Папки-передвижки

Диагностика и развитие родительской педагогической компетентности в ДОО

Татьяна Богданова
Диагностика и развитие родительской педагогической компетентности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что ранее в стране широко практиковалась организация педагогического всеобуча. Для родителей организовывались лекции, составлялись программы, проводились вечера вопросов и ответов в школах и в дошкольных учреждениях. С изменением социальной ситуации система педагогического просвещения претерпела изменения, а родители оказались один па один со своими проблемами: книги по воспитанию выпускаются маленькими тиражами, посещать лектории у взрослых нет времени, а консультацию опытного психолога могут позволить себе не все.

Каких практических навыков нахватает современным родителям?

Публикация «Диагностика и развитие родительской педагогической компетентности в ДОО» размещена в разделах

Прежде всего, это навыки помощи ребенку, эффективного общения с ребенком; использование правовых знаний в области образования (государственные образовательные стандарты, участие родительской общественности в жизнедеятельности образовательного учреждения и т. д.).

В такой ситуации вполне естественно предположить, что именно дошкольное учреждение могло бы восполнить эту нехватку педагогических знаний, так как именно педагогический коллектив в первую очередь страдает от неадекватного поведения детей, вызванного зачастую педагогической некомпетентностью их родителей. К тому же, и сами воспитатели, как родители своих детей, тоже не всегда могут дать дельный совет, касающийся семейного воспитания.

Конечно же, надеяться на то, что детский сад полностью сможет взять на себя образовательные функции по отношению к взрослым людям, не стоит: его роль в данном случае состоит прежде всего в том, чтобы умело способствовать педагогическому самообразованию родителей и на этой основе строить новые отношения с ними. Эти отношения, возможно, не сразу приобретут характер партнерских, но построение общего ценностно-смыслового пространства может максимально способствовать их становлению.

Директору ДОО в этой связи важно, на наш взгляд, помнить: просвещение родителей является способом, стимулирующим развитие всех субьектов образовательного процесса; с помощью просвещения мы готовим из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив. Иными словами, пресловутое «единство требований» начинается с определения поля проблем, общих и для педагогов, и для родителей.

Однако среди родителей есть люди более компетентные, есть менее, более заинтересованные, и такие, кто считает детский сад «камерой хранения» дня их чада и предпочитает не вмешиваться ни в какие мероприятия. В свою очередь, и среди педагогов не все в равной степени обладаю т желанием стать «проводником» для любознательных мам и пап, помочь им обрести уверенность в своих действиях или снизить число конфликтов с дошкольным учреждением.

Не секрет, что в последнее время все больше недоразумений между ДОО и родителями возникает в сфере регулирования прав и обязанностей («детский сад - семья», «ребенок - ребенок», «родитель-родитель», «родитель - воспитатель», «ребенок-воспитатель»). Соответственно, возникает необходимость не только в психолого-педагогическом, но и в правовом просвещении взрослых.

Итак, что обычно понимается под просвещением?

Какова его специфика или чем оно отличается, например, от обучения или информирования? Как можно организовать просвещение родителей в детском саду? По каким принципам оно строится? Какова роль директора в этом процессе?

Просвещение - это процесс пропаганды и распространения культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации (И. Кон).

Обращаем внимание на словосочетание «самостоятельный отбор», так как просвещение обычно строится на принципе добровольности. Задача организаторов просвещения - предложить актуальную информацию, а право слушателей -распоряжаться ею по собственному усмотрению. Поэтому в просвещении важно учитывать актуальные потребности родителей и не заставлять их терять время на прослушивание скучных лекций или давно известных фактов. Именно для этого и необходима предварительная диагностика их компетентности в той или иной области.

Просвещение может охватывать разные области знаний и быть: психолого-педагогическим, методическим, правовым, экологическим, валеологическим, медицинским и т. д.

Под педагогическим просвещением родителей (ППР) понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры. Педагогическое просвещение всегда направлено на свободное развитие личности путем передачи как педагогических знаний, гак и опыта гуманистических отношений.

Характерным отличием педагогического просвещения от любого другого (медицинского, экологического) является не только его содержание, но и методы, которыми оно осуществляется. Прежде всего это обмен педагогическим опытом, который у каждого неповторим.

Далее необходимо отметить, что ППР обусловлено зависимостью от возрастных и индивидуальных особенностей детей и взрослых.

Еще одной характерной особенностью является то, что в процессе освоения педагогических знаний продолжает развиваться и личность самих родителей.

Зарубежные исследователи нередко употребляют термин «воспитание родителей», определяя это понятие как систематическую и содержательную программу, целью которой является распространение информации, знаний и навыков в разных аспектах деятельности родителей, как формальную попытку повысить сознательность родителей и дать им навыки воспитания (Дж. Лэм и У. Лэм, как попытку помочь современной семье в выполнении своих функций воспитания.

Американские специалисты по вопросам семейного воспитания часто употребляют термин «образование родителей».

Если образовательное учреждение заинтересовано в родителе как в компетентном партнере, именно ППР является наилучшим способом повысить его педагогическую компетентность. По данным исследования, проведенного учеными-педагогами в 1995-1997 гг., повышение уровня педагогической компетентности родителей прямо пропорционально степени удовлетворенности мам и пап характером взаимоотношений с детьми и с ДОО (в отличие от существующего мифа о том, что, пуская родителей в детский сад, мы даем им пищу для недовольства).

В отличие от информирования просвещение предполагает наличие обратной связи, выявление позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов - в данном случае участники (слушатели) более активны. Иными словами, если в процессе информирования необходимо дойти до каждого родителя (это обязанность детского сада, то заниматься просвещением - это право. Не в каждом дошкольном учреждении это делается правильно, и не все родители в этом нуждаются.

Обучение родителей предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков.

Просвещение, в отличие от консультирования и поддержки, относится к коллективным формам сотрудничества с родителями. Соответственно, необходимо обращать внимание на такой аспект, как формирование педагогического сообщества, задействованного в просветительской деятельности. Его сообщество должно выработать общую концепцию психолого-педагогического просвещения.

Специфика отношений педагога и родителя при организации ППР заключается в том, что, с одной стороны, оба субъекта являются равноправными, равноценными и автономными партнерами во влиянии на ребенка. С другой стороны, родители в данном случае выступают в роли учеников, т. е. менее компетентны R вопросах педагогического взаимодействия, чем педагог. Соответственно, педагог должен помочь родителям в организации такого взаимодействия, которое бы удовлетворяло всех, и детей в первую очередь.

Важно заметить, что да я успешного осуществления такой работы с родителями педагог сам должен не только иметь представление о современных особенностях семейного воспитания, но и уметь донести эти знания в деликатной форме, не ставя под сомнение установки и позиции родителей. В настоящее время общество не имеет единой концепции семейного воспитания, и задача педагога - скорее подтолкнуть взрослых к формированию своей собственной концепции, чем слепо следовать чужой. Именно рефлексивные навыки помогают родителям встать на путь осознанного взаимодействия с собственным ребенком.

Перечислим основные принципы педагогического просвещения родителей.

1. Гуманистический характер отношений педагога и родителя, родителя и ребенка : все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах.

2. Максимальный учет индивидуальных особенностей участников позволяет организовывать просвещение по отдельным группам проблем: это может повысить актуальность ПИР в глазах потенциальных участников.

3. Согласно принципу природосообразности образовательный процесс строится, следуя логике (природе) развития личности ребенка. Систему просвещения родителей необходимо создавать с учетом всего периода образования ребенка в ДОО: оно должно носить не только актуальный, но и опережающий характер особенно в свете негативных явлений, происходящих в современном обществе.

4. Принцип индивидуального теша продвижения слушателей в освоении учебного материала. Не секрет, что разные родители имеют разный темперамент; разную способность усваивать знания и развивать навыки. Здесь как раз тот случай, когда дифференциация взрослых не только желательна, но и обязательна: иначе взаимодействие в ППР не будет эффективным.

5. Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. .

Так отмечалось выше, задача педагогов заключается прежде всего в том, чтобы родит ель не усвоил (присвоил, принял) чужие знания, а постарался пост роить СВОЮ концепцию семейного воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности ребенка-сотворил её.

6. Участие всего коллектива в ППР: оно может послужить средством объединения разных педагогических сообществ и средством развития самого коллектива.

Обучение родителей можно строить не только в связи с их участием в жизни детского сада, но и в связи с их собственным повышением квалификации. Например, дети вполне могли бы помочь заинтересованным мамам и папам освоить навыки работы на компьютере (если такие занятия проводятся в детском саду). Во всяком случае, подобная практика имеет очень большую педагогическую перспективу, так как во взаимодействии детей и взрослых педагоги и дети имеют заманчивую возможность на время поменяться местами.

Итак, обучение родителей - это первый шаг к построению будущих родительских объединений, сообществ детей и родителей на основе их совместной деятельности. Очень важно умело использовать эту активность, не обманув доверие родителей, так как основное знание, которое они получат в начале своего взаимодействия с дошкольным учреждением, —это отношение детского сада к ним.

Таким образом, в обучении родителей выделяются три направления:

1) обучение родителя как воспитателя;

2) обучение родителя как педагога своего ребенка;

3) обучение родителя как союзника, партнера, соуправленца.

Публикации по теме:

Детско-взрослый проект «Развиваемся вместе». Повышение психолого-педагогической компетентности родителей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2» Детско-взрослый проект «Развиваемся.

Диагностика «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) .

Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях ФГОС В связи с переходом на новые ФГОС образование и воспитание в детском саду рассматривается не как предварительный этап перед обучением в.

Консультация для воспитателей «Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Необычные гости из Адлера. Развитие любознательности при формировании экологической компетентности (фотоотчет)Необычные гости из Адлера. Развитие любознательности при формировании экологической компетентности (фотоотчет) Сегодня у нас необычные гости, это красноухие черепашки. Они прилетели из Адлера, дорога заняла 27 часов самолетами, через всю страну и.

Опыт педагогической работы «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности» «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности». «Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот.

Повышение родительской компетентности по формированию читательских умений у детей дошкольного школьного возраста В современном мире, когда, существует много каналов информации, все реже уделяется внимание книгам. Взрослые сами стали читать меньше и.

Родительское собрание «Воспитание добром». Повышение психолого-педагогической компетентности родителей Родительское собрание «Воспитание добром» «Здравствуйте, уважаемые родители! Рада видеть Вас всех на нашем собрании. Мы предлагаем вашему.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» .

Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Содержание психологи – педагогической деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в условиях реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика и развитие родительской педагогической компетентности в ДОО
Опубликовано: 19 марта 2016 в 20:30
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика и развитие родительской педагогической компетентности в ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Богданова (УИ 409278) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД