Минакова-Смирнова Екатерина
Детское фотографирование как способ экспериментальной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детское фотографирование – это способ использования фотоаппарата в образовательной деятельности воспитанниками старшего дошкольного возраста. Этот процесс положительно влияет на дошкольника : вызывает яркие эмоции, развивает познавательную активность, создает условия для рефлексии, формирует способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве, служит средством самоопределения в мире интересов.
Образовательные ситуации разрабатываются по определенной схеме:
1. Мотивация к наблюдению осуществляется через постановку проблемы
Публикация «Детское фотографирование как способ экспериментальной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Рассматривается целый объект, фотосъемка целого предмета
3. Рассматриваются части объекта, фотосъемка частей объекта
4. Рассматриваются изменения объекта в связи с условиями. Фотосъемка изменений состояния объекта в связи с учетом условий
5. Оформление набора фотоснимков какой-либо продукт (фотоальбом, дидактическую игру, коллаж, лэпбук и др.) для размещения его в среде группы детского сада.
Примеры тем для фотографирования :
• Какими бывают дома?
• Всегда ли вода льется?
• Где живет цифра 4?
• Одуванчик и мать-и-мачеха – один и тот же цветок или разные растения?
• Почему у елки не листья, а иголки?
• Я похож на других людей или отличаюсь от них?
• Бердвотчеры или какие птицы обитают зимой (летом) на участке детского сада?
• Моя любимая игрушка
• Петербургское небо
Вопросы и задания могут быть разными в зависимости от возраста детей, целей фотоисследования (наблюдение, исследование, ответ на вопрос) и итогового продукта (дидактическая игра, пазл, заполнение лэпбука).
Лэпбук «Я познаю удивительный мир».
Главной задачей является познание окружающего нас мира, но не привычными нам способами, а с помощью фотоаппарата.
Детям задается вопрос в устной форме, а ответ должен поступить исключительно в виде фотографии, которую могут сделать либо дети сами, либо с помощью взрослых (это прекрасный способ совместной деятельности детей и взрослых). Далее идет сбор полученных фотоответов педагогом, анализ, обсуждение с детьми и формирование отдельной темы в лэпбуке, с последующим использованием этих фотографий в тематических занятиях или изготовлении какой-либо дидактической игры.
«Всегда ли вода льется?»
Например, я задала детям такой вопрос: «Всегда ли вода льется?» И напомнила, что ответ - только в виде фотографии. По признанию родителей, сначала этот вопрос вводил их в ступор, но потом методом проводя совместные наблюдения и опыты они находили верные ответы и присылали мне следующие фото :
Целью было изучить состояния воды: жидкое, твердое и газообразное.
Таким образом, заполняем кармашек в нашем лэпбуке и возвращаемся к этим фото в соответствии с темой. Хочу заметить, что дети с большим интересом работают именно со своими материалами.
«Петербургское небо»
Варианты заданий детям:
• Сфотографировать небо в разную погоду
• Сфотографировать облака
• Определить, какого цвета бывает небо (голубое, серое, синее, малиновое и т. п., почему цвет неба разный
• Посмотреть и придумать, что похожи облака, сделать коллаж, подобрав к облакам картинку-объект, похожий на облако или дорисовать на фотографии элементы, подчеркнув сходство с каким-либо объектом
• Придумать сказку про облако-объект дома с родителями, записать ее печатными буквами (для читающих детей, оформить книжку-малышку
• Составить группы фотографий с серым небом Петербурга и не с серым. Сравнить, какой цвет неба в Петербурге чаще встречается.
Примеры присланных фото на ассоциацию с объектом (на кого и что похоже облако) :
Или фото для дорисовки облаков до какого-либо объекта:
Так же можно создать альбом с разных типов облаков (перистые, слоистые, кучевые) :
«Какие бывают дома?»
Варианты заданий детям:
• Сфотографировать свой жилой дом, обозначить в нем окна квартиры (если дом многоэтажный)
• Сфоторгафировать дома общественного значения (магазины, школы, детские сады, бассейны и пр.)
• Составить рассказ на тему по выбору «Моя улица», «Достопримечательности моего города», «Полезные магазины», «Необычные здания» и т. п.
Пример оформления продукта – коллаж из детских фотографий «Дома с необычными названиями в моем городе».
«Муравейник» «Ворон» «На курьих ножках»
«Дюна» «Свечки» «Бастилия»
«Где в окружающем мире живет цифра 4?»
Перед детьми ставится задача поиска цифры 4 вокруг себя, с своем окружении, в природе. Сначало, многие думают, что задача сводится к поиску конкретно написанной цифры где-то. Но не все так просто. Посмотрите… 4 лапы у кота, 4 струны у виолончели, 4 этажа у дома, 4 ножки у табурета, 4 знака «Пешеходный переход», 4 колеса у машины и многое другое.
Как только суть поиска становится понятна, то «Игра в прятки с цифрой 4» превращается в увлекательную прогулку, приключение и затягивает на долго не только детей, но и их родителей. Коллекция фото будет большая. Кармашек в лэпбуке «Интересное вокруг нас» будет заполнен. Но надо, чтобы эти фото еще поработали на благо детей. Как вариант можно создать игру Мемо.
Цель игры найти пару для фото и угадать, где же тут живет цифра 4.
Таким способом можно искать различные объекты в нашем окружении, городе, тем самым изучая мир вокруг (цифры, буквы, цвета, символы, изображения лиц в строениях, скульптурах и пр.).
«Скоро в школу»
Варианты задания детям:
• Сфотографировать, какие школьные принадлежности бывают
• Составить рассказ от имени Карандашика о его путешествии в школу или книжку-малышку с иллюстрациями
Задача педагога интересно преобразовать полученные фото в продукт, который будет носить не только развекательный характер, но и образовательный. Например, можно создать игру Школьное лото.
Правила все те же как и в обычном лото, только тут вместо цифр картинки с школьными предметами.
Для того, чтобы игра преобрела более развивающий окрас – можно добавить фото с предметами, которые дети вряд ли встретят в своей школьной жизни – «козья ножка», промакашка, то, что им понадобится гораздо позже – транспортир, циркуль, а на внимание – картинки с тетрадями в клетку и в линейку.
«Музыка вокруг»
Вариант задания детям:
• Сфотографировать музыкальные игрушки дома
• Сфотографировать музыкальные инструменты
• Сфоторграфировать предметы, которые могут издавать музыкальный звук и попробовать воспроизвести его по фото
Для старших дошкольников продуктом могут быть различные коллажи, дидактические игры, составление сказок и книжек-малышек.
А для детей младшего возраста можно создать кубики с изображениями музыкальных игрушек для сбора картинки по частям или кубик-перевертыш.
«Фотографировании в наблюдении»
Задание детям:
• Сажаем какое-то растение из семени и фотографируем, как растет и развивается росточек, ведем дневник наблюдений
• Сажаем лук без корешков и отростков в воду и регулярно фотографируем изменения, например каждые 2 дня, ведем дневник наблюдений
Вариант продукта – создаем линейку роста растения. Разрезаем ее на части. И предлагаем ребенку правильно сложить линейку роста. Если задание выполнено верно, то перевернув картинку, ребенок сможет увидеть фото растения в выросшем состоянии.
«Фотографирование через рамки
девочка и мальчик»
Вариант задания детям:
• Детям выдаются рамки с девочкой и мальчиком по желанию, нужно как можно больше подобрать нарядов в природе и сфотографировать
• Дана готовая фотография – надо подобрать пару и сфотографировать
• Дана готовая фотография – нужно подобрать противоположный наряд (например, светлый – темный и т. п.)
• Дана готовая фотография – нужно подобрать цвета, которые использованы в наряде.
Продукт: коллаж с платьями для девочки Светы.
Детское фотографирование помогает детям стать более наблюдательными, любопытными, научиться видеть не только целый предмет, но и его детали, учит поиску, повышает коммуникативные качества и умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.