Галина Анашкина
Детско-родительский проект «В гостях у Хозяйки Медной горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «В гостях у Хозяйки Медной горы»
Паспорт проекта
Тип проекта : исследовательско-творческий
Продолжительность проекта : продолжительный
Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность: В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребнка, его личностный рост. Живя в стране богатой полезными ископаемыми у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах, их свойствах и качествах; о значении и использовании камней человеком. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с неживой природой - удивительным миром камней.
Публикация «Детско-родительский проект „В гостях у Хозяйки Медной горы“» размещена в разделах
Цель проекта : формировать познавательный интерес к неживой природе (миру камней).
Задачи проекта : - расширять представления детей о разнообразном мире камней, их свойствах; - формировать умение детей классифицировать камни по признакам; - развивать познавательную активность в процессе ведения опытно – экспериментальной деятельности, поощрять в выдвижении гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира; - расширять знания об использовании камней человеком; -активизировать и обогащать речь детей; - развивать творческое воображение в совместной и самостоятельной изобразительной деятельности, в лепке, конструировании; - воспитывать чувство прекрасного, видеть многообразие мира.
Участие родителей: - вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом; - помощь в подборе природного материала для создания коллекций камней и минералов; - изготовление совместных работ с детьми по теме «Волшебные превращения камней»
Проблемные вопросы: - Как рождаются камни? - Какие бывают камни? - Зачем человеку нужны камни?
Необходимое оборудование: наглядный иллюстрированный материал, познавательная и художественная литература, произведения устного народного творчества по теме «Удивительный мир камней», материал для художественного творчества, оборудование и продукты для экспериментирования, дидактические игры, словесные игры, настольный театр, коллекции камней, поделки и изделия из камня, кукла – Хозяйка Медной горы.
Предполагаемый результат: Дети должны научиться ориентироваться в многообразном мире камней, знать их свойства, особенности, значение и применение человеком; узнают об образовании и разрушении гор, камней, вулканов через опытно - экспериментальную деятельность и путм моделирования. В исследовательской деятельности дошкольники раскроют потенциальные возможности и способности, умения самостоятельно выдвигать гипотезы и делать выводы; научатся применять полученные знания в различных видах деятельности.
Конечный результат: Презентация «Удивительный мир камней», выставка поделок «Волшебные превращения камней», оформление мини – музея «В гостях у Хозяйки Медной горы».
Этапы работы над проектом :
1 этап. Подготовительный. Подбор и изучение литературы по теме проекта, произведений устного народного творчества по теме «Удивительный мир камней», подборка картин, иллюстраций гор и горных ландшафтов, фотографий, коллекций камней «Горные породы», «Строительные камни», «Камни – минералы», «Дары моря». Отбор медиа ресурсов. Проведение родительского собрания «Мы участвуем в проекте «В гостях у Хозяйки Медной горы».
2 этап. Основной. - Осуществление работы в соответствии с планом и новыми требованиями ФГОС. - Проведение наблюдений «Удивительное под ногами». – Проведение игр и экспериментов, в которых дети рассматривают камни, определяют их свойства. – Рассматривание коллекций, изделий из камней. - Изготовление макетов «Горы», «Пещера», «Вулкан». - Проговаривание и заучивание наизусть стихотворений про горы и камни, знакомство с пословицами, отгадывание загадок по теме проекта. - Чтение сказок и рассказов о камнях, драматизация сказок. - Знакомство с иллюстративным, фотоматериалом по теме «Удивительный мир камней».
3. Этап. Заключительный. Презентация детских работ «Удивительный мир камней». Выставка поделок и рисунков детей «Волшебные превращения камней». Экскурсия по мини-музею «В гостях у Хозяйки Медной горы».
План реализации проекта.
1 этап. Подготовительный. - Работа с познавательной и художественной литературой «Удивительный мир камней». - Подбор фольклорного материала о камнях: оформление альбома «Стихи. Загадки. Пословицы». - Отбор видеоматериала о горах, камнях, сказок П. П. Бажова «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Каменный цветок» и др. - Оформление фотоальбома «Хочу вс знать» (разделы «От горы до песчинки», «Камни-строители», «Камни пишут и рисуют», «Камни-украшения»). - Подбор разных видов камней для изготовления макетов, коллекций. - Проведение родительского собрания и индивидуальных бесед по теме «Мы участвуем в проекте «В гостях у Хозяйки Медной горы».
