Наталья Мяклова
Детское экспериментирование в условиях современного ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Чтобы человек был успешным, умело ориентировался в постоянно растущем потоке информации, нужно научить его легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Развитие познавательной сферы, протекающей в форме экспериментальной деятельности - вопрос актуальный на сегодняшний день и является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Поэтому необходимо создать условия для саморазвития личности каждого ребёнка. А саморазвитие возможно в деятельности, включающей в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. В связи с этим детское экспериментирование, как истинно детская деятельность, представляет особый интерес для изучения и активного внедрения в практику детского сада.
Публикация «Детское экспериментирование в условиях современного ДОУ,» размещена в разделах
Детское экспериментирование заключается в познании объекта в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Познавательная сфера - сложное образование, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире.
С самого рождения ребёнок является ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕМ. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он НАСТРОЕН на познание мира, он ХОЧЕТ его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное! Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться, т. к. в основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, а это ведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию. И мы стараемся помочь детям стремиться к активной деятельности, не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию, а проведение исследований направить в нужное русло, сделав их полезными.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания задействованы все органы чувств. Каждому чувству и органу чувств соответствуют объекты чувственного восприятия:
• орган чувства нос - воспринимает запах. Запах, это объект чувственного восприятия;
• органы чувств глаза - воспринимают свет, цвет, формы предметов, их разнообразие, действия, движения;
• орган чувств язык – воспринимает вкус;
• орган чувства кожа - воспринимает механические воздействия и тепловую энергию
• органы чувств уши – воспринимают звук;
• орган чувства мозг – воспринимает мыслеобразы;
• седьмое чувство, известное человеку, в обиходе называют чутьем, ученые интуицией.
Следовательно, исходя из выше сказанного, предполагаю, что чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в экспериментальном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Проведение исследовательского поиска требует от детей специальных знаний, умений и навыков. Целенаправленно обучая детей, даю им эти знания, развиваю и совершенствую необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• самостоятельно учу давать определения понятиям;
• классифицировать, наблюдать;
• под контролем взрослого проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Цель проектно-исследовательской деятельности – становление у детей дошкольного возраста научно-познавательного, практически - деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что их окружает.
А. Н. Леонтьев, С. Л. Новосёлова, Н. Н. Поддъяков и др. выделяют в детском экспериментировании, которое имеет непосредственное отношение к саморазвитию основные положения:
• экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников;
• в экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования, продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. д. (продуктивная форма экспериментирования);
• экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества;
• в экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов;
• экспериментирование во всей своей полноте и универсальности является способом функционирования психики.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже экспериментирования, но затем приобретает статус второго ведущего вида деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний.
При проведении детского экспериментирования обязательно учитываю следующую структуру:
• постановку перед детьми проблемы, которую необходимо решить;
• целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
• выдвижение гипотезы (т. е., поиск возможных путей решения);
• проверку гипотезы (сбор данных, экспериментирование, реализация в действии);
• анализ полученных результатов (подтверждение гипотезы);
• формулирование выводов.
При планировании детской экспериментальной деятельности обязательно включаю:
• экспериментальную деятельность, организованную мною;
• экспериментальную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности
посредством развивающей среды);
• познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами
экспериментирования;
• демонстрационные опыты, реализуемые мною совместно с детьми;
• долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Организуя экспериментальную деятельность с детьми-дошкольниками, придерживаюсь определённых правил, позволяющих успешно решить следующие задачи:
• учить действовать самостоятельно и независимо, избегая прямых инструкций;
• не сдерживать инициативы детей;
• не делать за них то, что они уже умеют делать самостоятельно;
• не спешить с вынесением оценочных суждений;
• помогать учиться управлять процессом усвоения знаний.
Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного использования методов и приёмов, которые способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.
В работе с детьми необходимо использовать принцип «от простого к сложному», ведь для детей экспериментирование - сложный способ познания, требующий большой предварительной подготовки и соблюдения правильных условий организации эксперимента :
• положительное, ответственное отношение со стороны взрослых и детей, такие как:
наличие заинтересованность, использование правил техники безопасности;
• равенство условий для всех участников экспериментирования (достаточная оснащённость необходимым оборудованием);
• чёткие инструкции перед опытом, понятные всем и каждому;
• стимулирование высказываний, суждений, выводов, первичных обобщений по результатам эксперимента.
Для отслеживания результатов экспериментальной деятельности пользуюсь следующими критериями эффективности:
• соответствие целей и согласованности моих действий с родителями и детьми;
• создание условий для исследовательской деятельности детей-дошкольников в саду,
родителями (законными представителями) дома;
• самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности;
• нахождение рядом взрослых, которые достаточно деликатны, чтобы ребёнка-исследователя
не ломать, не навязывать ему своё видение мира, не подменять своими действиями. Ребёнок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познаёт мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребёнок пришёл самостоятельно (при умелом ненавязчивом руководстве взрослого);
• презентация и оценка деятельности ребёнка. Те знания, которые ребёнок приобрёл самостоятельно в результате исследовательской деятельности, не могут оставаться невостребованными. Их важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребёнка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать презентацию результатов исследовательской деятельности ребёнка и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников. Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. Перед ним стоит цель: научиться логично излагать свои знания, умения и навыки, освоенные в ходе опытно-экспериментальной деятельности, а также владеть умением отвечать на вопросы. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы.
Свою деятельность считаю инновационной, т. к. в работе с детьми использую:
• комплект лабораторного оборудования «Атомы и молекулы», «Лаборатория воды», «Выращивание кристаллов» «Лаборатория звука», «Лаборатория ростка», «Магнитные эксперименты», «Лаборатория отпечатков пальцев». Эксперименты, проводимые с помощью данного оборудования относятся к естественным наукам, что позволяет ребёнку в доступной форме объяснить какое-либо явление существующее в природе.
• цифровой микроскоп, с помощью которого в реальном времени на экране компьютера можно наблюдать многократно увеличенное изображение микрообъектов, а также создавать снимки и видеозаписи протекающих в микромире процессов. Микроскоп позволяет:
превращать обычные предметы в объекты исследования; формировать изображения предметов на экране компьютера; просматривать изображение на экране; делать видеозаписи.
• ИКТ – технологии.
Применение ИКТ-технологий в процессе обучения детей экспериментированию позволяет :
• показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре;
• в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует
наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
• привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать
материал ими;
• способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей,
познавательной активности, навыков и талантов;
• поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к проведению опытно-экспериментальной деятельности. Помогает воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, а это, в свою очередь, способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Для реализации всех выше перечисленных задач необходимо, чтобы каждое исследование завершилось участием в конкурсах проектов детских исследовательских работ, как с участием слушателей (на муниципальном уровне, так и без них (заочное участие в окружных, всероссийских конкурсах).
Итак, удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, дети изучают себя и свои возможности, ищут способы измерения. Поиск подводит их к уникальному открытию того, что каждый человек обладает великими силами:
• ума;
• памяти;
• мечты;
• дружбы;
• любви;
• добра.
Я убеждена в том, что опытно-экспериментальная деятельность необходима для детей. Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивает логику, образное мышление и воображение, способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно–экспериментальная деятельность, воспитывает внутреннюю потребность к получению знаний, что является наиболее важной стороной подготовки ребенка к школе.
И, конечно же, наградой за наши труды является уникальная возможность раскрыть личность ребёнка, способную изобретать и использовать нестандартные решения в трудных ситуациях!
Список используемой литературы:
Ребёнок в мире поиска-О. В. Дыбина 2012г
Неизведанное рядом-О. В. Дыбина. Н. П. Рахманова. 2011г
Познавательно –речевое развитие –Л. В. Рыжова. 2015г