Светлана Гончарук
Детско-родительский клуб «Радость общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: педагог-психолог Мурзина О. П., педагог-психолог Гончарук С. Ю.
Целевая аудитория (для кого): родители и дети младшего дошкольного возраста.
Необходимое материально-техническое обеспечение: специальных технических условий не требуется.
Нормативное обеспечение: положение о детско-родительском клубе «Радость общения», план работы.
Кадровое обеспечение: специалисты ДОУ (педагоги-психологи, инструкторы по физической культуре, воспитатели.
Продолжительность: встречи в клубе проходят один раз в месяц.
Описание практики:
Публикация «Детско-родительский клуб „Радость общения“» размещена в разделах
Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, которая сложилась на сегодняшний день. В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге всего общества. Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.
Исследования показали (анкетирование родителей, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению ученых, в настоящее время все чаще встречаются эмоционально – неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т. д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?
В настоящее время в семьях, имеющих детей младшего дошкольного возраста недостаточно времени уделяется совместной деятельности детей и родителей. Ведь совместная деятельность – это не только лепка, аппликация и рисование, но и самое главное – это игра, совместная с родителями игра. К сожалению, многие родители не понимают, что совместная игра направлена не только на развитие психических процессов ребенка, но и нормализацию взаимодействия между родителем и ребенком, преодоление поведенческих проблем ребенка, решение психологических проблем ребенка и его семейного окружения.
Таким образом, эта проблема потребовала от нас разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры родителей. Так в нашем ДОУ образовался детско-родительский клуб «Радость общения».
На совместные занятия с детьми у взрослых часто не хватает времени. Между тем, это важно для гармоничного развития крохи и для формирования близких отношений в семье. Чем же заняться с ребенком? Мы предлагаем родителям вместе с детьми интересное и увлекательное времяпровождение в детско-родительском клубе «Радость общения».
Целью детско-родительского клуба является: установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей, расширение форм работы с родителями, обеспечение социализации детей младшего дошкольного возраста.
Основные задачи клуба:
1. Создать положительную, комфортную, доброжелательную атмосферу общения между детьми, родителями и педагогами в совместной деятельности.
2. Укреплять внутрисемейные и межсемейные связи.
3. Практиковать различные формы сотрудничества с родителями.
4. Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания детей.
Таким образом, вот уже третий год существует детско-родительский клуб «Радость общения». Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика заседаний детско-родительского клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей, каждый родитель имеет возможность высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся как организации и содержания работы детско-родительского клуба, так и особенностей психологического воспитания ребенка в семье. Такое сотрудничество с родителями обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
Для выявления запроса родителей мы запускаем небольшую анкету-рекламу, где знакомим родителей с теми мероприятиями, которые мы им хотим предложить. А также предлагаем родителям добавить темы, которые актуальны для них. (приложение 1)
Встречи в клубе проходят один раз в месяц.
В состав детско-родительского клуба входят следующие специалисты: педагоги-психологи, инструкторы по физической культуре, воспитатели II младшей и средних групп.
Педагоги на заседаниях детско-родительского клуба применяют разнообразные формы работы: дидактические игры и упражнения, мини-беседы, лекции, дискуссии, релаксационные и динамические паузы, музыкально-танцевальные этюды, моделирование проблемных ситуаций, презентация информационных буклетов, подвижные игры, соревнования, художественно-творческая деятельность, элементы арттерапии, сказкотерапии, телесно-ориентированной терапии, тренинга, круглые столы, мастер классы, совместные прогулки.
Доброй традицией стало проведение оздоровительных мероприятий, совместных прогулок в выходные дни на базу отдыха «Азарт». В виде похода «На природу», цель которого в сотрудничестве с семьёй, формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. На таких прогулках воспитатели организовывают подвижные игры с детьми и родителями, экскурсии, беседы, наблюдения за изменениями в природе, приобщают к бережному отношению к природе. Большой восторг у детей вызывает совместное кормление белок и птиц.
Также совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «Мама, папа, я – спортивная семья», «В здоровом тебе здоровый дух». Инструкторы по физической культуре проводят с семьями спортивные игры, хороводы, конкурсы, шутливые спортивные задания. На таких праздниках все получают заряд бодрости, здоровья и хорошего настроения!
Особым вниманием родителей пользуются организованные для них мастер-классы по изготовлению нетрадиционных пособий на развитие мелкой моторики, по изготовлению кукол (театра на палочке). Родители с удовольствием мастерят кукол, осваивают приемы работы со сказкой, в которой принимают участие вместе со своими детьми, тем самым доставив детям радость и закрепив знания детей о сказках.
Большой акцент в организации работы клуба мы сделали на народный фольклор. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, а так же черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д.
Не секрет, что с первых моментов появления ребенка мама напевает колыбельную песню своему малышу. На наших первых посиделках мамочки несмело укачивали и напевали колыбельные, которую им пела их мама, а ребенок напомнил маме песню, которую она ему пела.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Инсценирование потешек «Ваня, Ваня простота», «Федул, Федул, чего губы надул…» привело в восторг даже самых серьёзных пап, главы семей вспоминали смешные случаи из детства, чем повеселили своих детей.
