МААМ-картинки

Диагностика мышления детей дошкольного возраста

Татьяна Мишина
Диагностика мышления детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Мышление представляет собой обобщенное, опосредованное отображение внешнего мира и его законов, общественно определенный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно имеет последовательно появляющиеся в онтогенезе ребенка и потом взаимодействующие, наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы, которые не сменяют друг друга, но взаимодополняют и формируются на всем протяжении его жизни. Данные формы мышления представляют собой общий процесс познания действительного мира, в котором может превалировать то одна, то другая форма мышления в разнообразные моменты, из-за этого познавательный процесс в целом обретает особый характер.

Публикация «Диагностика мышления детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность обследования особенностей развития мышления детей дошкольного возраста определяется тем, что развитие мышления в настоящее время рассматривается как показатель общего уровня психического развития ребенка и показателем психологической готовности ребенка к обучению в школе.

В обследовании приняли участие 10 воспитанников старшей группы, в возрасте 6-7 лет.

Цель работы: измерение уровня развития мышления воспитанников старшей группы.

Задачи:

1. Осуществить теоретический анализ работ по проблеме мышления.

2. Сравнить основные методологические подходы и способы измерения мышления дошкольников

3. Освоить методики: «Обведи контур» (Григорьева Л. П.) Цель методики: оценить наглядно-действенное мышление. [11, стр. 107]

«Пройди через лабиринт» (Григорьева Л. П.) Цель методики: исследование наглядно-действенного мышления. [11, стр. 112]

4. Продиагностировать мышление воспитанников старшей группы МБДОУ № 210 «Детский сад общеразвивающего вида».

5. Сопоставить полученные результаты с имеющимися тестовыми нормами.

6. Составить диагностическое заключение по результатам обследования мышления воспитанников старшей группы МБДОУ № 210 «Детский сад общеразвивающего вида».

7. Сравнить уровень мышления у мальчиков и девочек на выборке воспитанников старшей группы МБДОУ № 210 «Детский сад общеразвивающего вида».

Методологическим обоснованием измерения мышления дошкольников являются : общенаучный диалектико-материалистический подход понимания окружающего мира, роли и места психики в нем, а также теоретико-методологические принципы психологии.

1. Принцип детерминизма, т. е. причины обусловленности психических явлений.

2. Принцип единства сознания и деятельности.

3. Принцип активности.

4. Принцип развития.

5. принцип личностного подхода.

Обследование проводилось с помощью методов тестирования, наблюдения, беседы.

В работе были использованы методики:

1 .«Обведи контур» (Немов Р. С.) Цель методики: оценить наглядно-действенное мышление. [11, стр. 107]

2. «Пройди через лабиринт» (Немов Р. С.) Цель методики: исследование наглядно-действенного мышления. [11, стр. 112]

На сегодняшний день существует немало определений, понятия «мышления». Ниже приведены основные из них.

Мышление (англ. thinking) — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

Мышление – это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью.

Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности [7, с. 124].

Методы изучения мышления

Таблица, обобщающей характеристики психодиагностических методик

Таблица 1 - Краткая характеристика методик, применяющихся для диагностики мышления

№ Назва-ние методи-ки.

Ее автор (авторы) Теория, в рамках которой создана данная методика.

Метод Возрастные ограниче-ния. Тестовые нормы Данные о валидности,

надежности Литератур-ные источники, в которых опубликова-на данная методика или имеется информация о ней Примеча-ния

(например, достоинства или недостатки методики; шкалы и т. д.) Рекомен-дуемая сфера применения

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Название:

Методика «Обведи контур

Дошкольная психология Дошкольный возраст Измеряет уровень мышления дошкольников. Надежность средняя. Деятельность практического психолога. Практикум. Брестский Государственный Университет им. А. С. Пушкина

Достоинства: доступна для дошкольников, удобна в применении Для диагностик и уровня развития наглядно-действенного мышления.

2 «Пройди через лабиринт» (Григорьева Л. П.)

Дошкольная психология Дошкольный возраст Исследование логичности и гибкости мышления.

Надежность высокая.

Деятельность практического психолога. Практикум. Брестский Государственный Университет им. А. С. Пушкина

Достоинства: доступна для дошкольников, удобна в применении Для диагностик и уровня развития наглядно-действенного мышления.

