МААМ-картинки

Диада «мать-дитя» (родительско-детские отношения в раннем возрасте)

Ася Кузьмина
Диада «мать-дитя» (родительско-детские отношения в раннем возрасте)
▼ Скачать + Заказать документы

Идея Д. Винникотта о том, что развитие ребенка происходит во взаимосвязи и взаимодействии с взрослым, акцентировала внимание на специфической взаимосвязи с субъективным миром матери. Любое событие на стадии раннего развития как нормальное, так и патологическое проходит определенную обработку внутри диады «мать-дитя». На ранних этапах развития ребенка велико значение не только ухода, как такового, но и отношений ребенка с матерью. Например, как психотические расстройства, так и расстройства телесного порядка, наблюдаемые у детей дошкольного, школьного возраста, часто имеют причиной защитные реакции раннего возраста и восходят к попыткам ребенка избавиться от тревоги, устранить, сделать незначащим - неблагополучие в окружении. Поэтому, расстройства привязанности, возникающие в раннем возрасте могут принять форму психосоматических нарушений, саморазрушающего поведения: зависимости, аутоагрессивное поведение и т. п., невротических расстройств, формирующихся расстройства личности.

Публикация «Диада „мать-дитя“ (родительско-детские отношения в раннем возрасте)» размещена в разделах

Личностные нарушения матери отражаются на развитии ребенка и являются следствием неудовлетворительных отношений между ними. В случае нарушений отношений мать не может предоставить ребенку правильных отношений или же особенности ее личности вынуждают мать нарушить нормальные отношения. В любом случае, личность матери действует как «психологический яд» (термин Р. Штица). Одной из причин девиантного родительства является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Родитель, например, в детстве отвергался своей матерью, что привело к нарушению процесса идентификации как на уровне психологического пола, так и при формировании родительской роли. Неудовлетворенная потребность в материнской любви и признании не позволяет такому взрослому самому стать любящим и заботливым родителем. Таким образом, опыт, полученный родителем в детстве, оставляет аффективные следы о первых воспоминаниях о себе, своих привязанностях.

Работа психолога при семейных запросах всегда связана с реальным ребенком, с его реальными навыками и предельными возможностями, с его интересами и сопротивлениями. Но, часто ребенок, с которым работает психолог, сильно отличается от ребенка, существующего в представлении матери. Одним из путей заполнения пространства между реальным и воображаемым ребенком - плодом материнских фантазий, является работа с реальным ребенком в присутствии матери. Иногда достаточно выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Необходимо помнить, что за проблемой, предъявляемой взрослыми как проблема ребенка, нередко стоят собственные проблемы взрослых, так что ситуация запроса к психологу становится двусмысленной.

Психологу важно выделять специфические примеры позитивного поведения родителей и родительской чуткости, проявленных при взаимодействии и толковании поведения детей. Сосредоточение на тех аспектах, в которых семья и психолог соглашаются друг с другом, доносит искреннее чувство заботы и благожелательности специалиста. Именно тогда большинство семей начинает понимать, что цель терапии — позитивная по своей природе и что психолог будет обращаться к решению проблем, используя компетенцию и силу членов семьи.

Таким образом, ранние объектные отношения проявляются через различные формы и способы поддержания контактов с ребенком, сопровождающихся определенным эмоциональным фоном и оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. Обычная забота матери о ребенке предполагает, что мать постоянно исправляет свои ошибки. Промахи в данном процессе неизбежны, но они должны быть соединены с заботливым стремлением их исправить. Когда промахи не исправляются, то наступает депривация – за неисправленными промахами идет снова опыт неисправленных. Тогда ребенок будет страдать, его развитие будет нарушаться, а коммуникация прерываться. Эти травмы оставляют психологические рубцы, которые дадут о себе знать позднее. На первом году жизни у ребенка отсутствует надежно установленная, дифференцированная психическая структура. Поэтому, если раздражители оказываются достаточно сильными, происходит прорыв барьера стимулов, что может привести к негативному изменению недифференцированной личности младенца.

Важность изучения различных психических и поведенческих расстройств в раннем возрасте обусловлена тяжестью патологических нарушений. Одни из важных аспектов данной проблематики - искаженные родительско-детские отношения и расстройства привязанности. Поэтому эта тема актуальна как для теоретиков, так и для практиков-психологов.

Публикации по теме:

Игра в социально-личностном развитии дошкольника В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития дошкольников, являющегося одним из компонентов Государственного.

Сердце матери Сердце материЛюбовь Сорокина автор Святая истина, Что сердце матери В тревоге за детей Болит всегда. И сколько б ни было Её ребёнку лет,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Диада «мать-дитя» (родительско-детские отношения в раннем возрасте)
Опубликовано: 24 марта 2015 в 11:16
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диада «мать-дитя» (родительско-детские отношения в раннем возрасте)» (включая файлы) размещена пользователем Ася Кузьмина (УИ 99092) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД