Людмила Есикова
Диагностическая методика выявления уровня развития счетной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Диагностическая методика
выявления уровня развития счетной деятельности
детей старшего дошкольного возраста
Методика 1. Дидактическое упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: выявление умения счета
Оборудование: 10 больших цветных пуговиц
Игровое правило: посчитать сколько пуговиц лежит на столе.
Публикация «Диагностическая методика выявления уровня развития счетной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Игровые действия: определить количество пуговиц
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком пуговицы и предлагает посчитать их.
Методика 2. Дидактическая игра «Будь внимателен»
Цель: выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.
Оборудование: предметы для счета или их изображения, таблички с цифрами.
Игровое правило: все игровые действия производить молча.
Игровые действия: поиск карточек или количество предметов.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель показывает разное количество предметов или их изображений, а ребенок – соответствующую карточку с цифрой.
Вариант 2. Воспитатель показывает цифру, а ребенок – предметы или их изображения, соответствующие цифре.
Методика 3. Дидактическая игра «Хватит ли?»
Цель: выявление умений отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше.
Оборудование: изображения зайчиков, белочек, морковок, орехов.
Игровое правило: посчитать и сравнить количество зверушек и угощений.
Игровые действия: угостить зверушек, прикладывая мелкие карточки к крупным, выявить равенство или неравенство предметов
Ход игры: Воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Ребенок считает зайчиков (белочек, сравнивает их число, затем угощает зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство или неравенство числа игрушек в группе, он добавляет недостающий предмет или убирают лишний.
Методика 4. Дидактическая игра «Радуга»
Цель: выявление умений составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счет.
Оборудование: 7 разноцветных полосок радуги.
Игровое правило: запомнить расположение полос радуги.
Игровые действия: сосчитать по порядку полоски радуги, запомнить расположение полос радуги, определить какой полоски не стало.
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку радугу, состоящую из 7 разноцветных полос и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что полоски разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.
Воспитатель просит запомнить расположение полос радуги и закрыть глаза. В это время он убирает одну полоску. Ребенок открывает глаза и определяет, какой полоски не хватает и где она была расположена (какая по счету).
Критерии оценивания:
3 балла – ребенок выполнил задания осознанно, полностью и в короткий срок, допустил не более одной ошибки (исправил ее с помощью взрослого, дал развернутые ответы на вопросы.
2 балла – ребенок выполнил задания осознанно, полностью и в короткий срок, допустил не более двух ошибок (исправил их с помощью взрослого, дал развернутые ответы на вопросы.
1 балл – ребенок справился с заданием с помощью взрослого, допустил ошибки, отвечал неуверенно.
Максимальное количество баллов, которое может набрать каждый испытуемый ребенок за выполнение всех диагностических заданий – 18 баллов.
Распределение детей по уровням сформированности счетной деятельности осуществляется на основе следующей шкалы:
- высокий уровень – 13-18 баллов;
- средний уровень – 7-12 баллов;
- низкий уровень – 6 баллов и меньше.
Высокий уровень : ребенок знает номер чисел и сам правильно их называет, владеет порядковым счетом от 0 до 10, понимает образование чисел как результат счета. Он без ошибок производит арифметические действия сложения и вычитания, понимает принцип построения десятичной системы счисления, соответствующие уровню развития у него количественных представления. Понимает и правильно использует математические понятия и термины, знаковые обозначения.
Средний уровень : ребенок старается самостоятельно назвать номер чисел, но допускает 1-2 ошибки при этом и в порядковом счете от 0 до 10, не всегда понимает образование чисел как результат счета, при помощи взрослого устанавливает отношения эквивалентности и порядка и определяет состав однозначных чисел. Он допускает 1-2 ошибки в арифметических действиях сложения и вычитания, соответствующих уровню развития количественных представления. Не всегда понимает и правильно использует математические понятия и термины, знаковые обозначения.
Низкий уровень : ребенок не может самостоятельно правильно назвать номер чисел, допускает 3 и более ошибок в порядковом счете, не понимает образование чисел как результат счета, даже при помощи взрослого не может установить отношения эквивалентности и порядка и правильно определить состав однозначных чисел. Он допускает 3 и более ошибок в арифметических
действиях сложения и вычитания. Не понимает смысла и почти не использует математические понятия и термины, знаковые обозначения.
Таблица. Результаты диагностики уровня развития счетной деятельности детей старшего дошкольного возраста
№ п/п Фамилия, имя ребенка КОЛИЧЕСТВО И СЧЁТ
Умение считать Соотношение цифры с количеством Умение отсчитывать Количественный и порядковый счет; отвечать на вопросы Уровень
На единицу больше На единицу меньше
Сколько? Который?
1
2
3