Невмятуллина Гульназ Равилевна
Детское словотворчество как особый феномен развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — это исключительно важный период в жизни каждого ребенка. Ведь именно в этом возрасте формируется фундамент всего дальнейшего развития человека. Именно поэтому главной целью воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Развитие личности теснейшим образом связано с формированием творчества, познанием окружающего мира и, конечно же, усвоением всех законов родного языка.
Публикация «Детское словотворчество как особый феномен развития речи» размещена в разделах
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается следующее определение:
Язык — это речь, способность говорить. То есть одним из компонентов усвоения родного языка является овладение речью. Речь — это сложная и специально организованная форма психической деятельности. Она принимает участие в мыслительных процессах и регулирует человеческое поведение. Овладение родным языком - важнейшее приобретение ребенка в период дошкольного детства. Ведь как раз дошкольный возраст является сенситивным к усвоению речи. Если к старшему дошкольному возрасту ребенок не достигает определенного уровня владения родным языком, то и на поздних возрастных этапах этот путь не может быть успешно пройден.
На сегодняшний день наука, которая занимается изучением детской речи, называется лингвистикой детской речи. Она рассматривает такие аспекты детского языка, как его функционирование в детской речи, его роль в формировании полноценной взрослой речи, механизмы его создания и т. п. Одним из аспектов формирования речи детей является детское словотворчество.
Детское словотворчество - одно из главных особенностей речевого развития ребенка в возрасте от двух до пяти лет. К словотворчеству как конструированию ребенком новых единиц языка относят два вида явлений. Это создание новообразований в словоизменении и словотворчество в словообразовании. Феномен детского словотворчества изучали, продолжают изучать многие исследователи детской речи. К ним относятся не только наши отечественные, но и зарубежные. Данной теме посвящены работы таких исследователей, как С. Н. Цейтлин, К. И. Чуковского, А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, М. М. Кольцовой и многих других.
Важной особенностью детского языка является то, что в нем встречаются такие единицы, которые отсутствуют в языке. Суть в том, что они создаются самим ребенком на основе правил русского языка.
Корней Иванович Чуковский утверждал: «. начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях ее уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала: к этому возрасту, ребенок уже полностью овладел основными принципами родного языка». [6, с. 19]
Проблема детского словотворчества является актуальной и по сей день. Она представляет большой интерес для современной психолингвистики и методики развития детской речи. Несомненно, есть люди, которые услышав из уст ребенка необычное слово, могут подумать о ненормативном развитии речи. Но можно с уверенностью утверждать, что словотворчество является нормой развития детской речи. Это одна из ступеней долгого процесса формирования правильной речи ребенка.
Стелла Наумовна Цейтлин утверждала: «Появление особых, не зафиксированных в речи взрослых форм, а тем более появление слов, самостоятельно сконструированных ребенком в возрасте от двух до трех и далее, это как раз свидетельство того, что он осваивает язык успешно, что он самостоятельно конструирует формы, что в его сознании складывается, уже сложилась система определенных правил, которые он использует самостоятельно» [6]
Феномен словотворчества затрагивает всех детей. Его отсутствие может говорить о том, что у ребенка наблюдаются отклонения в области речевого развития. Именно поэтому, как воспитателям, так и родителям, важно знать о словотворчестве и о его закономерных механизмах.
Каковы же причины появления этого явления? Ведь справедливо утверждает В. Т. Кудрявцев о том, что дошкольник вовсе не ставит перед собой задачи - стать хозяином родного языка!
По мнению С. Н. Цейтлин, причиной использования детьми словотворчества является различие между реальным лексическим запасом языка и недостаточным объемом словаря ребенка. И именно стремление заполнить данные пропуски или «индивидуальные лакуны» вызывает активизацию словотворчества. [5, с. 136].
А. Г. Арушанова утверждала, что необходимость в анализе и синтезе производных слов вызывается коммуникативными потребностями ребенка. В младшем дошкольном возрасте - необходимостью назвать своим словом принципиально новый объект; в среднем и старшем дошкольном возрасте на первый план выступает ориентировочная и экспрессивная (эстетическая) функция. Ребенок начинает, по выражению автора, обыгрывать слова, создавая по несколько вариантов. [1, с. 249].
По моему мнению, главной причиной появления в речи ребенка новых слов является незнание названий всех предметов, которые окружают ребенка. Дети, овладевая языком, знакомятся и усваивают традиционные наименования предметов и явлений. Они начинают сопоставлять мир вещей и мир слов. Но предметов и явлений, которые окружают ребенка, всегда больше, чем известных ему названий. И чтобы заполнить эту пустоту, ребенок начинает сам придумывать названия этим предметам, т. е. применяет словотворчество.
Исследованием словотворчества занималась и Октябрина Ароновна Габинская. Она выделила причины детского словотворчества. Согласно ее данным, словотворчество возникает:
- в результате незнания ребенком нормативного наименования явлений, которые необходимо обозначать словом (ножить - резать ножом);
- в результате незнания простейших явлений действительности (ножик - вилкин муж, телевизор - папа радио);
- стремление найти слово, схожее по контрасту либо по аналогии (старость - рваность);
- в результате стремления ребенка рифмовать слова, принадлежащие к одной категории понятий и систематизировать их либо по контрасту, либо по сходству (няня нянчит - мама мамчит);
- стремление наделить слово «внутренней» формой (пенсионист, ремонтер, полуумный);
- в результате подражания, так как всякое новое слово, создаваемое ребенком, творится им в соответствии с нормами, которые даны ему взрослыми;
- в результате контроля и критической оценки речи других людей;
- в целях экономии времени и речи (отмухиваться);
- в результате противоборства речи взрослых (лошада);
- в результате неправильного усвоения функций той или иной части слова (коша - кошка);
- в результате сохранения фонетики и морфологии существующего слова, но наполнения его новым содержанием (мельница - жена мельника). [2]
Механизмом детского словотворчества является формирование языковых обобщений. Если в словаре ребенка нет подходящего, готового слова, то он начинает сам его придумывать, конструировать. При этом опирается на уже усвоенные правила и речевые шаблоны.
Ребенок не пользуется «готовым» языком, а создает, изобретает его сам. Справедливо Т. Н. Ушакова утверждает: «Постепенное освоение ребенком взрослого языка есть, в сущности, не присвоение этого языка, но его самостоятельное конструирование». [4]
К. И. Чуковский писал, что ребенок изобретает слова, которые уже есть в языке, но не известны ему. [6, с. 14]
Т. Н. Ушакова выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:
а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово («осколки слов»);
б) к корню одного слова прибавляется окончание другого («чужие» окончания);
в) одно слово составляется из двух («синтетические слова»). [3, с. 118]
В заключение, после разбора понятия «детское словотворчество» и рассмотрения особенностей этого явления, хочется ещё раз отметить, что детское словотворчество — это закономерный этап в развитии речи ребенка. Отсутствие данного явления может говорить о ненормативном развитии, об отклонениях в области речевого развития ребенка. Нельзя считать словотворчество явлением, которое оказывает негативное влияние на ребенка. Напротив, необходимо побуждать ребенка к использованию словотворчества и одобрять самостоятельное конструирование слов. Ведь это естественный путь освоения ребенком лексического богатства языка, наиболее действенный способ осмысления грамматических форм.
Литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
2. Габинская О. А. Типология причин словотворчества. Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1981. - 152 с.
3. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Сов. Россия, 1979. - 192 с
4. Ушакова Т. Н. Речь: Истоки и принципы развития - М. : 2004. - 256 с.
5. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
6. Чуковский К. И. От двух до пяти: Книга для родителей. - М. : Педагогика. 1990. - 384 с