МААМ-картинки

Детско-родительские взаимоотношения детей с ОВЗ

Елена Акулова
Детско-родительские взаимоотношения детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Семья – это первоисточник всего, что вкладывается в воспитание и формирование личности ребенка.

Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями развития, можно дифференцировать на четыре группы.

Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверх заботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов.

Публикация «Детско-родительские взаимоотношения детей с ОВЗ» размещена в разделах

Вторая группа характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией (гипоопека, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

Третья группа характеризуется стилем сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Четвёртая группа - репрессивный стиль (авторитарный) семейного общения, который характеризуется родительской установки на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям

Главной целью помощи родителям является выработка активной родительской позиции в воспитательно-образовательном процессе своего ребенка.

Задачи:

- сформировать мотивацию к активному участию родителей в жизни своего ребенка, его развитии, обучении и воспитании;

- научить эффективным способам взаимодействия с ребенком;

- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития детей дошкольного возраста с ОВЗ;

- обучить навыкам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях;

- сформировать адекватную самооценку.

В практической работе можно выделить основные направления по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ:

1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.

2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.

3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).

4. Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.

5. Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.

6. Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

Используются такие активные формы и методы работы с родителями:

• общение и групповые родительские собрания;

• консультации;

• занятия с участием родителей;

• совместная подготовка и проведение утренников;

• выставка детских работ;

• беседы с детьми и родителями;

• семинар – практикум;

• игровое моделирование с выполнением домашнего задания;

• психолого - педагогический практикум;

• участие педагогов ДОУ и родителей в городских конференциях, посвященных вопросам семьи и детства.

Одна из продуктивных форм обучения взрослых – совместные психологические тренинги педагогов и родителей. Они развивают у взрослых важное для сотрудничества, сотворчества эмпатическое слушание.

Для родителей воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.

В результате сопровождение ребенка с ОВЗ в комплексной системе «ребенок – родитель – педагог» способствует сохранению и эффективному формированию психологического здоровья ребенка, что, в свою очередь является не просто модной тенденцией сегодня, а заботой о безопасности каждого растущего человека, безопасности нации завтра.

Практические рекомендации по нормализации детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ. Развитие умения общаться с детьми.

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребё нку:

– стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

– контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;

– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;

– выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;

– не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

– уделяйте ребёнку достаточно внимания;

– проводите досуг всей семьёй;

– не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

– установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

– избегайте по возможности больших скоплений людей;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;

– чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;

– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

– не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

– помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся аномальному ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.

В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного.

Неконструктивные модели семейного воспитания ребенка с отклонением в развитии создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в его психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребенка со стороны родителей служит основой и базисом для успешного воспитания его личности. Таким образом, родители, должны стараться, в процессе воспитания, придерживаться так называемой «золотой середины».

Стоит отметить, что дети указанной категории обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость. Для детей с ОВЗ очень важно для развития психологически комфортная обстановка исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая работа всего педагогического коллектива.

Но всё-таки родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.

Публикации по теме:

Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников»Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.

Беседа с родителями школьников «У мамы ответственная работа. Взаимоотношения между ребёнком и мамой» Все мы были детьми и очень не хотелось отпускать маму на работу. Это было в раннем детстве. Взрослея, понимали, что так надо. Появлялось.

Фотоотчет о выставке детско-родительского творчества «Космос глазами детей»Фотоотчет о выставке детско-родительского творчества «Космос глазами детей» Недавно прошел всемирный праздник - День космонавтики. Каждый детский сад готовил его по-своему: где-то прошли выставки рисунков и поделок,.

«Взаимоотношения в семье». Классный час для учащихся 7–12 лет Цель: формировать представление о конфликте и о видах конфликта. Развивать коммуникативные качества и умения. Возраст: 7 - 12 лет Тема:.

Конспект НОД «Взаимоотношения между детьми» Тема: «Взаимоотношения между детьми» Цель: Создать условия для формирования нравственного развития детей. Задачи: - обогащать первоначальные.

Консультация для родителей «Выстраиваем дружеские взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье»Консультация для родителей «Выстраиваем дружеские взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье» В народе говорят: «Детство первого ребенка заканчивается тогда, когда появляется второй». Поэтому родителям, планирующим появление второго.

Родительские уголки по безопасностиРодительские уголки по безопасности Безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. На этапе дошкольного детства одна из наиболее.

Родительские забавы на празднике осени! Сценарий осеннего развлеченияРодительские забавы на празднике осени! Сценарий осеннего развлечения В начале октября у нас прошло установочное родительское собрание, и помимо, обсуждения злободневных вопросов, так как у нас осуществлялся.

V международные Байкальские родительские чтения (опыт работы)V международные Байкальские родительские чтения (опыт работы) Совсем недавно,25-26 марта,я приняла участие на v международном Байкальском Родительском Чтение "Приобщение к региональной культуре в.

Выставка детско-родительского творчества «Город глазами детей»Выставка детско-родительского творчества «Город глазами детей» Продолжая работать над темой "Мой город" мы решили организовать выставку моделей зданий нашего города. Признаюсь сразу,что такую работу проводила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детско-родительские взаимоотношения детей с ОВЗ
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 09:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детско-родительские взаимоотношения детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Акулова (УИ 1987925) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД