Татьяна Малханова
Диагностика познавательной активности детей в реализации проекта «Я познаю мир»
▼ Скачать + Заказать документы
При реализации проекта "Я познаю мир" (см. в публикациях ниже) с детьми старшего дошкольного возраста, мною использовались на первом этапе (организационно-информационном) следующие диагностики:
1. Дидактическая проективная методика "САХАР".
Цель: выявить умения детей анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты (представления о свойствах веществ растворяться в воде, и изменять ее вкусовые качества, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.
Публикация «Диагностика познавательной активности детей в реализации проекта „Я познаю мир“» размещена в разделах
Описание проведения диагностики. Детям предлагалась следующая ситуация: "Один мальчик очень любит пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила туда два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки съесть его. Однако в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: "Кто съел мой сахар?"
Вопросы:
- Кто взял сахар?
- Куда делся сахар?
Если ребенок отвечал, что сахар растаял, следовал вопрос: " А как это проверить (был ли сахар)"
Проводился качественный и количественный анализ ответов. Результаты экспресс диагностики фиксировались в таблице №1 и таблице №2. (см. ниже).
2. Методика "Древо Желаний" (В. С. Юркевич)
Цель: изучение познавательной активности детей, с использованием картинок и словесных ситуаций.
1. Волшебник может исполнить пять твоих желаний. Чтобы ты у него попросила (а?- 6 мин.
2. Мудрец может ответить на любые вопросы. О чем бы ты спросил (а) у него? (регистрируются первые 5 ответов)- 6 мин.
3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел (а) слетать? - 6 мин.
4. Чудо-машина умеет всё на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию - 5мин.
5. Ты очутился (лась) вместе с мамой в таком месте, где все разрешается, Ты можешь делать всё, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае далал (а? - 4 мин (первые 5 ответов).
Из ответов выбирались ответы познавательного характера.
- Высокий уровень познавательной потребности - 9 ответов и выше.
- Средний уровень познавательной потребности - от 3 до 8 ответов.
- Низкий уровень познавательной потребности - 2 и менее ответов.
Количественный анализ ответов отражен в таблице №3.
Таблица №1 (Методика "САХАР")
Качественный анализ ответов
Таблица №2
Количественный анализ ответов
Таблица №3
Качественный анализ.
- Высокий уровень - стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
- Средний уровень- потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем, достаточно поверхностная.
- Низкий уровень - дети удовлетворяются односложной информацией. например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т. п.
- Ответы "потребительского" содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей. (см. таблица №3).
На основании результатов первой диагностики следует вывод: - 70% детей дают правильный ответ на поставленный вопрос, но аргументировать собственные выводы не могут, только 20% из 70% дали правильный ответ с обоснованием, 10% детей не имели ответа на поставленный вопрос, 20% - ответили с ошибкой.
Показатели второй методики позволяют сделать следующие выводы: 20% детей имеют низкий уровень познавательной потребности, 10% - средний уровень, 70% детей давали ответы "потребительского" содержания (иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей).
Из всего вышеизложенного следует, что большая масса детей группы не умеют анализировать объект или явление, сопоставлять различные факты, тем более рассуждать и аргументировать собственные выводы. А познавательная активность имеет низкий уровень или совсем еще находиться в зачаточной фазе.
Таким образом, проведенная диагностическая работа позволила определить цели и задачи дальнейшей деятельности и создать проект "Я познаю мир", чтобы мои дети приобрели познавательно-исследовательский опыт, могли свободно ориентироваться в окружающем мире, видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.