Приложение МААМ

Диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников

Гладких Мария
Диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МАОУ СОШ №29 г. Липецк, в исследовании приняли участие 20 детей младшего дошкольного возраста, которые были поделены на 2 подгруппы – экспериментальную и контрольную по 10 человек. Описание выборки представлено в Приложении 1.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий этап – первичная диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.

Публикация «Диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников» размещена в разделах

2 этап – формирующий этап – организация работы по развитию коммуникативных навыков у младших дошкольников посредством использования образовательных ситуаций.

С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводилась деятельность, предусмотренная календарно-тематическим планом. Дошкольники, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

3 этап – контрольный этап – повторная диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах, сравнение и анализ полученных результатов.

Цель диагностики – определение уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.

Таблица 1

Критерии и уровни развития коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста

Группы коммуникативных навыков Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

информационно-коммуникативные

навыки не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, действует индивидуально не способен высказывать свою точку зрения легко находят контакт со сверстниками, но главным образом с детьми своего пола, существуют трудности при вступлении в контакт с незнакомыми людьми легко вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками, проявляют умение выслушать собеседника, стремление получить информацию в процессе взаимодействия

регуляционно-

коммуникативные

навыки не пытается договориться или не может прийти к согласию не проявляет активности, пассивно следует за инициативой других,

провоцирует конфликты, от помощи взрослого и сверстников отказывается, не знает нормы организованного взаимодействия обсуждает варианты совместной работы, но есть разногласия в определенных действиях; недостаточно активен в общении, может быть и

инициатором общения; в конфликтах уступает и идет на компромисс, помощь принимает, но самостоятельно не просит; активно обсуждает возможный вариант совместной работы; приходит к согласию относительно способа выполнения деятельности; сравнивает способы действия

и координирует их, в конфликтных ситуациях стремится обратиться ко взрослому или найти справедливое решение

эффективно-

коммуникативные умения слабо проявляет эмоциональную отзывчивость, выражает переживание состоянию другого, не проявляет интереса к сверстникам способен проявлять переживание по поводу чувств другого, не всегда учитывает интересы собеседников, проявляет интерес к сверстникам своего пола способен к критическому осмыслению своего поступка, стремится к оказанию помощи, с удовольствием общается со всеми сверстниками

Для проведения опытно-экспериментальной работы использовались следующие методики:

1) методика М. А. Никифоровой «Коммуникативные качества личности» (для изучения коммуникативных качеств личности ребенка);

2) методика А. М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу» (для изучения способности детей младшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу);

3) методика «Картинки» (авторы Е. О. Смирнова и Е. А. Калягина) (Приложение 2).

1. Характеристика методики «Коммуникативные навыки личности» М. А. Никифоровой.

Цель методики: изучение коммуникативных навыков личности ребенка. Основной метод исследования – наблюдение.

Для достижения данной цели ведется наблюдение за детьми в процессе непосредственно организованной деятельности, а также во всех видах деятельности режимных моментах детей младшего дошкольного возраста. Результаты наблюдения вносятся в Карту наблюдений за проявлениями коммуникативных навыков у дошкольников.

Данная Карта состоит из двух разделов:

1) «Коммуникативные качества личности», среди которых эмпатийность, доброжелательность, искренность, открытость в общении, конфронтация, инициативность;

2) «Коммуникативные действия и навыки», включающие организационные, перцептивные, оперативные умения.

Коммуникативные навыки оцениваются по критериям: каждое проявление коммуникативных навыков оценивается определенным количеством баллов: 1 балл – способность или умение проявляется редко, 2 балла – проявляется чаще всего, 3 балла – проявляется всегда. По сумме полученных баллов можно определить уровень развития коммуникативных навыков ребенка.

Высокий уровень : ребенок активно выражает готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, проявляет сам и поддерживает инициативу другого в общении, умеет договариваться, слушать, владеет навыками коммуникативного поведения, проявляет доброжелательность в общении, симпатию к партнеру по общению, понимание его потребностей, искренен в своих высказываниях, редко конфликтует, эмоционально откликается на чувства партнера по общению, умеет уступить, оказать и с благодарность принять помощь, умеет аргументировано отстоять свою позицию, свободно владеет вербальными и экспрессивно-выразительными средствами.

Средний уровень : ребенок проявляет готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, но сам проявляет инициативу лишь в некоторых ситуациях, иногда умеет договариваться, слушает не всегда внимательно, имеет некоторые навыки коммуникативного поведения, доброжелательность и симпатию по отношению к другим проявляет не всегда, иногда конфликтует, умеет в ряде случаев проявить эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению, недостаточно развита культура общения, достаточно хорошо владеет вербальными и экспрессивными средствами общения.

Низкий уровень : ребенок проявляет готовность к общению, но чаще со взрослыми, чем с детьми, редко выражает симпатию и доброжелательное отношение к партнеру по общению, часто конфликтует, почти не умеет эмоционально откликаться на чувства и переживания партнера по общению, не умеет договариваться, слушать, навыки коммуникативного поведения развиты слабо, плохо владеет вербальными средствами общения, а экспрессия зачастую носит негативных оттенок.

В результате исследования были получены следующие данные:

– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 7 детей (70%) и низкий уровень – у 2 детей (20%);

– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 6 детей (60%) и низкий уровень – у 3 детей (30%).

Таблица 1. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)

Уровень (%) Низкий Средний Высокий

Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)

Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)

На рисунке 1 представлены данные по первой методике.

Рисунок 1. Уровень коммуникативных навыков по методике М. А. Никифоровой (констатирующий эксперимент)

2. Характеристика методики «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А. М. Щетининой.

Цель: изучить способности детей младшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу.

Педагог наблюдает в течение недели за особенностями проявления детьми этих показателей в различных ситуациях, в том числе специально смоделированных (беседа). После этого проводится анализ проведенных наблюдений, его результаты помещаются в таблицу по следующим разделам: способность слушать партнера, способность договариваться с партнером, умение вступать в диалог, поддерживать его и завершать.

Критерии оценки способностей детей к партнерскому диалогу: каждый компонент оценивается по 3-х балльной системе. По среднему баллу определяется уровень развития способностей.

Высокий уровень (3 балла) характеризуется тем, что ребенок активно общается, умеет спокойно и терпеливо слушать партнера, воспринимать речь; выстраивает общение по ситуации, свободно входит в контакт с детьми и педагогом, легко договаривается, четко и последовательно может выражать свои мысли, пользоваться различными формами речевого этикета.

Средний уровень (2 балла) характеризуется тем, что ребенок умеет выслушивать собеседника, понимать его речь; однако иногда недостаточно терпелив при слушании партнера и перебивает его, спорит, не соглашается, раздражается, в общении участвует чаще всего по инициативе других; пользование речевым этикетом неустойчивое.

Низкий уровень (1 балл) характеризуется тем, что ребенок не проявляет ни одного из перечисленных компонентов способности к партнерскому диалогу, или проявляется небольшое количество из указанных свойств, при этом он неактивен и неразговорчив в общении с детьми и взрослыми, часто наблюдается отсутствие внимания; редко использует формы речевого этикета, последовательно излагать свои мысли не умеет, передает их содержание неточно.

При выполнении Методики «Коммуникативные качества личности» А. М. Щетининой проводили наблюдение за взаимодействием детей со взрослыми (педагогами, родителями) во время проведения занятий, во время занятий в различных режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности детей.

По итогам наблюдения были сделаны следующие выводы:

– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 7 детей (70%) и низкий уровень – у 2 детей (20%);

– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 6 детей (60%) и низкий уровень – у 3 детей (30%).

Таблица 2. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)

Уровень (%) Низкий Средний Высокий

Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)

Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)

На рисунке 2 представлены данные по второй методике.

Рисунок 2. Уровень коммуникативных навыков по методике А. М. Щетининой (констатирующий эксперимент)

В результате диагностики видно, что у большей части детей сформированность коммуникативных умений находится на среднем уровне.

В Приложении 3 зафиксированы данные по каждому ребенку.

3. Методика «Картинки» (авторы Е. О. Смирнова и Е. А. Калягина) (Приложение 2).

Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

Инструкция. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»? Ответ фиксируется в протоколе. Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки?»

Проведению методики предшествовала беседа об отношениях со сверстниками, которая помогла диагностировать эмоциональные проявления в коммуникативной деятельности.

Были заданы следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить? Анализ результатов: По ответам детей оценивался их уровень эмоционально-оценочного компонента.

По итогам методики были сделаны следующие выводы:

– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 7 детей (70%) и низкий уровень – у 2 детей (20%);

– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 6 детей (60%) и низкий уровень – у 3 детей (30%).

Таблица 3. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)

Уровень (%) Низкий Средний Высокий

Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)

Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)

На рисунке 3 представлены данные по третьей методике.

Рисунок 3. Уровень коммуникативных навыков по методике «Картинки» (констатирующий эксперимент)

В результате трех методик получены следующие результаты:

– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%) (Вера К., средний уровень – у 7 детей (70%) (Аня К., Кирилл Т., Ратмир Н., Гриша О., Оля П., Паша Л., Олеся В.) и низкий уровень – у 2 детей (20%) (Ярослав Д., Нина Г.);

– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%) (Лида Ж., средний уровень – у 6 детей (60%) (Злата Д., Аля О., Олег К., Гоша Л., Борис М., Миша Д.) и низкий уровень – у 3 детей (30%) (Жанна Е., Инесса К., Юра И.).

Таблица 4. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)

Уровень (%) Низкий Средний Высокий

Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)

Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)

Обобщенные данные можно представить на рисунке 4.

Рисунок 4. Общий уровень коммуникативных умений (констатирующий эксперимент)

Таким образом, описанные методики позволили исследовать развитие коммуникативных навыков младших дошкольников и определить уровень развития навыков каждого ребенка – слушать партнера, уметь договариваться с ним, вступать, поддерживать и завершать диалог.

На основании полученных результатов возникла необходимость в проведении целенаправленной, систематической работы по развитию коммуникативных умений навыков с использованием образовательной ситуации.

Публикации по теме:

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольниковМетодическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Нестандартные дидактические пособия для развития сенсомоторики младших дошкольников. Часть 2Нестандартные дидактические пособия для развития сенсомоторики младших дошкольников. Часть 2 Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию следующую серию нестандартных дидактических пособий и игр по развитию сенсомоторики.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Позитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыковПозитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыков Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях многих ученых. Согласно взглядам отечественных.

Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников
Опубликовано: 1 февраля 2020 в 20:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Гладких Мария (УИ 2204627) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД