МААМ-картинки

Детское экспериментирование

Марина Александровна Лукомская
Детское экспериментирование

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности. В уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы.

Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной деятельности играют родители. Абсолютно правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.

Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты. Для этого не требуется больших усилий. Необходимо желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания.

Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской активности детей.

Что нужно делать:

Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детские «почему?»

Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

В целях безопасности осуществляйте некоторые запреты на действия детей, объясняя, почему этого нельзя делать.

Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

Оказывать необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

Учить ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

Создавать ситуацию успешности.

ЛИМОННЫЙ ВУЛКАН

Вам понадобится:

1.2 лимона (на 1 вулкан);

2. пищевая сода;

3. пищевые красители или акварельные краски;

4. средство для мытья посуды;

5. чашка;

6. деревянная палочка или ложечка;

7. поднос.

Ход эксперимента:

Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.

С обратной стороны сделайте углубление, вырезав кусок лимона.

Возьмите второй лимон, разрежьте его пополам и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.

Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой «помните» лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона.

Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.

Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.

Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона - вулкан начнет пениться.

Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок.

РАДУГА НА БУМАГЕ или как свет отражается на ровной поверхности

Вам понадобится:

1. миска с водой;

2. прозрачный лак для ногтей;

3. маленькие кусочки черной бумаги.

Ход эксперимента:

Добавьте в миску с водой 1-2 капли прозрачного лака для ногтей. Посмотрите, как лак расходится по воде.

Быстро (спустя 10 секунд) окуните кусок черной бумаги в миску. Выньте его и дайте высохнуть на бумажном полотенце.

После того, как бумага высохла (это происходит быстро, начните поворачивать бумагу и посмотрите на радугу, которая отображается на ней.

Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.

ДОЖДЕВОЕ ОБЛАКО В БАНКЕ

Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю. Так появляется дождь. Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.

Вам понадобится:

1. пена для бритья;

2. стеклянная банка;

3. вода;

4. пищевой краситель.

Ход эксперимента

Наполните банку водой.

Сверху нанесите пену для бритья - это будет облако.

Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на «облако», пока не начнется «дождь» - капли красителя начнут падать на дно банки.

Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.

САЛЮТ В БАНКЕ

Вам понадобится:

1. банка;

2. миска;

3. теплая вода;

4подсолнечное масло;

5. пищевые красители.

6. вилка.

Ход эксперимента:

Наполните банку на 3/4 теплой водой.

Возьмите миску и размешайте в ней 3-4 ложки масла и несколько капель пищевых красителей.

Вилкой размешайте красители и масло.

Аккуратно вылейте смесь в банку с теплой водой.

Посмотрите, что произойдет - пищевой краситель начнет медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.

МЕДУЗА В БАНКЕ

Вам понадобится:

1. небольшой прозрачный 2. полиэтиленовый пакет;

3. прозрачная пластиковая бутылка;

4. нитка;

5. пищевой краситель;

6. ножницы.

Ход эксперимента:

Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.

Отрежьте дно и ручки пакета.

Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы у вас получились два листа из полиэтилена. Вам понадобится один лист.

Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области "шеи" медузы, но не слишком туго – вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.

Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе – от низа до головы. Вам нужно примерно 8-10 щупальцев.

Каждое щупальце разрежьте еще на 3-4 более мелкие детали.

Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла "плавать" в бутылке.

Наполните бутылку водой и поместите в нее вашу медузу.

Капните в бутылку несколько капель синего или зеленого пищевого красителя.

Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась. Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка. Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Желаем увлекательного время препровождения и новых познаний во время проведения опытов и экспериментов!

Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детское экспериментирование
Опубликовано: 2 августа 2024 в 11:36
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование» (включая файлы) размещена пользователем Марина Александровна Лукомская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД