Наталия
Проект «Широкая масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №176 г. Владикавказ
ПРОЕКТ
«Ш и р о к а я
М а с л е н и ц а»
воспитатель:
МУСУЛЬБЕС Н. Н.
2016г.
Участники проекта : Дети. – подготовительной «в» группы,
родители, воспитатели,
инструктор по физической культуре,
музыкальный руководитель
Сроки реализации проекта – одна неделя.
Тип проекта :
• по числу детей – групповой, (подготовительная группа);
• по доминирующему методу – игровой, творческий;
Публикация «Проект „Широкая масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
• по предметным областям – межпредметный (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, физическая культура);
• по продолжительности – краткосрочный.
•
Интеграция с другими образовательными областями:
Музыка, физическая культура здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения.
Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Цель: Повышение интереса к народным традициям (праздник Масленица) ,воспитание любви к России и её традициям.
Задачи:
• Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
• Обогащать духовный мир детей.
• Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
•
Проблема проекта : Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества
Материал и оборудование - музыка:
«Масленица» - наряженная кукла-чучело,
Костюмы для взрослых: Зима. Весна
Музыкальные инструменты: ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещетки, свистульки.
Видео-фильм «Смешарики» – Масленица.
Электронная презентация: «Широкая Масленица»
Техническое средство обучения: DVD-диск, флеш-карта
Спортивное оборудование: канат, конусы, мячи, подушки, кегли, обручи
Музыкальный репертуар: Песни и хороводы: «Едет Масленица» рус. нар. мел., «Веснянка» рус. нар. мел., «Ой, бежит ручьем вода» рус. нар. мел, «Весенний хоровод», «масленичные» частушки, русские народные наигрыши
Ожидаемые результаты проекта :
• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Планирование работы над проектом :
• проведение в группе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;
• распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ -выбор декораторов (помощь в оформлении);
-выбор затейников (для организации игр).
• работа по сбору информации об истории праздника, ее обработка
• выбор формы реализации проекта.
• работа с родителями по подготовке и проведению проекта
• помощь в подборе музыкального сопровождения.
• разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек для выступления во время праздника.
• организация места проведения праздника.
• проведение инструктажа по технике безопасности.
Достигнутые результаты
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость.
Сделанная подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.
Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Материалы к проекту :
1. План проведения проекта «Широкая Маслениц».
2. Приложение.
• Электронная презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).
• Стихи, заклички, потешки
• Перечень спортивных и подвижных игр-забав.
• Выставка рисунков детей и родителей.
• Коллективная работа «Широкая Масленица»
• Видео - фильм «Масленица-смешарики».
Используемая литература:
1. Томилова С. Д. «Полная хрестоматия для дошкольников» ООО «У-Фактория»2007
2. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
3. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Сахаров И. П. «Сказания русского народа» Моска «Художественная литература»1989г.
5. Интернет материал о традициях и обряды
ИГРЫ И КОНКУРСЫ НА МАСЛЕНИЦУ
1Перетягвание каната
Дети делятся на команды и перетягивают канат. Можно предложить ребятам взяться за канат, стоя к противнику спинами.
2Русская метла
Кто дальше закинет метлу (или веник, валенок).
3Первые цветочки
На снегу разбрасываются искусственные цветы. Детям надо как можно быстрее собрать «выросшие» первые цветы. Выигрывает тот, у кого больше цветов.
4Платочки
На перекладину за нитки подвешиваются разноцветные платочки. Нужно подпрыгнуть и сорвать один из платочков. Затем платочек можно подарить маме.
4Бои мешками и подушками
Дети встают в очерченный круг, вооружаются подушками (мешками, наполненными тряпками) и бьют ими друг друга
5Прыжки через костёр Дети перепрыгивают через костёр (макет костра).
6 Перенос блинов на скорость с одной тарелки в другую. Конкурс для команд с картонными блинами или настоящими
План проведения проекта.
Понедельник “Встреча Масленицы”
Цель : Познакомить с традициями народного праздника.
1. Чтение закличек, потешек, прибауток.
2. Разучивание хоровода «Весенний хоровод,песня «Ой, бежит ручьём вода»
3. Изготовление декораций к празднику
Вторник “Заигрыш”
Цель : Дать детям представления о русских народных играх – забавах.
1. Русские забавы :перетягивание каната, бой подушками, подвижные игры.
2. Слушание музыкальных композиций о празднике.
3. Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»
4. Изготовление творческой коллективной работы «Широкая Масленица»
Среда “Масленица – Объедуха”
Цель : Познакомить детей с обрядовой кухней.
1. Беседа «Рецепты от бабушки» .
2. Повторение хоровода «Весенний хоровод», песня «Ой, бежит ручьём вода»
3. Просмотр презентации «Широкая Масленица».
4. Оформление выставки рисунков (совместная деятельность детей и родителей)
Четверг “Широкий четверг”
Цель : Дать представление о русских гуляньях
1. Русск. нац. игра «Бояре,а мы к вам пришли.»
2. Чтение народного фольклора «Рано утром, вечерком…» (разучивание закличек, веснянок).
3. Рисование «Масленичные гулянья».
4. Подготовка проектного развлечения (совместно с родителями).
Пятница “Прощай, Масленица!”
Цель : Приобщать к истокам народных традиций. Проводы Масленицы
1. Беседа «Прощай, Масленица!»
2. Лепка «Ой,блины. Широкая Масленица»
3. Проведение праздника на улице, сжигание чучела Масленицы. Чаепитие с блинами