельные качества.
2. Воспитатель предлагает на рассмотрение ребенку серию иллюстраций, объединенных общим сюжетом. Задача ребенка состоит в том, чтобы распределить картинки в нужном порядке, после чего следует составление соответствующего рассказа.
Выделяются следующие уровни выполнения задания :
а) ребенку удалось разложить картинки в правильном порядке и составить связный рассказ;
б) ребенок справился при содействии взрослого;
в) ребенком просто перечислялось изображенное на иллюстрациях.
3. Воспитатель ставит задачу по составлению рассказа (сказки) на свободную тему.
Выделяются следующие уровни выполнения задания :
а) ребенком был придуман рассказ (сказка, дано свое название;
б) ребенок справился с заданием при содействии взрослого;
в) ребенку не удалось справиться с задачей.
Критериями развития связной речи, кроме рассмотренных выше, могут быть специальные критерии, характеризующие основные качества связного высказывания :
1. «Содержательность (в повествовании - умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован - 2 балла; если идет перечисление признаков – 1 балл.
2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца, выстраивание сюжета в логической последовательности. 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца, частичное нарушение логики изложения – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1 балл.
3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений -2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл,
4. Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) – 2 балла; неумение связывать между собой предложения – 1 балл.
5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов)– 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл. 6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл».
Оценка выполнения всех заданий дается, после подсчета общего количества баллов.
2. Диагностика связной речи может проводится посредством методики логопедического обследования детей, автор В. М. Акименко.
Данная методика комплексная и позволяет выявить уровень речевого недоразвития, ориентирована на детей 4-8 лет и предназначена для специалистов ПМПК, логопедов, психологов, воспитателей.
Целью диагностической работы является определение уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста.
В рамках исследования можно применять только тот раздел методики, который посвящен обследованию связной речи.
Автор предлагает использовать три задания: исследование пересказа, исследование составления рассказа по сюжетной картинке, исследование составления рассказа по серии сюжетных картинок.
Задание 1. Исследование пересказа
Воспитатель читает ребенку рассказ и просит пересказать. Для детей 4 лет читается рассказ «Умная галка», для детей от 5 лет – «Муравей и голубка».
Рассказ оценивается по следующим параметрам:
• Наличие/отсутствие соответствия изображаемой ситуации, наличие/отсутствие искажений и добавлений;
• Наличие/отсутствие смысловых звеньев, целостности;
• Наличие/отсутствие правильной последовательности;
• Плавность пересказа, наличие/отсутствие остановок, пауз, дополнительных слов;
• Наличие/отсутствие понимания излагаемого материала;
• Наличие/отсутствие правильной полноты, пропусков;
• Наличие/отсутствие грамматически верного построения предложения;
• Самостоятельное выполнение задания/использование помощи воспитателя.
Максимальная оценка по этому заданию – 8 баллов.
Задание 2. Исследование составления рассказа по сюжетной картинке.
Воспитатель предлагает ребенку сюжетную картинку «Зимние забавы» / «День рождения», просит ее внимательно рассмотреть и рассказать, что нарисовано на картинке.
Рассказ оценивается по следующим параметрам:
• Наличие/отсутствие соответствия изображаемой ситуации, наличие/отсутствие искажений и добавлений;
• Наличие/отсутствие смысловых звеньев, целостности;
• Наличие/отсутствие правильной последовательности;
• Плавность пересказа, наличие/отсутствие остановок, пауз, дополнительных слов;
• Наличие/отсутствие понимания излагаемого материала;
• Наличие/отсутствие правильной полноты, пропусков;
• Наличие/отсутствие грамматически верного построения предложения;
• Самостоятельное выполнение задания/использование помощи воспитателя.
Максимальная оценка по этому заданию – 8 баллов.
Задание 3. Исследование составления рассказа по серии сюжетных картинок
Воспитатель предлагает ребенку серию из 4-х сюжетных картинок «Верный друг» :
1 – Мальчик ловил рыбу с лодки, а собака сидела на берегу.
2 – Лодка покачнулась.
3 – Мальчик упал в воду и стал тонуть. Собака бросилась в воду.
4 – Собака схватила мальчика за рубашку и вытащила его на берег.
Картинки необходимо рассмотреть и составить небольшой рассказ.
Рассказ оценивается по следующим параметрам:
• Наличие/отсутствие соответствия изображаемой ситуации, наличие/отсутствие искажений и добавлений;
• Наличие/отсутствие смысловых звеньев, целостности;
• Наличие/отсутствие правильной последовательности;
• Плавность пересказа, наличие/отсутствие остановок, пауз, дополнительных слов;
• Наличие/отсутствие понимания излагаемого материала;
• Наличие/отсутствие правильной полноты, пропусков;
• Наличие/отсутствие грамматически верного построения предложения;
• Самостоятельное выполнение задания/использование помощи воспитателя.
Максимальная оценка по этому заданию – 8 баллов.
Подсчет результатов:
Уровень Характеристика Баллы
I низкий Менее 8
II ниже среднего 9-12
III средний 13-16
IV выше среднего 17-20
V высокий 21-24
Таким образом, грамотно проведенная диагностика способствует выявлению детей дошкольного возраста, нуждающихся в специальной коррекционной помощи по развитию связной речи. Ведь овладение навыками связной речи в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее успешное усвоение школьной программы.