2 этап. Основной. Виды деятельности: Игровая: -дидактические игры: «Угадай на ощупь» (ящик ощущений, «Что исчезло?», «Найди похожий», «Четвертый лишний», «Узнай свой камень», «Продолжи фразу», «Придумай имя камню», «Что можно, что нельзя» (правила безопасного поведения). - настольно - дидактическая игра «Что сделали люди, а что – природа». - сюжетно-ролевая игра «Юные геологи», «Путешествие в горы», «В ювелирной лавке» и др. - игровые ситуации «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Встречаем Данилу - мастера», «Выбираем украшение в подарок». - пазлы «Собери картинку» (горные пейзажи, замки, портрет Хозяйки Медной горы, изделия из камней). - моделирование горы с помощью деталей конструктора - макеты: «Горы», «Пещера», «На дне морском». Коммуникативная: Беседы: «Неживая природа. Каменная одежда земли», «Удивительное под ногами» «Подземные богатства земли» «Зачем человеку камни нужны» «От горы до песчинки» «Что такое вулкан» и др. ОД «Придумайте сказку «Волшебные превращения камней» (создать книгу сказок). Познавательно-исследовательская: Опыты и эксперименты: «Камни и их свойства» «Почему камни бывают разноцветными» «Как вода камни разрушает» «Выращиваем кристаллы» «Извержение вулкана» Наблюдения и прогулки «Удивительное под ногами». Восприятие художественной литературы и фольклора: - чтение сказов из сборника П. П. Бажова «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Голубая змейка» и др. ;
- чтение сказки И. Н. Рыжова «О чм шептались камешки»; чтение сказок - «Волшебные превращения камней» ( авторы: дети старшей - подготовительной группы); - отгадывание загадок из альбома «Загадки про горы и камни»; - пословицы и поговорки о камнях; - литературная минутка «Читаем стихи»; - настольный театр по сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце»; - драматизация по сказке П. П. Бажова «Хозяйка Медной горы»; Конструирование: - макеты: «Горы», «Пещера», «Вулкан», «На дне морском» - «Строим горы», «Ювелирный завод» (крупный строительный материал); - «Кристаллы» (из бумаги) Изобразительная: Детский мастер – класс - лепка «Каменный цветок» - рисование по замыслу «Превращение камешков» - рисование «Горы», «Извержение вулкана», - выставка «Наш вернисаж «Горы высокие» Музыкальная: - слушание песен по теме «Путешествие» - слушание «Музыка гор» -релаксация «Звучит музыка гор», «Шум прибоя». Двигательная: -подвижные игры «Искатели сокровищ», «Дорожка препятствий», «Принеси – не урони»; - игра-эстафета «Чья команда быстрее»; Динамическая пауза «Гора», «Пещера»; Бодрящая гимнастика «По камушкам», «Путешественники»
Работа в различных Центрах активности - Центр «Юные художники» - подготовить достаточное количество природного и бросового материала для изготовления макетов «Горы», «Пещера», «Вулкан», «На дне морском», коллекций камней. - Подобрать книжки-раскраски по теме «Камни», «Горы», «Украшения», «Замки из камня» и др. - Подготовить наборы различной цветной и тонированной бумаги для аппликации «Рассвет в горах»; оформления макетов, рисунков детей (рамочки). Центр математики. Задания: - Найти одинаковые камни; - Сравнить камни, найти отличия; - Выложить камни по порядку от 1 до 10; - Игра-задание «На дне морском», «В горах» (ориентировка в пространстве) - лабиринт «Дорожка к пещере» (понятие «короче – длиннее», «Кто первым добертся до вершины горы» - Работа в тетради «Волшебные прописи» (высокие - низкие горы) Центр «Грамотейка» - прочитай слово по первым буквам («Горы», «Камни») - Разгадай кроссворд «Горы», «Камни» - Прочитай пословицу «Вода камень точит»
Центр науки. Лаборатория «Почемучки» - Определение на ощупь (ящик ощущений, - Опыты и эксперименты: - «Камни и их свойства»; «Почва. Глина. Песок». - «Почему камни бывают разноцветными». - «Как вода камни разрушает». - «Извержение вулкана». - Рассматривание коллекций камней «Горные породы», «Минералы – сокровища земли», «Дары моря», и др. - Мульт видео «Почемучка»
Центр «Мир книги» Самостоятельно найти в книгах информацию - о камнях - какие бывают камни, как они называются; - где и как добывают камни; - что делают из камней; - как называются профессии, связанные с камнем? - что такое горы; - какие бывают горы; - как образуются пещеры; - что такое вулкан.
Центр конструирования: - иллюстрации с изображением гор; - детали крупного строительного материала; - конструктор «Лего», «Техно - конструктор»;
-ткань белого, коричневого цвета, -наборы тонированной бумаги.
3этап. Заключительный
1. Организация и проведение выставки поделок и рисунков «Волшебное превращение камня»
2. Оформление мини-музея камня «В гостях у Хозяйки Медной горы».
Литература: 1. Дыбина О. В., Рахманова Н. Ц., Щетина В. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2010
2. Л. А. Парамонова. Развивающее занятие с детьми 5-6 лет/ М. :ОЛМА Медиа Групп, 2011г.
3. Н. П. Посвянская. Неживая природа. Камни Земли/ М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2005г.
4. Рыжова Н. А., Логинова Л. В. Мини – музей в детском саду. /М. :Линка – ПРЕСС, 2008
5. Интернет-ресурсы