Людмила Есикова
Диагностическая методика выявления уровня развития счетной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Диагностическая методика
выявления уровня развития счетной деятельности
детей старшего дошкольного возраста
Методика 1. Дидактическое упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: выявление умения счета
Оборудование: 10 больших цветных пуговиц
Игровое правило: посчитать сколько пуговиц лежит на столе.
Публикация «Диагностическая методика выявления уровня развития счетной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Игровые действия: определить количество пуговиц
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком пуговицы и предлагает посчитать их.
Методика 2. Дидактическая игра «Будь внимателен»
Цель: выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.
Оборудование: предметы для счета или их изображения, таблички с цифрами.
Игровое правило: все игровые действия производить молча.
Игровые действия: поиск карточек или количество предметов.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель показывает разное количество предметов или их изображений, а ребенок – соответствующую карточку с цифрой.
Вариант 2. Воспитатель показывает цифру, а ребенок – предметы или их изображения, соответствующие цифре.
Методика 3. Дидактическая игра «Хватит ли?»
Цель: выявление умений отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше.
Оборудование: изображения зайчиков, белочек, морковок, орехов.
Игровое правило: посчитать и сравнить количество зверушек и угощений.
Игровые действия: угостить зверушек, прикладывая мелкие карточки к крупным, выявить равенство или неравенство предметов
Ход игры: Воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Ребенок считает зайчиков (белочек, сравнивает их число, затем угощает зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство или неравенство числа игрушек в группе, он добавляет недостающий предмет или убирают лишний.
Методика 4. Дидактическая игра «Радуга»
Цель: выявление умений составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счет.
Оборудование: 7 разноцветных полосок радуги.
Игровое правило: запомнить расположение полос радуги.
Игровые действия: сосчитать по порядку полоски радуги, запомнить расположение полос радуги, определить какой полоски не стало.
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку радугу, состоящую из 7 разноцветных полос и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что полоски разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.
Воспитатель просит запомнить расположение полос радуги и закрыть глаза. В это время он убирает одну полоску. Ребенок открывает глаза и определяет, какой полоски не хватает и где она была расположена (какая по счету).
Критерии оценивания:
3 балла – ребенок выполнил задания осознанно, полностью и в короткий срок, допустил не более одной ошибки (исправил ее с помощью взрослого, дал развернутые ответы на вопросы.
2 балла – ребенок выполнил задания осознанно, полностью и в короткий срок, допустил не более двух ошибок (исправил их с помощью взрослого, дал развернутые ответы на вопросы.
1 балл – ребенок справился с заданием с помощью взрослого, допустил ошибки, отвечал неуверенно.
Максимальное количество баллов, которое может набрать каждый испытуемый ребенок за выполнение всех диагностических заданий – 18 баллов.
Распределение детей по уровням сформированности счетной деятельности осуществляется на основе следующей шкалы:
- высокий уровень – 13-18 баллов;
- средний уровень – 7-12 баллов;
- низкий уровень – 6 баллов и меньше.
Высокий уровень : ребенок знает номер чисел и сам правильно их называет, владеет порядковым счетом от 0 до 10, понимает образование чисел как результат счета. Он без ошибок производит арифметические действия сложения и вычитания, понимает принцип построения десятичной системы счисления, соответствующие уровню развития у него количественных представления. Понимает и правильно использует математические понятия и термины, знаковые обозначения.
Средний уровень : ребенок старается самостоятельно назвать номер чисел, но допускает 1-2 ошибки при этом и в порядковом счете от 0 до 10, не всегда понимает образование чисел как результат счета, при помощи взрослого устанавливает отношения эквивалентности и порядка и определяет состав однозначных чисел. Он допускает 1-2 ошибки в арифметических действиях сложения и вычитания, соответствующих уровню развития количественных представления. Не всегда понимает и правильно использует математические понятия и термины, знаковые обозначения.
Низкий уровень : ребенок не может самостоятельно правильно назвать номер чисел, допускает 3 и более ошибок в порядковом счете, не понимает образование чисел как результат счета, даже при помощи взрослого не может установить отношения эквивалентности и порядка и правильно определить состав однозначных чисел. Он допускает 3 и более ошибок в арифметических
действиях сложения и вычитания. Не понимает смысла и почти не использует математические понятия и термины, знаковые обозначения.
Таблица. Результаты диагностики уровня развития счетной деятельности детей старшего дошкольного возраста
№ п/п Фамилия, имя ребенка КОЛИЧЕСТВО И СЧЁТ
Умение считать Соотношение цифры с количеством Умение отсчитывать Количественный и порядковый счет; отвечать на вопросы Уровень
На единицу больше На единицу меньше
Сколько? Который?
1
2
3