любовь викторовна ташлыкова
Детский проект «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский проект
Введение
Этнокультурное образование дошкольников предполагает учет национального компонента в образовательной программе в дошкольном детстве. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда - наше прошлое, а также «наше сегодня» творит традиции нашего будущего. Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи.
Публикация «Детский проект „Масленица“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Россия богата своими народными праздниками: самые любимые и известные — это снежное и морозное Рождество, светоносное торжество Пасхи, весенне-летняя Троица, солнечный радужный день Ивана Купалы. Народным праздником является и ранневесенняя Масленица, указывающая дорогу весенним и солнечным дням, «Масленица» - большое народное гулянье в конце зимы. Образовательная работа в ДОУ этнокультурной направленности даёт детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к таким этнокультурным явлениям, как народные праздники.
А. П. Усова; К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в народных праздниках ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями народа. Они считали народные праздники ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
Актуальность.
Приобщать к культуре, к традициям народа необходимо с периода «первичной социализации», то есть с дошкольного возраста. Именно в дошкольном детстве, по мнению А. А. Грекалова, В. II. Зеньковского, P.M. Чумичевой и других, закладывается программа поведения, социальные формы жизни. Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности — актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к народному празднику «Масленице», как к национальной культуре нашего народа
Проблема.
Несформированность представления о народном празднике Масленице, её обычаях и традициях.
Во время рассматривания репродукций картин о масленице, дети заинтересовались, а что такое «масленица?»
Дети задали вопрос: «Это посуда где хранится масло?»
Тогда возникла идея проекта «Масленица - гостьюшка дорогая».
Новизна
Новизна данного проекта заключается в том, что этнокультурная компетентность детей дошкольного возраста построена на основе системного, личностно-ориентированного, компетентностного, деятельностного, культурологического подходов.
Продуктивная деятельность:
Изготовление игрушек из бумаги (оригами) «Матрешка»;
Изготовление из глины «Барышня на ярмарке»;
Изготовление из пластилина «Козлик»;
Изготовление игрушек из соленого теста «Жаворонок»;
Поделки из бросового материала по теме «Такая разная Масленица» :
чучело Масленица, Мальчик Блинчик, Девочка Блинница и т. д.
Коммуникативная деятельность:
Беседы о традициях и обрядах праздника:«Гостя Масленица», «Широкая Масленица», «Масленица дорогая-гостьюшка годовая»;
Рассматривание экспонатов мини-музея «Игрушки-обереги»;
Чтение: русская народная сказка «Снегурочка», К. Ушинский «Проказы старухи Зимы»;
Заучивание закличек, стихотворений о Масленице, о весне.
Знакомство с пословицами и поговорками.
Познавательная деятельность:
Рассказ воспитателя о народных праздниках «Масленица», «Обряды и традиции праздника Масленицы» «Народные игры Масленицы»;
Знакомство с Птицей Жаворонком (условия, характерные особенности птицы Жаворонка);
Рассматривание репродукций-картин о МасленицеБ. М. Кустодиев «С праздником Масленицы», «Масленица»;В. И. Суриков «Взятие снежной крепости»;С. Л. Кожин «Проводы зимы»;В. В. Шевчук «Масленица»;В. Рябчиков «Масленица» ;
Просмотр и обсуждение видеофильма «Масленица-просковейка»;
Игры с электронной базой дидактических материалов для активизации развития познавательного интереса детей: «Времена года: зима и весна»,«Русские народные игры», «Малый народный фольклор «Веселись, народ» (заклички, прибаутки, частушки, пословицы, поговорки).
Творческая деятельность:
Разучивание закличек: «Весна-весна красная»; «А мы Масленицу дожидались» и др. ;
Разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек, русских народных наигрышей: «Масленица-кривошейка», «Едет Масленица», «Блины», «Веснянка», «Ой, бежит ручьем вода»;
Обыгрывание русских народных игр: «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Как у дяди Якова»; «Пугало»; «Веселый бубен» «Гори, гори ясно!»;
Слушание пьесы П. И. Чайковского «Февраль. Масленица».
