Ирина Романович
Детско-родительская привязанность как основа межличностного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Современное положение детей в российском обществе характеризуется многообразием социальных и психологических проблем. Проблемы носят как детерминирующий, так и симптоматический характер. Одним из основных источников проблем детства выступает недостаток общения детей с родителями, их одиночество.
Согласно Э. Гидденсу, существует три главные сферы отношений, которые основаны на эмоциональном контакте, и ценность этих отношений заключается в них самих. Это: 1) сексуальные и любовные отношения, 2) отношения между родителями и детьми, 3) отношения дружбы.
Публикация «Детско-родительская привязанность как основа межличностного взаимодействия» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Отношения между родителями и детьми – это существенная основа всех взаимоотношений. Общение, взаимодействие родителя с ребенком есть компонент жизни человека, ядром которого выступает привязанность. Ценность взаимодействия родителя и ребенка, количество и качество коррелируют с привязанностью, которая определяет в будущем ценность жизни самого индивида, так же как осмысление значения этих отношений определяет ценность личной жизни человека.
Формирование гармоничного существования, межличностного взаимодействия с окружающим происходит в повседневной жизни, в личностном общении с ближайшим окружением, с влиянием детско-родительская привязанности.
С другой стороны, риск крайних форм привязанности в отношениях родителей и ребенка сегодня особенно возрастает. Начиная с раннего возраста созависимость в отношениях с родителями становится причиной аутоагрессии: аддиктивного поведения, алкоголизации и наркотизации в будущем, в то время как контрзависимый тип привязанности является источником открытой агрессии – девиантных и деликвентных отклонений в развитии личности. А значит, к формированию отношений с детьми родителям следует подходить с позиций гуманизма, любви, бесценности совместно проведенного времени.
В настоящее время существует множество определений общения, взаимодействия и взаимоотношения. Каждый из авторов вносит в эти определения свой смысл и виденье. Во взаимодействии за основу выступает общение. Так, Р. С. Немов определяет общение как обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Т. В. Драгунова считает, что «общение – это особая деятельность, которая существует, с одной стороны, в виде поступков детей по отношению друг к другу, а с другой в форме размышлений о поступках товарища (сверстника) и взаимоотношениях с ним». В. С. Мухина определяет общение не просто как обмен людей информацией, а информацией познавательного или аффективно – оценочного характера.
Сущность взаимодействия, по мнению С. Л. Рубинштейна, состоит не столько в прямом отношении человека к другому, сколько в общении через предметную деятельность.
Изучению проблемы взаимодействия как одной из важнейших в педагогике и психологии посвящено много исследований.
В отечественной психологии проблема детско-родительских отношений исследовалась такими учеными, как Л. С. Выготский, А. И. Герцен, Н. А, Добролюбов, А. С. Макаренко, В. С. Мухина, А. С. Спиваковская, В. В. Столин и др. В зарубежной психолого-педагогической литературе также представлено множество работ, связанных с проблемой изучения типов отношений родителей и детей, в связи с рассмотрением проблемы развития личности под влиянием данных отношений, а также особенностей поведения и характера (М. Д. Эйнсуорт, Д. Боулби).
Значимость формирования отношений между родителями и детьми в семье отмечали многие исследователи, представители различных научных сфер: психологи, педагоги, социальные работники, правозащитники и социологи. В целом они подчеркивали положительные результаты формирования и укрепления отношений в семье как для родителей и детей, так и для обществ. Депривации в этой сфере человеческих отношений отрицательно сказываются на формировании личности детей, их самочувствии, благополучии семьи и общества.
Ряд исследователей (А. Г. Харчев, П. Сорокин, А. Бочер, Л. Галвин) занимаясь анализом семьи, отмечают, что в основе семьи заложено тесное взаимодействие между ее членами. В основе взаимодействия между родителями и детьми заложены детско-родительские отношения. Родительские отношения – это совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способы поведения с ним.
В семье при правильном организованном общении с ребенком происходит первое важное детское приобретение – чувство привязанности, основа будущего межличностного взаимодействия с окружающими.
Привязанность – одна из важнейших потребностей ребенка, то есть в близости с кем-то, должна быть удовлетворена в семье. Это просто и сложно одновременно. Это не означает контроль над каждым шагом ребенка или вечное веселье с родителями, нет. Это о том, чтобы чувствовать себя в достаточно безопасных, теплых, доверительных отношениях, считаться любимым.
Первые серьезные исследования связи в детско-родительских отношениях относятся ко второй половине сороковых годов двадцатого столетия и связаны с именем Джона Боулби. Он вывел понятие синдрома детского госпитализма, когда было обнаружено, что дети, оставшиеся без родителей после военных потерь и бомбардировок в детских домах, где обслуживающего персонала не хватало, переживали тяжелейшие эмоциональные состояния, вплоть до остановки развития: при физической благополучности они переставали расти и развиваться. Психологи тогда сформулировали, что в родительской заботе есть нечто более важное, чем простой уход за малышом и удовлетворение его потребностей. Кроме физических потребностей, с первых недель жизни ребенка проявляются потребности эмоциональные, и главная из них - потребность в привязанности, без удовлетворения которой невозможно полноценное психическое развитие ребенка.
О. П. Макушина связывает функцию психологической близости между родителями и их детьми с поощрением и эмоциональной поддержкой близким взрослым нового опыта автономии. Психологическая близость с родителями выражается в возможности продуктивного обсуждения проблем при возникновении разногласий, в возможности сохранить баланс в отстаивании собственной автономии и сохранении позитивных отношений с родителями. Психологическая зависимость, напротив, выражается в избегании решения проблем, низком уровне уверенности во взрослых, разобщенности.
Психологическая зависимость может проявляться через: прикосновение и удержание, пребывание поблизости, поиск постоянного подтверждения, поиск позитивного внимания, поиск негативного внимания. При этом последняя форма скорее характерна для избегающего типа привязанности, предыдущие - для тревожно-амбивалентного.
С недавних пор стала популярной теория привязанности канадского доктора Гордона Ньюфелда. Психотерапевт длительное время изучал взаимоотношения разных поколений. Итогом наблюдений стала книга «Не упускайте своих детей». По мнению учёного, привязанность можно назвать основной человеческой потребностью, более значимой, чем, к примеру, приём пищи. Однако если в младенчестве крохе требуется теснейшее телесное взаимодействие со взрослыми (прежде всего, с матерью, то для старших ребят слово «близость» имеет другое значение.
Так, автор выделяет шесть ступеней развития психологической зависимости, последовательно сменяющих и взаимодополняющих друг друга в условиях благоприятной семейной обстановки в раннем и дошкольном возрасте.
1. Привязанность через ощущения. В период новорождённости привязанность возникает благодаря ласковым прикосновениям, грудному кормлению, ношению на ручках. Малышу важно ощущать материнский запах, слышать звук её голоса, рассматривать её лицо. Стремление к тесному общению с близкими людьми остаётся с человеком надолго, даже если по каким-либо причинам пропадают другие уровни психологической зависимости.
2. Желание походить на родителей. У годовалых детей проявляется второй уровень привязанности – стремление к похожести. Малыш подсознательно ощущает, что стать ближе к взрослым можно, если стараться походить на них. Ребёнок стремится подражать маме и папе.
3. Чувство принадлежности и преданности. К трём годам малыши начинают считать родных людей собственностью. Для них привязанность – это владеть теми, кого они любят, и принадлежать тому, кто ухаживает за ними. В детском словаре фигурируют такие выражения, как «моя киса», «моя мама», «мой папа». Так кроха не только предъявляет права на владение ими, но и заявляет, что привязан к ним, любит их.
4. Желание собственной значимости. В четыре года ребёнок стремится почувствовать себя нужным маме и папе, показать свою значимость. В этом возрасте дети становятся особенно чувствительными к недовольству взрослых и пробуют любыми способами заслужить родительское одобрение.
5. Эмоциональная близость. Если в семье сохраняются близкие отношения, то на пятом году жизни малыш «влюбляется» в родителей. Эта стадия привязанности уже настолько совершенна, что ребёнку уже не так принципиально обязательное нахождение рядом родителей, чтобы сохранить к ним тёплые чувства.
6. Стремление быть познанным. С шестилетнего возраста ребёнок хочет поделиться с близкими людьми тем, что он ощущает, о чём думает, рассказать о своих неурядицах и радостях. Проще говоря, дети посвящают родного человека в свои самые сокровенные тайны. Подобное доверие не оставляет места недосказанности и проблемам в семье. Однако автор теории отмечает, что современный ребёнок во многом остаётся непонятым.
Таким образом, привязанность – это то, в чём нуждаются дети, поскольку именно она даёт им ощущение безопасности. Если эта потребность не удовлетворяется, малыш не сможет развиваться гармонично. Психологическая связь – необходимое условие трансформации ребёнка из зависимого существа в зрелую самодостаточную личность.
Именно привязанность как глубокая эмоциональная связь матери и ребенка, сформировавшаяся в младенчестве и раннем детстве, обеспечивает защиту, безопасность и определяет дальнейшее развитие личности ребенка и его отношения с окружающими, поскольку затрагивает сами основы его реагирования. Создаваемая рабочая модель привязанности становится глубинной структурой самосознания, через которую ребенок воспринимает и осознает себя и окружающий мир, обеспечивает качество контактов с другими людьми.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Липкин, А. И. Субъект действия, взаимодействия, познания / А. И. Липкин. – М. : МОДЭК, МПСИ. 2007. – 288 с.
2. Менегети, А. Психосоматика / А. Менегети – М. : ННБФ «Онтопсихология», 2005. – 360 с.
3. Морогин, В. Г. Анализ взаимоотношений родителей и детей с нарушениями речи / В. Г. Морогин // межвузовский сб. науч. трудов. Вып. 1. Томск: Томский ЦНТИ, 2011. – С. 176-179.
4. Немов, P.C. Психология: учеб. в 3-х кн. / P.C. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : В 2 т. Т. 2/ С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика. 1989. – 328 с.
6. Симоненко, И. А. Привязанность и её влияние на здоровье, и развитие ребенка / И. А. Симоненко. – ГБОУ ВПО КГМУ, 2014 – С. 10-14.