Светлана Абанина
Игра в социально-личностном развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития дошкольников, являющегося одним из компонентов Государственного стандарта дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника многоаспектно, требует от педагога немалых затрат труда, в плане результативности, как правило, отсрочено во времени. Основная цель – помочь детям войти в современный мир, наполненный множеством негативных явлений. Социальное развитие - это формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром и преобразованием его индивидуальности благодаря этому взаимодействию. Особенность социализации в дошкольном возрасте – существенное усложнение и расширение сферы влияний уже не только во взаимодействии с взрослым, но и через игровые контакты со сверстниками.
Публикация «Игра в социально-личностном развитии дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Все игры могут и должны использоваться для социального развития дошкольников. С целью охвата их рассматриваем классификацию игр:
Творческие игры (сюжетно - ролевые, режиссёрские, строительные, театрализованные, игры с песком и водой);
Игры с правилами: дидактические, подвижные, интеллектуальные.
Сюжетно-ролевая, режиссёрская, строительная игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития ребенка, речевого развития. В творческих играх ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определенную роль, дошкольник создает особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт социального поведения, умение поступать в соответствии с социальными нормами. Игра - драматизация развивает умения детей следить за развитием действия, воспринимать художественное произведение, художественный образ, делать самостоятельные выводы, различать плохие и хорошие поступки. Игры с правилами оказывают большое влияние на умственное развитие. Подвижные игры благотворно влияют не только на физическое развитие, но и на психическую сферу. Даже самые простые подвижные игры развивают силу, выносливость, ловкость, сообразительность, вырабатывают волю, характер, творческую инициативу, находчивость. Они способствуют умению быстро ориентироваться в окружающей действительности. Игры, вынуждая мыслить наиболее рационально, мгновенно реагировать на действительность. Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление дошкольника об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Таким образом, различные виды игр активизируют творческую деятельность, учат быть соучастниками событий, учат разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Игра способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, устойчивости к стрессовым ситуациям и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.