Анастасия Водопьянова
Мониторинг по выявлению одаренных детей. Методические рекомендации.
▼ Скачать + Заказать документы
Мониторинг по выявлению одаренных детей
Диагностика одарённости является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как психологов, так и педагогов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одарённости, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему, некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одарённости.
Темочки:
В работе используются следующие методики : «Карта одарённости» Хана и Кафа (до 10 лет, анкета «Как распознать одарённость» Л. Г. Кузнецовой, Л. П. Сверч (с 10 лет). По результатам мониторинга выявляют :
Вид одаренности
Кол-во человек
Интеллектуальная
Творческая
Академическая
Художественно-изобразительная
Музыкальная
Литературная
Артистическая
Техническая
Лидерская
Спортивная
Детская талантливость - сложное и многогранное явление. Существует множество подходов к определению таланта, точек зрения на проблему талантливых детей. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методах работы с детьми с различными видами талантов. Выявление талантливых детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации талантливого ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика таланливости должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов. Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Психологи утверждают, что каждый талантлив как минимум в одной области.
А основе результатов мониторинга организуется и проводится работа с родителями по воспитанию одаренного ребенка в семье, беседы с родителями по тематике различных типов специальных способностей. Проводятся практикумы для родителей по выявлению скрытой одаренности в рамках круглого стола. Организовываются тренинги для детей, родителей и педагогов, индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия с одарёнными детьми.