Фольклорный праздник «Бабушкины посиделки» организуем по-домашнему, родители активно участвуют в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дети и родители приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, традициям своей семьи, пополняют запас знаний о народных календарных праздниках, разучивают забытые старинные русские народные игры, хороводы; вспомнают частушки, шутки, прибаутки и потешки.
Нам, как педагогам-психологам, особенно важно подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания в семье и особенностями поведения ребёнка. Поэтому мы проводим встречи с использованием элементов телесно-ориентированной терапии и тренинговых упражнений. На таких встречах стараемся создать оптимальные условия для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формирования мотивации к их изменению, поиска и апробирования новых способов поведения.
Родители на таких встречах приобретают новый чувственный опыт взаимодействия с детьми, учатся говорить друг другу и своим детям, не стесняясь, комплименты, ласковые слова, осваивают навыки сотрудничества и партнерства в игровой форме.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам каждой встречи выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.
Результатом занятий в данном клубе стало снятие у ребенка напряжения, агрессивности, улучшения эмоционального фона, умение управлять своими чувствами.
Благодаря деятельности Детско-родительского клуба «Радость общения» наладилась прочная взаимосвязь с семьями воспитанников, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками. Занимаясь в клубе "Радость общения", оказывалось благотворное влияние на развитие способностей ребенка, родители научились совместной с ними деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой и вниманием. Укрепились внутрисемейные и межсемейные связи. Улучшился микроклимат в семьях.
К нам в клуб приходят разные семьи, но эффективность работы клуба дает свои результаты не только в коррекционно-развивающем направлении, гармонизации отношений между детьми, но и детско-родительских отношений. Так, создание особого благоприятного климата, доверительных отношений является основой гармоничного развития каждого ребёнка в группе.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования данной формы в работе с родителями.
Приложение1
Уважаемые родители, ознакомьтесь с примерными темами детско-родительского клуба «Радость общения», поставьте + напротив тех тем, которые Вам наиболее интересны и где Вы хотели бы принимать участие. Дополните список темами, которые наиболее актуальны для Вас.
На каждом мероприятии Вы все получите массу положительных эмоций.
Не упустите свой шанс поиграть вместе с детьми!
«Давайте познакомимся. Наши дети, – какие они?»
На этом мероприятии мы будем говорить друг другу и своим детям, не стесняясь, комплименты, ласковые слова.
Вы узнаете, какие игры, упражнения необходимы детям в данном возрасте.
Поделитесь успехами своего ребенка и порадуетесь за других.
Освоите новые приёмы здоровье сберегающих технологий (массаж, самомассаж, лого ритмика и др.).
Овладеете навыками сотрудничества и партнерства в игровой форме.
«Ребенок за столом» (все о правильном и здоровом питании ребенка).
Если Вы хотите привить ребенку привычку правильного, полезного питания, культуру поведения за столом, то это мероприятие именно для Вас!
Вся встреча будет проходить в наглядной, игровой форме.
Вы узнаете о возрастных особенностях детей, много нового о полезных и вредных продуктах.
Также попробуете сами отгадать продукт на ощупь, вкус, запах.
Сюрпризом будет представлен видеофильм с участием Ваших детей по данной теме.
«Играем пальчиками, развиваем речь» (развитие мелкой моторики через разные виды деятельности). Тема этого мероприятия говорит сама за себя!
Вы узнаете много новых, интересных лого ритмических, пальчиковых игр.
Педагоги проведут с Вами мастер-класс по изготовлению нетрадиционного пособия на развитие мелкой моторики.
Так же вы полепите со своими детьми из соленого теста.
Зарядитесь положительным эмоциональным настроем за кружкой чая с баранками и вареньем!
«Мама, папа, я – спортивная семья» Тут Вас ждут хороводы, игры, конкурсы, шутливые спортивные задания, которые вы постараетесь преодолеть совместно всей своей дружной семьей.
На этом празднике Вы все получите заряд бодрости, здоровья и хорошего настроения!
Это поспособствует установлению эмоционально-тактильного контакта с детьми, приобщению семьи к физкультуре и спорту.
«В гостях у сказки» (мастер-класс по изготовлению куклы на палочке). На этом мероприятии педагоги проведут с Вами мастер-класс по изготовлению кукол (театра на палочке).
Вы освоите приемы работы со сказкой, в которой сами примете участие, тем самым достав детям радость и закрепив знания детей о сказках.
Фольклорный праздник «Бабушкины посиделки».
Эта встреча пройдет в нетрадиционной форме. С использованием атрибутов русского народного костюма.
Вы приобщитесь к русским традициям, к народной этике.
Здесь Вы сможете поиграть в русские народные игры, вспомнить частушки, шутки, прибаутки и потешки.
В конце Вас ждет приятный сюрприз!
Спасибо за сотрудничество!
На этом листе Вы можете написать темы, которые у нас не заявлены, но очень актуальны для Вас.
Мы учтем все Ваши предложения и обязательно включим их