Практическая значимость
Разработано методическое пособие лепбук «Масленица»и мультимедийное сопровождение (электронная база мультимедийных дидактических и методических материалов) для повышения эффективности этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста.
Направленность проекта
Направление проекта : этнокультурное образование детей среднего дошкольного возраста.
Содержание проекта интегрирует образовательные области:
познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Предмет проекта.
Процесс ознакомления детей с традициями проведения народного праздника «Масленица».
Тип проекта
По доминирующему методу: информационный
По характеру содержания: ребенок и социальный мир
по характеру участия ребёнка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результатов;
по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй;
по количеству участников: групповой;
по продолжительности: 1 неделя (среднесрочный).
Цель проекта :
Развитие познавательных способностей детей среднего возраста через формирование интереса к народной культуре, традициям и обычаям проведения Масленицы.
Задачи проекта
Для педагогов Для детей Для родителей
Обучающие задачи
Повысить профессиональную компетентность об обычаях и традициях русского народа;
Начать создание в группе информационно-образовательную среду по нравственно – духовному воспитанию детей; Систематически использовать информационные технологии в работе с детьми и родителями в рамках проекта «Широкая масленица»;
Повысить информационную компетентность с целью внедрения современных технологий для развития эмоционально-чувственной и деятельностной сфер ребенка-дошкольника;
Обогатить предметно-развивающую среду через создание электронной базы дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе;Сформировать у детей представления о происхождении праздника;
Освоить технику изготовления игрушки из соленого теста (жаворонок);
Обучить родителей изготовлению куклы из соломы «Масленица»
Расширить знания о народных праздниках, об обычаях и традициях русского народа проводить Масленицу;
Познакомиться с различными жанрами устного народного творчества: песни, заклички, дразнилки, пословицы и поговорки;
Овладеть приемами изготовления кукол из ткани и соломы (кукла Масленка);
Совершенствовать навыки лепки из солёного теста;
Развивать эмоционально –чувственную сферу с помощью ИКТ – технологий;
Углубить представления о символах праздника Масленицы.
Найти и
изучить материал, описывающий и
объясняющий возникновение праздника Масленицы;
Использовать
интернет-ресурсы с анализом информации о том, как традиционно на Руси праздновали «Масленицу»;
Изготовить чучело масленицы, кукол «Зима», «Весна» для праздника «Широкая масленица», освоив технику изготовления из ткани и соломы;
Оформить фотовыставку «Масленица к нам спешит»;
Развивающие задачи
Развитьпрофессиональную компетентность, которая заключается в совокупности знаний, навыков, опыта, владения способами и приемами работы по этнокультурному воспитанию. Развить чувственно – эмоциональную сферу ребёнка напроизведениях русского народного творчества, на источниках познавательной информации, на привитие интереса к русской народной игре, малым фольклорным формам: потешкам, закличкам, дразнилкам, считалкам, загадкам, пословицам, поговоркам
Развивать
педагогичес-кую культуру за счет освоения
совместной проектной деятельности со своим ребенком.
Воспитательные задачи
Продолжать воспитывать интерес к литературному наследию русского народа о Масленице;
Приобщать детей к малым фольклорным формам: потешкам, закличкам, дразнилкам, считалкам, загадкам, пословицам, поговоркам
Учиться сохранять культурные традиции русского народа,соблюдать обряды, обычаи проведения Масленицы. Повышать заинтересованность родителей в совместно- партнерской деятельности со
своими детьми;
Воспитывать желание взаимодейст-вовать с дошкольным учреждением на основе сотрудничест-ва.
Гарантированный результат
В результате реализации проекта дети будут знать :
историю возникновения праздника «Масленицы», традиции, обряды и обычаи её проведения;
произведения устного народного творчества о ранневесенней Масленице : потешки, заклички, дразнилки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, игры;
технику изготовления кукол из ткани и соломы.
У них разовьется:
познавательные способности у детей среднего возраста;
интерес к самобытной русской культуре: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» станут ближе, понятнее ребенку;
способность:сопереживать, умение встать на позицию товарища: «дела для других - не для себя, и помыслы о других - не о себе»;
коллективизм, уважение к предкам, нравственные чувства;
уважение, интерес, терпение, сопереживание к другим национальным культурам.
Дети приобщатся:
к литературному наследию русского народа - устному народному творчеству, воспевающему народный праздник Масленицу.
Критерии и способы оценки результатов.
В результате данного проекта ожидается, что у воспитанников повысятся следующие компетенции:
Этнокультурная компетенция.
У детей:
Повысится способность этнического самосознания;
Повысится интерес к национальной культуре и традициям;
Приобщатся к миру общечеловеческих ценностей: гуманности, толерантности, неприятие насилия;
Сформируется отношения к ранневесенней природе, рукотворному миру, культуре родного края.
Информационная компетенция.
У детей:
Разовьётся более широкая любознательность (ребенок задает вопросы, касающиеся далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения появлению праздника Масленицы, её обычаям);
Проявится интерес к познавательной литературе, к прошлому, к народным сказаниям, обычаям;
Сформируются навыки использования различными источниками информации для достижения целей.
Критерии:
Знать и называть традиции и обычаи Масленицы;
Знать и называть приметы уходящей зимы и ранней весны;
Знать и рассказывать заклички, прибаутки, частушки, пословицы, поговорки о Масленице;
Различать заклички и частушки, как формы малого народного фольклора;
Знать технику изготовления поделок из ткани и соломы;
Знать правила приёма гостей и угощения их блинами;
Метод диагностики: наблюдение.
Цель: выявление личностного продвижения в процессе формирования этнокультурной компетентности детей среднего дошкольного возраста.
Процедура организации и проведения.
В естественных условиях за детьми проводится серия наблюдений, направленных на изучение уровня этнокультурной компетенции детей среднего дошкольного возраста:
Дети должны:
Испытывать любовь и привязанность к родному дому, к семье, матери, детскому саду; дорожить и гордиться своей семьей, домом; знать и уважать семейные традиции, с удовольствием идти в детский сад, уважать мнения других людей, испытывать чувство гуманности, толерантности, неприятие насилия;
Знать основы экологической культуры (научиться любоваться ранневесенней природой, бережно относиться к ней).
Определять свою нацию, русскую, обычаи, традиции; должны гордиться своим народом, его достижениями.
Метод диагностики: беседа.
Цель: изучение особенностей проявления детьми интереса к народному празднику Масленицы.
Процедура организации и проведения.
Беседа проводится индивидуально. Вопросы беседы:
- Почему народ празднует Масленицу?
- Какие главные атрибуты праздника Масленица?
- Какие народные забавы проведения Масленицы знаешь ты?
- Какие традиции Масленицы ты считаешь самым главным? Почему?
- Какие обычаи проведения Масленицы знаешь ты? Расскажи о них.
- Расскажи, какие знаешь заклички, прибаутки, частушки, пословицы, поговорки о Масленице.
Уровни развития детей.
Высокий Знает и называет без ошибок:
Почему народ празднует Масленицу, какие главные атрибуты праздника, народные забавы проведения Масленицы, традиции Масленицы, обычаи проведения Масленицы, заклички, прибаутки, частушки, пословицы, поговорки о Масленице.
С удовольствием идёт в детский сад.
Гордится своей семьей, домом;
Знает и уважает семейные традиции, уважает мнения других людей;
Испытывает чувство гуманности, толерантности, неприятие насилия
Средний Знает и называет иногда с ошибкой, недостаточно наблюдателен и внимателен:
Почему народ празднует Масленицу, какие главные атрибуты праздника, народные забавы проведения Масленицы, традиции Масленицы, обычаи проведения Масленицы, заклички, прибаутки, частушки, пословицы, поговорки о Масленице.
С удовольствием идёт в детский сад.
Гордится своей семьей, домом;
Знает и уважает семейные традиции, уважает мнения других людей;
Испытывать чувство гуманности, толерантности, неприятие насилия
Низкий ребенок пассивен, невнимателен, не имеет знаний о празднике Масленице, не понимает своеобразия и ценности, ошибается в ощущениях;
Не играет в народные игры;
Не любит участвовать в театрализации по проигрыванию обычая встречи Масленицы;
Не хочет, не любит слушать малый фольклор: потешки, прибаутки, песенки, не соотносит свои действия с действиями других детей.
1. Педагогическая диагностика уровня знаний детей о празднике «Масленица»
Вопрос Варианты ответа
Дети
Артем. Т Саша. Т Маша. К Катя,Л
Почему народ празднует Масленицу? Не знаю
Праздник
Посуда
Какие главные атрибуты праздника Масленица? Знает
Не знает
Какие народные забавы проведения Масленицы знаешь ты? Знает
Не знаю
Какие традиции Масленицы ты считаешь самым главным? Почему? Знает
Не знаю
Какие обычаи проведения Масленицы знаешь ты? Расскажи о них. Знает
Не знаю
Расскажи, какие знаешь заклички, прибаутки, частушки, пословицы, поговорки о Масленице. Знает
Не знаю
Источники информации
Книги: 1. Бабаева Т. И., А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева «Примерная образовательная программа Детство» - СПб. : Детство-Пресс, 2014.
2. Б. М. Кустодиев «Праздничная Русь» – СПб. : Детство-Пресс, 2009.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб, 2004.
4. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб, 2004
5. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2004.
6. Ковалько В. И. Русский народный фольклор– М. : АРКТИ, 2003
7. Киселева Л. С. Данилина Т. А. Проектный метод в
деятельности дошкольного учреждения – М. : АРКТИ, 2003.
8. Новикова И. В. «Аппликация из природных материалов в
детском саду», «Малыш», Москва 1991 г.
Использование Интернет – ресурс
1. Интернет-энциклопедия – Википедия,
2. https://potomy.ru/school/2355.html
3.https://ru.wikipedia.org/wiki/
4.https://ekologiya.net/
5.https://www.ecologistic.ru/
6.https://elkin52.narod.ru/
7. https://Мама для мам.
Распределение ролей в проекте
Педагоги Дети Родители
помогают в
постановке проблемы;
обогащают
социальный опыт детей;
поддерживают и
стимулируют попытки самостоятельного изготовления куклы Масленица, птиц-жаворонков.
осуществляют
руководство деятельностью детей в обобщении и
систематизации знаний об игрушке и музеях
составляют
сценарий презентации проекта. ставят проблему;
обследуют, анализируют, делают выводы;
участвуют в играх, организации мини-музея, устанавливают связи между предметами, взаимоотношения друг с другом при работе в группе;
участвуют в обобщении и систематизации экспериментальной деятельности;
участвуют в презентации данного проекта. помогают в подборе информации
пополняют предметно -развивающую среду группы;
создают условия для детского
творчества;
помогают в обобщении и систематизации экспериментальной деятельности;
взаимодействуют с педагогами и детьми во время подготовки к презентации.
Предполагаемый продукт
Для детей
Для педагогов Для родителей
лепбук «Масленица»
Конспекты занятий;
Электронные дидактические игры:
«Найди признаки уходящей зимы»
«Найди признаки ранней весны»
Электронный альбомпословиц, стихов, закличек, дразнилок.
Электронный альбом репродукций картин о масленице.
Электронный альбом
«Русские народные игры»
Электронный альбом
«Русские народные песни о Масленице»
фотовыставка
«Ай да Масленица»;
Выставка поделок
«Такая разная Масленица»;
Консультация для родителей «Как организовать досуг ребенка».
Книга рецептов «Блин-блиночек»