3 Методика «Тип мышления» (Методика определения типа мышления в модификации Г. В. Резапкиной

Дошкольная психология Адаптированная к дошкольному возрасту Выделяет преобладающи тип мышления :предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное

Надежность высокая. Методика «Тип мышления» (Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. М. : Генезис, 2005 г

Приадаптированном варианте можно применять и для дошкольного и для более старшего возраста Применяется в детской психологии

Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет — значит, легкий; большой — значит, тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет и так далее.).

Обследование мышления дошкольников и анализ его результатов

Сроки проведения:1 день

В обследовании приняли участие 10 детей старшей группы, в возрасте 6-7 лет. Средний возраст : 6 лет 02 месяца. Из них 5 мальчиков и 5 девочек. Характеристики выборки представлены в таблице.

Таблица 2.

Характеристики выборки

Имя Пол Возраст

Алена С. Ж 5.9

Валерия Л. Ж 5.8

Миша М. М 5.9

Кирилл Д. М 6.1

Владислав Д. М 6.3

Арина С. Ж 5.10

Роберт Д. М 5.2

Татьяна С. Ж 6.1

Егор М. М 6.3

Катя К. Ж 6.5

Выборка сформирована стихийно.

Описание психодиагностических методик

1. Методика «Обведи контур» (Григорьева Л. П.)

Подтверждая валидность надежность психодиагностической методики автор установил путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми.

Шкалы: уровень развития наглядно-действенного мышления.

Темы: мышление.

Тестируем: психические процессы. Возраст : дошкольный, детям

Тип теста: невербальный.

Протокол № 1

Цель: исследование логичности и гибкости мышления

Измеряемые характеристики: логичность и гибкость мышления

Стимульный материал: методика «Обведи контур», бланк к методике

Экспериментатор: Мишина Т. В.

Испытуемые: воспитанники старшей группы (n=10)

Состояние: удовлетворительное

Методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления. Детям показывают рисунок и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках – образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.

Оценка результатов теста:

10 баллов – ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рисунке прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам

8-9 баллов – на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.

6-7 баллов – на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.

4-5 баллов – на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.

2-3 балла – на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.

0-1 балл – на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.

Выводы об уровне развития наглядно-действенного мышления

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

2. «Пройди через лабиринт» (Григорьева Л. П.)

Подтверждая валидность надежность психодиагностической методики автор установил путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми.

Шкалы: исследование логичности и гибкости мышления

Темы: мышление.

Тестируем: психические процессы. Возраст : дошкольный, детям

Тип теста: невербальный.

Протокол № 2

Цель: исследование логичности и гибкости мышления

Измеряемые характеристики: логичность и гибкость мышления

Стимульный материал: методика «Пройди через лабиринт», бланк к методике

Экспериментатор: Мишина Т. В.

Испытуемые: воспитанники старшей группы (n=10)

Состояние: удовлетворительное.

Методика предназначена для исследования логичности и гибкости мышления.

В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Оценка результатов

10 баллов - задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.

8-9 баллов - задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся палочкой до его стенок.

6-7 баллов - задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок.

4-5 баллов - задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок.

2-3 балла - задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок.

0-1 балл — задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Описание психодиагностической процедуры

При проведении обследования необходимо обратить внимание на важный критерий, основанный на том, что педагогу необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. Для налаживания такого контакта была создана игровая ситуация: в гости к детям пришел Колобок, с просьбой помочь ему выбраться из лабиринта, созданы условия, при которых дети не получали негативных эмоций, созданы позитивные эмоции, чтобы воспитанники чувствовал себя в безопасности. Также следила за самочувствием детей, не допуская физических и психических перегрузок.

Обследование проводилось за столами, размеры которых соответствовали возрасту и росту ребенка. Были убраны все отвлекающие внимание детей факторы (не сидели лицом к окну, двери, убраны отвлекающие игрушки).

Обследование проводилось в период времени, комфортный для детей. Тогда, когда они не являются переутомленными или перевозбужденными. Начало обследования 9 часов 30 минут. Окончание обследования 9 часов 45 минут. С перерывом на динамическую паузу между обследованиями.

Дети были заинтересованы, с удовольствием выполняли задания.

Методики, выбранные для исследования соответствуют возрасту исследуемой группы детей, позволяют рассмотреть мыслительные способности детей.

По методике «Обведи контур» (Л. П. Григорьева) проводилась следующая работа. Детям показывают рисунок (№ 1 или № 2) и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части.

Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках - образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы. Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.

На выполнение задания отводится 5 мин.

По методике «Пройди через лабиринт"(Л. П. Григорьева) проводилась следующая работа.

В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху.

Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

На выполнение задания отводится 5 мин.

Анализ результатов психодиагностического обследования

В процессе работы мы провели обследование детей из детского сада на уровень мышления. Затем обработали полученные данные и составили сводную таблицу данных, которая представлена в Приложении 1, где указали всех испытуемых и соответствующие эмпирические данные по обеим методикам.

Потом был составлен блок описательной статистики, (Приложение 2, куда вошли результаты, которые рассчитывались отдельно для мальчиков и девочек, а так же уровни выраженности показателей по каждой из шкал применяемых методик.

Затем был составлен график, отражающий центральные тенденции, стандартное отклонение и разброс, для каждого из обследованных параметров.

Рисунок 1. График результатов испытуемых

Проанализируем сводную таблицу данных по результатам обследования у дошкольников уровня мышления.

Группа девочек (первая группа) по методике «Обведи контур» показала следующие результаты: среднее значение равно 6,6 что соответствует среднему уровню мышления.

Значения в данной группе существенно не различаются все они в границах среднего показателя.

Min=5;

Max=9.

Так как медиана равна 7, а мода 5, это говорит о том, что распределение имеет ненормальную форму, так как мода и медиана разные. Значение эксцесса равно примерно -0,6, а асимметрии примерно 0,5. Стандартное отклонение = 1,6. Это говорит о малом различии значений.

В группе испытуемых мальчиков (вторая группа) по методике «Обведи контур» среднее значение равно 6,6, что немного ниже, чем у девочек, но также в целом соответствует среднему уровню.

Однако значения в данной группе значительно различаются. Это значит, что нельзя говорить о том, что большинство группы именно средним уровнем мышления, т. е. в группе в равной степени есть дети с различным уровнем мышления.

Min= 3 - уровень данного испытуемого низкий. Т. е. его мышление развито довольно слабо. Таких испытуемых в группе 20 %. Это говорит о том, что, несмотря на различную степень проявления признака, для 20 % группы характерен низкий уровень мышление.

Max=10 – уровень данного испытуемого достигают уровня развития выше среднего. Таких испытуемых в группе 40 %. Это говорит о том, что, несмотря на различную степень проявления признака, для 40 % группы характерен высокий уровень мышление.

Так как медиана, как и мода равна 7, то распределение имеет нормальную форму. Значение эксцесса равно примерно -0,6, а асимметрии примерно 0,1. Это значит, что кривая немного выгнута и имеет сдвиг в сторону больших значений. Стандартное отклонение = 1,6. Это говорит о малом различии значений. В результате сравнения показателей по методике «Обведи контур» мы сделали вывод, что различия в первой и второй группе несущественны.

Группа девочек (первая группа) по методике «Пройди через лабиринт» показала следующие результаты: среднее значение равно 5,6, что соответствует среднему уровню мышления.

Значения в данной группе существенно не различаются все они в границах среднего показателя.

Min=5;

Max=8.

Так как медиана равна 6, а мода 4, то распределение имеет ненормальную форму, так как мода и медиана разные. Значение эксцесса равно примерно -0,6, а асимметрии примерно 0,5. Стандартное отклонение = 1,6. Это говорит о малом различии значений.

В группе испытуемых мальчиков (вторая группа) по методике ««Пройди через лабиринт» среднее значение равно 5,6, такое же, как и у девочек.

Однако значения в данной группе значительно различаются. Это значит, что нельзя говорить о том, что большинство группы именно средним уровнем мышления, т. е. в группе в равной степени есть дети с различным уровнем мышления.

Min = 1 - уровень данного испытуемого низкий. Т. е. его мышление развито довольно слабо. Таких испытуемых в группе 20 %. Это говорит о том, что, несмотря на различную степень проявления признака, для 20 % группы характерен низкий уровень мышление.

Max=9 – уровень данного испытуемого достигают уровня развития выше среднего. Таких испытуемых в группе 40 %. Это говорит о том, что, несмотря на различную степень проявления признака, для 40 % группы характерен высокий уровень мышление.

Так как медиана, как и мода не равны (8 и 6, то распределение имеет ненормальную форму. Значение эксцесса равно примерно -0,6 а асимметрии примерно -0,6. Стандартное отклонение = 3,2. Это говорит о существенном различии значений. В результате сравнения показателей по методике «Пройди через лабиринт» мы сделали вывод, что различия в первой и второй группе несущественны.

В результате проведенной диагностики мышления детей дошкольного возраста, сделаны следующие выводы.

