МААМ-картинки

Диагностика уровня развития связной речи детей дошкольного возраста

Ольга Романова
Диагностика уровня развития связной речи детей дошкольного возраста

Одной из важных задач дошкольного возраста является формирование связной речи у детей, овладение которой происходит с помощью специального обучения воспитателями и учителями-логопедами.

Существует множество методических разработок по диагностике связной речи (Г. В. Чиркина, Л. В. Градусова, В. П. Глухов, Т. Б. Филичева и т. д.).

Рассмотрим некоторые из них:

1. Методика Л. В. Градусовой, И. С. Дементьевой, Н. И. Левшиной «Связная речь» из диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.

Цель: исследовать уровень развития связной речи.

Исследование уровня развития связной речи осуществляется в трех аспектах:

1) Пересказывание художественных произведений (в том числе учитывалась интонация, наличие диалога персонажей произведения, характеристика героев сказки (рассказа);

2) Составление описания, повествования, либо рассуждения;

3) Развитие сюжетной линии в серии картин, с соединением частей высказывания разными типами связей.

Используется следующая серия заданий (связная речь).

1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

Выделяются следующие уровни выполнения задания:

а) ребенком составлялось описание, в котором должны были присутствовать три структуры части: начало, середина, конец.

Например, «Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах»;

б) ребенок рассказывал, опуская начало (или конец);

в) перечислял отдельные качества.

2. Воспитатель предлагает на рассмотрение ребенку серию иллюстраций, объединенных общим сюжетом. Задача ребенка состоит в том, чтобы распределить картинки в нужном порядке, после чего следует составление соответствующего рассказа.

Выделяются следующие уровни выполнения задания:

а) ребенку удалось разложить картинки в правильном порядке и составить связный рассказ;

б) ребенок справился при содействии взрослого;

в) ребенком просто перечислялось изображенное на иллюстрациях.

3. Воспитатель ставит задачу по составлению рассказа (сказки) на свободную тему.

Выделяются следующие уровни выполнения задания:

а) ребенком был придуман рассказ (сказка, дано свое название;

б) ребенок справился с заданием при содействии взрослого;

в) ребенку не удалось справиться с задачей.

Критериями развития связной речи, кроме рассмотренных выше, могут быть специальные критерии, характеризующие основные качества связного высказывания:

1. «Содержательность (в повествовании - умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован - 2 балла; если идет перечисление признаков – 1 балл.

2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца, выстраивание сюжета в логической последовательности. 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца, частичное нарушение логики изложения – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1 балл.

3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений -2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл,

4. Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) – 2 балла; неумение связывать между собой предложения – 1 балл.

5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов)– 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл. 6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл».

Оценка выполнения всех заданий дается, после подсчета общего количества баллов.

2. Диагностика связной речи может проводится посредством методики логопедического обследования детей, автор В. М. Акименко.

Данная методика комплексная и позволяет выявить уровень речевого недоразвития, ориентирована на детей 4-8 лет и предназначена для специалистов ПМПК, логопедов, психологов, воспитателей.

Целью диагностической работы является определение уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста.

В рамках исследования можно применять только тот раздел методики, который посвящен обследованию связной речи.

Автор предлагает использовать три задания: исследование пересказа, исследование составления рассказа по сюжетной картинке, исследование составления рассказа по серии сюжетных картинок.

Задание 1. Исследование пересказа

Воспитатель читает ребенку рассказ и просит пересказать. Для детей 4 лет читается рассказ «Умная галка», для детей от 5 лет – «Муравей и голубка».

Рассказ оценивается по следующим параметрам:

• Наличие/отсутствие соответствия изображаемой ситуации, наличие/отсутствие искажений и добавлений;

• Наличие/отсутствие смысловых звеньев, целостности;

• Наличие/отсутствие правильной последовательности;

• Плавность пересказа, наличие/отсутствие остановок, пауз, дополнительных слов;

• Наличие/отсутствие понимания излагаемого материала;

• Наличие/отсутствие правильной полноты, пропусков;

• Наличие/отсутствие грамматически верного построения предложения;

• Самостоятельное выполнение задания/использование помощи воспитателя.

Максимальная оценка по этому заданию – 8 баллов.

Задание 2. Исследование составления рассказа по сюжетной картинке.

Воспитатель предлагает ребенку сюжетную картинку «Зимние забавы» / «День рождения», просит ее внимательно рассмотреть и рассказать, что нарисовано на картинке.

Рассказ оценивается по следующим параметрам:

• Наличие/отсутствие соответствия изображаемой ситуации, наличие/отсутствие искажений и добавлений;

• Наличие/отсутствие смысловых звеньев, целостности;

• Наличие/отсутствие правильной последовательности;

• Плавность пересказа, наличие/отсутствие остановок, пауз, дополнительных слов;

• Наличие/отсутствие понимания излагаемого материала;

• Наличие/отсутствие правильной полноты, пропусков;

• Наличие/отсутствие грамматически верного построения предложения;

• Самостоятельное выполнение задания/использование помощи воспитателя.

Максимальная оценка по этому заданию – 8 баллов.

Задание 3. Исследование составления рассказа по серии сюжетных картинок

Воспитатель предлагает ребенку серию из 4-х сюжетных картинок «Верный друг»:

1 – Мальчик ловил рыбу с лодки, а собака сидела на берегу.

2 – Лодка покачнулась.

3 – Мальчик упал в воду и стал тонуть. Собака бросилась в воду.

4 – Собака схватила мальчика за рубашку и вытащила его на берег.

Картинки необходимо рассмотреть и составить небольшой рассказ.

Рассказ оценивается по следующим параметрам:

• Наличие/отсутствие соответствия изображаемой ситуации, наличие/отсутствие искажений и добавлений;

• Наличие/отсутствие смысловых звеньев, целостности;

• Наличие/отсутствие правильной последовательности;

• Плавность пересказа, наличие/отсутствие остановок, пауз, дополнительных слов;

• Наличие/отсутствие понимания излагаемого материала;

• Наличие/отсутствие правильной полноты, пропусков;

• Наличие/отсутствие грамматически верного построения предложения;

• Самостоятельное выполнение задания/использование помощи воспитателя.

Максимальная оценка по этому заданию – 8 баллов.

Подсчет результатов:

Уровень Характеристика Баллы

I низкий Менее 8

II ниже среднего 9-12

III средний 13-16

IV выше среднего 17-20

V высокий 21-24

Таким образом, грамотно проведенная диагностика способствует выявлению детей дошкольного возраста, нуждающихся в специальной коррекционной помощи по развитию связной речи. Ведь овладение навыками связной речи в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее успешное усвоение школьной программы.

Публикации по теме:

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Диагностика уровня развития связной речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 августа 2024 в 10:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика уровня развития связной речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Романова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.

22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД