Светлана Черкашина
Детский сад и семья — два института взаимодействия в формировании духовно-нравственной личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Образование - важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества.
В противном случае оно бесполезно».
Р. Киплинг
Мы живем в сложное время. В современном мире вокруг нас происходят войны, катастрофы, убийства, бездомные дети, наркомания. Происходит деградация личности человека, проявляются безнравственность, бездуховность. Чтобы не озлобиться, не сломаться, выстоять, нужна прочная опора, тепло и свет. Особенно плохо и трудно детям, которым часто не хватает сердечного тепла, любви, радости. А без этого нельзя воспитать и вырастить доброго, справедливого человека.
Темочки:
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Детство – это основа всего. И то, что заложено в эти годы, как семена прорастет в будущем.
В дошкольном возрасте под влиянием окружающего общества ребенок формируется как личность, со способностью понимать и принимать нравственные основы жизни, с проявлением мировоззрения и собственной воли. От того насколько компетентно и органично дошкольникам будет привиты идеалы духовности и нравственности, будет зависть успех становления.
Наше общество нуждается в духовно – нравственном воспитании на основе православных традиций. Поэтому в настоящее время большое значение уделяется возрождению духовности, формированию у подрастающего поколения лучших качеств. Цель современного воспитательного проекта – это формирование интеллектуально – развитой духовно и морально зрелой личности.
Президент России В. В. Путин в обращении к Федеральному Собранию отметил, что «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп : милосердия, сочувствия. Сострадания друг другу поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».
Духовное возрождение российского общества - есть главное условие его выживания, сохранения российского народа и умножения духовного наследия в современном мире. В Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы» губернатор Белгородской области Е. С. Савченко отметил, что «конкуренция, которую мы старательно культивируем в себе, экономике, человеческих отношениях, может наделать множество бед, если общество отстает в духовном и нравственном развитии».
Сотрудничество церкви и государства в сфере Российского образования открыло возможность внедрять в педагогический процесс элементы православия. С учетом современных требований общества была разработана Концепция дошкольного воспитания. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно – нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.
Однако, как это осуществить на практике в условиях, когда педагоги не готовы донести детям элементарные основы христианских ценностей, а многие молодые родители не знают, как это сделать.
Выход один учиться вместе. И педагогам и детям, и родителям. Поэтому успех будет зависеть от совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения при участии Церкви в воспитательно - образовательном процессе с согласия родителей.
Начиная такое важное и ответственное дело, как формирование духовности наших детей, мы начали с индивидуального опроса родителей и детей о выявлении их осведомленности компетентности в вопросах воспитания духовно – нравственной личности.
Это позволило выявить как начальные знания и умения детей, так и определить результативность проделанной работы, наметить пути дальнейшей деятельности цель которой – «вырастить добрые плоды».
В своей работе мы использовали следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод использовался при рассматривании книжных иллюстраций, икон, фотоматериалов, наблюдений за окружающими, экскурсий в храм (храм Почаевской иконы Божией Матери, церковь Веры, Надежды и Любови и матери их Софии, а так же во время целевых прогулок. В течение всего времени так же посещали музей народной культуры, краеведческий музей, приглашая родителей принять активное участи в организации данных видов деятельности.
Словесный метод широко использовался в процессе свободного общения детей и взрослых; чтения стихотворений; народных праздников («Пасха», «Троица», «Рождество»); рассказов детей, педагогов; бесед с элементами диалога; заучивания пословиц, поговорок; анализа различных житейских ситуаций; рассматривания наглядного материала.
Практический метод занимает важное место в художественно – продуктивной деятельности (роспись пасхальных яиц, изготовления рождественских открыток, вырезания ангелочков из бумаги); в трудовой деятельности (выращивание рассады, уход за растениями, приведения в порядок участка); проведении игр родного края. Таких игр как «Ремешок», «Катай каравай», «Шатер», которые были разучены совместно с родителями дома и привнесены в активную жизнь детей детского сада.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми нам педагогам необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в развития в общественно полезной и творческой деятельности.
Духовное воспитание – это медленный и непростой процесс и большая ответственность перед Богом и людьми. Возможно, что и результаты своего труда мы не увидим сразу. Но если зерна духовности были здоровыми и засевались с любовью, то они рано или поздно обязательно прорастут в душе ребенка.
Литература
1. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно – нравственном воспитании дошкольника. - М. : Просвещение. – 2010.- 109 с.
2. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России. М. : Педагогика, 2008, - 53 с.
3. Кураев Андрей, диакон. Школьное богословие. Взрослым о детской вере. М. : «Паломник», 2003.