Екатерина Кладова
Диагностика по выявлению и оценке сенсорного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основу диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста составили методики : «Группировка игрушек» Л. А. Венгера и «Сложи разрезную картинку (из трёх частей)» Е. А. Стребелевой.
Темочки:
- Диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
При проведении обследования, задания предъявляются ребенку для самостоятельного выполнения сразу же после объяснения. Экспериментатор предлагает ребёнку сгруппировать игрушки; сложить целую картинку из частей, называя цвета и определить предметы методом тактильного обследования. При этом все задания должны сопровождаться естественными жестами и комментированием действий. Если ребенок затрудняется выполнить задания самостоятельно, взрослый демонстрирует соответствующее действие, а затем просит ребёнка повторить его. Если ребенок раннего возраста не справляется и в этом случае, то используется метод совместных действий.
Например, педагог руками ребёнка собирает матрешку; складывает разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагается действовать самостоятельно. По всем заданиям фиксируется: желание сотрудничать со взрослым; понимание задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в окончательном результате; способ выполнения задания (невыполнение, после совместных действий, после показа, самостоятельно); результат: точное соответствие образцу взрослого, невыполнение, неточное соответствие. Приступая к обследованию ребёнка раннего возраста, наблюдателю необходимо установить эмоциональный контакт и доверительные отношения, а также обратить внимание на общее состояние ребёнка и только после этого предлагать ему выполнить задания.
Методика «Группировка игрушек» Л. А. Венгера направлена на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.
Оборудование (наглядно материалы методики представлены в приложении 1) : три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй треугольник, на третьей круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др., 8 похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др., 8 похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.).
Набор предметов: предметы, похожие на квадрат, треугольник, круг.
Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребё нка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат, а здесь вот такая (круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника, на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата?». После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы, и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».
Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.
Оценка действий ребёнка : понимание и принятие задания; способы выполнения умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат. 1 балл ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа. 3 балла ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом. 4 балла ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате; 5 баллов – принимает и выполняет задание без помощи взрослого.
Методика «Сложи разрезную картинку (из трёх частей)» Е. А. Стребелевой направлена на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.
Оборудование (наглядно материалы методики представлены в приложении 2) : две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух, платье, заварник, неваляшка).
Проведение обследования: экспериментатор показывает ребё нку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка : принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат. 1 балл ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату. 3 балла ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности. 4 балла ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб, либо практическим примериванием; 5 баллов – принимает и выполняет задание без помощи взрослого.
Таким образом, педагог может определить уровень сенсорного развитие ребенка с учетом образовательной программы. Данный вид диагностики предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации. Результаты такой диагностики отражают реальную картину сенсорного развития ребенка и, следовательно, могут повысить эффективность образовательного процесса. Следовательно, данная диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, при включении в дошкольное образование, поможет педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение и помогать дошкольнику интеллектуально развиваться.