раиса медникова
Детское музицирование. Игра на ложках
▼ Скачать + Заказать документы
Детское музицирование. Игра на ложках.
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим задача педагогов – воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление.» К. Орф.
Музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познание музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Ребенок открывает для себя мир музыкальных звуков, различает красоту звучания разных инструментов. У него активизируется музыкальная память и творческое воображение, развиваются волевые качества, внимание, сосредоточенность, усидчивость. Игра в оркестре дает положительные результаты в музыкальном развитии всех без исключения детей, прежде всего оно приносит удовольствие в эмоциональном плане, на занятиях царит атмосфера увлеченности.
Темочки:
Музыкальный инструмент для маленького ребенка – символ музыки, тот,кто играет на нем – почти волшебник. Но, в первую очередь, музыкальный инструмент – это «орудие» музыканта, с помощью которого он осуществляет свою вдохновенную деятельность.
На свете великое множество музыкальных инструментов. С какими музыкальными инструментами знакомят детей в детском саду?
1. Группа струнных: балалайка, гусли, домра.
2. Группа духовых: саксофон, мелодика, флейта, кларнет.
3. Группа ударно-клавишных: пианино, рояль.
4. Группа клавишно-язычковых: баян, аккордеон, гармоника.
5. Группа ударных, имеющих звукоряд: ксилофон, металлофон.
6. Группа ударных, не имеющих звукоряд: барабан, бубен, тарелки, кастаньеты, маракасы, трещотки, треугольник, бубенцы.
Русские народные инструменты. Ни одна национальная культура не может сравниться по разнообразию самобытных музыкальных инструментов с русской музыкальной культурой. Современный перечень только ударных фольклорных инструментов насчитывает около тридцати наименований. Первыми профессиональными исполнителями на русских народных инструментах были скоморохи. Однако неизвестно, кто и когда впервые догадался использовать вкачестве музыкальных инструментов предметы домашнего быта, такие, как ложки, рубель (встарину русские женщины использовали этот предмет для выколачивания (стирки) и глажения белья после нее, доска (приспособление для ручной стирки, представляющее собой ребристую поверхность, о которую следует тереть намоченную в мыльном растворе одежду, кокошник (одно из значений) -сторожевая колотушка, использовалась ночным сторожем, который постукиванием сообщал хозяину, что он не спит и охраняет подворье, пастуший барабан.
Все перечисленные предметы уже стали музыкальными инструментами, потеряв свое первоначальное предназначение. А вот деревянные ложки до сих пор являются распространенным предметом быта и в то же время они являются самым популярным и колоритным народным музыкальным инструментом. Наряду с гуслями, балалайкой и гармошкой ложки по праву можно считать символом русского музыкального искусства, символом широкой души русского человека.
Ложки широко используются в певческих и инструментальных коллективах. Игра на ложках доступна и детям, так как способы и приемы игры на них просты. Играть в ансамбле ложкарей могут дети с хорошо развитым чувством ритма. Для этого на каждом занятии дети должны четко проговаривать и прохлопывать сильную долю, метр и ритм произведения. Кроме того, на занятиях нужно использовать, обыгрывать русские потешки и попевки.
На народную мелодию «Вологодский краковяк» :
1. Таря-Маря
1. Таря-Маря в лес ходила, шишки ела – нам велела.
А мы шишики не едим, Таре-Маре отдадим.
2. Таря-Маря в лес пошла и грибочков там нашла.
А грибы-то мы едим, Таре-Маре не дадим.
Проигрыш – любой ритмический рисунок.
2. За морями
1. За морями. За морями, за железными столбами.
На пригорке теремок, на дверях висит замок.
2. Ты за ключиком иди и замочек отомкни.
Там еще один замок, вот такой вот теремок.
Проигрыш – любой ритмический рисунок.
3. Мишка с порожками
1. За стеклянными дверями стоит мишка с пирогами.
Мишка-мишенька, дружок, сколько стоит пирожок?
2. Может рупь, может три? Поскорее говори!
Мишка-мишенька, дружок, я куплю твой пирожок.
Проигрыш – любой ритмический рисунок.
4. Раз у нашего Степана
Раз у нашего Степана караулил кот сметану,
А когда настал обед… Кот сидит – сметаны нет.
Помогите-ка Степану, поищите с ним сметану!
Да спросите у кота, чё отводит он глаза?
Проигрыш – любой ритмический рисунок.
5. Требуха
Требуха, требуха, съл корову да быка,
Пятьдесят поросят, девяносто пять утят
А еще сто гусей, две кастрюли кислых щей.
Я в гостях побывал, это диво повидал.
Проигрыш – любой ритмический рисунок.
6. Шел по лесу лягушонок
Шел по лесу лягушонок. Повстречал его мышонок,
Поздоровались друзья: пи-пи-пи да ква-ква-ква.
Три малюсеньких букашки пили воду из ромашки
И смеялись: ха-ха-ха! В колокольчике блоха.
Проигрыш – любой ритмический рисунок.
Способы игры на ложках : «простой (ложка в каждой руке);«лошадка» (одна ложна на ладони л. р., выпуклой стороной вверх, ручкой от себя, второй ложкой поочередно ударять по выпуклой стороне); часики» (поднять одну руку вверх и выполнять скользящее движение по другой ложке); «солнышко» (выполнять простые быстрые удары в ложки –восьмыми длительностями, вправо, вверх, влево, вниз); «лягушка» (держать две ложки в л. р.)
Существует множество приемов игры на ложках, такие как: «квак», «скользящий удар»,»молоточек» «дробь» и др.
Сочетая все приемы в различных вариантах и ритмах, мы получим яркое и красивое исполнение.
Музицирование помогает детям изучать мир, а также показывать свое к нему отношение через музыкально-творческую игру.
Когда играет музыкант,
То ценят все его талант.
И я, наверно, потому
Чуть-чуть завидую ему.
Он может вмиг заставить нас
Запеть или пуститься в пляс.
А загрустит – и мы грустим
Под звуки флейты с ним.
Чем музыкант не чародей?
В его руках сердца людей.
Он может и змею порой
Заворожить своей игрой. (М. Пляцковский)