Личностные особенности детей проявились и при диагностике мыслительных операций. Недостаточный уровень общей осведомленности вызывает затруднения при выполнении следующих мыслительных операций: обобщение, классификация, умозаключение.

У мальчиков более высокий уровень наглядно-образного мышления, чем у девочек.

В целом уровень мышления детей в садике достаточно хороший.

Заключение

В заключении, считаем важным подчеркнуть, что цель работы: обследовать особенности развития мышления детей дошкольного возраста достигнута. Выполненное обследование позволило сделать следующие выводы:

Определяя понятие мышление, было сформулировано понятие мышления, как высшей формы отражения окружающей действительности. Мышление - есть обобщенное и опосредствованное словом познание действительности. Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений.

Можно отметить, что наибольший вклад в изучение этого вопроса внесли ученые советского времени развития отечественной психологии. Но проблема исчерпана далеко не полностью и вопрос развития наглядно-образного мышления у детей с нарушениями слуха и слышащих детей не перестает интересовать научные умы.

Наглядно-образное мышление стоит в центре ряда развития мышления, между наглядно-образным мышлением и словесно-логическим. Формируясь из предпосылок, заложенных совокупностью способов решения задач при наглядно-образным мышлении, создает собой основу, из которой формируются процессы словесно-логического мышления. Наглядно-образное мышление представляет собой процесс образного решения задачи, где образы отражают реальную ситуацию, предметы и свойства предметов ситуации. Основой наглядно-образного мышления является образы. Сначала образы отражают предметы, затем обобщенные свойства предметов и ситуаций. Основными мыслительными операциями наглядно-образного мышления являются сравнение, обобщение и категоризация, на позднем этапе формируется операция обратимости, которая лежит в основе образования понятий.

Результаты нашей экспериментальной работы показали, что дети находятся на среднем уровне развития мышления.

Недостаточный уровень общей осведомленности вызывает затруднения при выполнении следующих мыслительных операций: обобщение, классификация, умозаключение.

У мальчиков более высокий уровень наглядно-образного мышления, чем у девочек.

В целом уровень мышления детей в детском саду достаточно хороший.

Результаты эксперимента подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием игровых технологий направленных на формирования мышления.

Список литературы

1. Бейсова В. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе. – М. : Педагогическое общество России, 2008. – 283 с.

2. Выготский, Л. С. Мышление и его развитие в детском возрасте. М. : Просвещение, 2010. – 320 с.

3. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. —М., 1991. – 450 с.

4. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо. - М. : Педагогическое общество России. 2009. – 440 с.

5. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб. : Питер, 2006. — 320с.

6. Мещеряков Б. Г. Современный психологический словарь. – М. : АСТ, 2007. – 550 с.

7. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М. : Владос. 2009. - 688с.

8. Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского. - М., 2015. – 432с.

9. Поддъяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников. – М., 2013. - 450 с.

10. Психологический словарь /под ред. П. И. Питкасистого. - М., 2012. – 580 с.

11. Психология. / под ред. А. А. Крылова – М. : ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2011. – 548 с.

12. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Гавриловой - М., 2014. – 390 с.

13. Юркевич В. С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность М. : Просвещение, 2010. - 136 с.

Публикации по теме:

Экспресс-диагностика познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Статья Я,Варданян Виктория Анатольевна, педагог-психолог МБУ «Центра Психолого-Педагогической Медицинской и Социальной Помощи» в рамках.

Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста Развитие музыкальных способностей детей Определить наличие музыкальных.

Диагностика развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) Этап 1. • «Петушок» Ладонь вверх, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх. • «Кошечка».

Картотека игр для развития мышления у детей дошкольного возраста Игры для детей дошкольного возраста. "Ассоциации" Подберите карточки с изображением предметов, связанных между собой. Например, песок –.

Консультация «Диагностика и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация «Диагностика и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Консультация предназначена для родителей, воспитателей, гувернёров. «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким.

Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста Рассматривая мышление как процесс, охватывающий весь жизненный путь человека, можно отметить, что на каждом возрастном этапе этот процесс.

Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами.

Тренировка мышления детей дошкольного возраста Тренировка мышления детей дошкольного возраста. После детского сада ребенок почти всегда умеет читать, складывать простые числа, кто то.

Консультация «Возможности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста» Аннотация. В статье рассматриваются возможности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста в детском саду. Представлен опыт.

Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста Основное начало развития мышления у детей дошкольного возраста относят.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Диагностика мышления детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 июня 2019 в 14:39
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика мышления детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мишина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД