Папки-передвижки

Педагогический проект «Ах, какая Масленица»

Наталья Кульдубаева
Педагогический проект «Ах, какая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основной общеобразовательной школы пос. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области филиал «Детский сад «Семицветик» мкр-н Южный город.

Педагогический проект " Ах какая Масленица»

Выполнила: воспитатель Кульдубаева Наталья Леонидовна

Самара, 2016г.

Содержание:

1. Введение.

2. Реализация проекта.

3. Технологическая карта.

4. Литература.

5. Приложение.

Введение:

Публикация «Педагогический проект „Ах, какая Масленица“» размещена в разделах

В широком смысле понятие «патриотизм» обычно означает олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, то есть патриотизм – это категория нравственная.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности была государственной. С этой целью была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», а затем и программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Для учителя начальных классов это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т. д.

Актуальность:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традицией проведения этого праздника по программе «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, поэтому возникла потребность силами ребят провести праздник. Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Люди испокон века воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять кислое тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. А еще Масленица – это чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В течение недели вокруг чучела происходит праздничное веселье, а в последний день Масленицы чучело сжигается, символизируя приход весны.

Данный проект позволит детям познакомиться с возникновением праздника, старинными обрядами и традициями. Русская и чувашская культуры за века тесно переплелись и взаимно обогатились. Особенностью воспитания любви к своей многонациональной Родине заключается в воспитании интереса к культуре, традициям и обычаям, развитее способности понимания красоты и многообразия народного творчества.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам.

Противоречие:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы последние десятилетия отходили от этих традиций, тем самым лишали возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Мы разработали этот проект с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.

В нашем детском саду тематическая неделя начинается с беседы с детьми об этом обрядовом празднике, рассматривания и чтения произведений художественной литературы. Рисование картин празднования Масленицы, составление выставок с рисунками детей. Привлечение родителей к изготовлению костюмов, организации выставки газет «Блинный пир на весь мир», подготовка чаепития «Блин не клин, живота не расколет».

Далее планируется различный игровой и музыкальный репертуар из текущей работы. При разработке сценария народного праздника особое внимание выделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.

Цель проекта :

Ввести в мир народной культуры, способствовать принятию детьми

духовно –нравственных ценностей русского народа.

Задачи:

- Создать условия для интеллектуального, духовно-нравственного и эмоционального самовыражения личности.

- Продолжать знакомить детей с народными традициями и обрядами.

- Способствовать формированию преставлений о народных праздниках «Масленица» Сроки реализации проекта : краткосрочный

Участники проекта :

2 младшая- средняя группа.

Этапы работы по проекту :

- подбор методической литературы, об истории его возникновения, о праздновании этого праздника.

Проблемные вопросы:

- Для чего нужно помнить традиции своего народа?

- Почему именно блин является символом Масленицы?

- Почему масленица заканчивается сжиганием чучела?

- Как называются дни масленичной недели?

- В какие игры играли во вторник?

- Почему последний день называется прощенным воскресеньем?

Ожидаемый результат:

• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

• Повышение познавательного интереса к родной истории.

Для воспитателей:

• работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.

• выбор формы реализации проекта.

• помощь в написании сценария по воплощению проекта.

• организация выставки детских рисунков;

• изготовление фотоальбома «Масленичная неделя»;

• организовать катание на лошадях;

• организовать праздник для детей и родителей по данной теме.

• помощь в подборе музыкального сопровождения.

• разучивание песен, пословиц, считалок для выступления во время праздника.

• организация места проведения праздника.

• проведение инструктажа по технике безопасности.

• выставка газет родителей «Блинный пир на весь мир»

Для детей:

-познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;

-участие детей в организации выставки рисунков;

-умение самостоятельно анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

-иметь представление о значении праздника в жизни человека;

-участие детей в развлечениях, организованных воспитателем.

Для родителей:

-участие родителей в изготовлении атрибутов для развлечений;

-организовать в родительском уголке выставку рисунков,

фотовыставку «Масленичная неделя»;

-показ презентации «Масленица»

Этапы проекта

1) Подготовительный этап:

Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника).

Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

Провести начальный опрос детей.

2) Деятельный этап:

o Коммуникативная деятельность

o Восприятие художественной литературы

o Музыкально-художественная деятельность

o Восприятие произведений изобразительного искусства

o Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность

o Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства

o Развитие двигательной деятельности

o Игровая и познавательная деятельность

o Работа с родителями

3) Заключительный этап:

Презентационный, обобщение результатов работы на педсовете, анализ, закрепление, оценка результатов проекта, проведение повторного опроса и подведение итога опроса.

Этапы проведения проекта.

Этапы Виды деятельности Формы работы

1 этап - Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника).

- Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

- Провести начальный опрос детей.

2 этап

Коммуникативная деятельность

Беседа на тему «Что за праздник, Масленица

Цель: Познакомить ребят с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Развивать у детей коммуникативные качества, совершенствовать речь, расширять кругозор детей.

Музыкально-художественная деятельность Слушание русских народных песен

Цель: Закреплять умение чувствовать музыку, ее изобразительность, передавать характер музыки в движениях и игре. Продолжать учить инсценировать знакомые песенки. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Восприятие художественной литературы Заучивание стихотворения «Масленица», разучивание масленичных закличек

Восприятие произведений изобразительного искусства Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва “Тройка”

Цель: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь.

Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства Рисование «Солнца»

Цель: Развивать у детей самостоятельность, активность при выборе листа бумаги, способов изображения; совершенствовать технику рисования цветными карандашами; обогащать знания детей о народном празднике.

Лепка «Чучело»

Цель: Развивать художественно-творческие способности.

Игровая и познавательная деятельность Развлечение на улице «Масленица загорела, всему миру надоела»

Цель: Приобщать к истокам народных традиций. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Углубить представления детей о народных традициях.

Работа с родителями Выпечка блинов, чаепитие «Блин не клин, живота не расколет».

Цель: Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

3этап Презентационный, анализ, закрепление, оценка результатов проекта, проведение повторного опроса и подведение итога опроса.

Особое место в нашем проекте отведено народным играм, дети с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложения взрослых поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут … учиться. Нами были проведены такие подвижные игр такие как «Горелки», «Звонарь», «Заря», «Анюта»; хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»; игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Петушиный бой», Кто быстрее на метле».

В родительском уголке были организованы выставки: выставка рисунков «Масленица», фотовыставка «Масленичная неделя».

В свою работу мы включили разнообразную деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения.

Большое значение в воспитании детей имеет взаимодействие детского сада и родителей, поэтому нами были проведены развлечения с участием родителей такие, как «Широкая Масленица», «Масленица загорела, всему миру надоела», так же проведена презентация проекта «Масленица».

При работе над проектом, у детей произошли позитивные изменения в отношении к народным играм и обрядам. Дети стали более эмоционально восприимчивы к народным традициям, играм и обрядовым праздникам.

Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень интереса к традиционным народным праздникам у детей значительно возрос. У них значительно повысился интерес к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Приложение:

Чтение художественной литературы: «Как звери справляли масленицу»(французкая народная сказка) чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы

старухи зимы» : углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы, формировать эстетическое восприятие картин природы.

Подвижная игра: «Прыгающие воробышки»

Описание игры:

На полу или земле чертиться круг диаметром 4м. Водящая "кошка" становится в середине круга, остальные участники игры "воробьи". Они находятся вне круга. По сигналу воспитателя "воробьи" начинают прыгать в круг и выпрыгивать из него. Пойманный находится в центре. Когда попадаются все "воробьи", выбирается новая кошка. Побеждает та кошка, которая сумеет быстрее других поймать всех "воробышков".

Хороводная игра «Ровным кругом»

Подвижная игра «В каравай»

Стихи про Масленицу :

Бабушка блины спекла

Круглые, румяные.

Масленица к нам пришла

Гостью желанною.

Я на масленицу маме,

И руками, и ногами,

Помогала печь блины,

Небывалой ширины!

Песни на Масленицу :

Иван Купала.

Ой, Масленица, кривошейка

Кривошейка, кривошейка, кривошейка

Сустрекали мы тебя хорошенько

Хорошенько, хорошенько, хорошенько

Виноград расцветает, виноград расцветает

А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает

Ой, Масленица, я к тебе иду

Потеряла алу ленту, теперь не найду

Ой, ребята идут, да все рягочут

За собою алу ленту, да и волочут

Виноград расцветает, виноград расцветает

А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает

Ой, Масленица, ты бряхуха

Ты бряхуха, ты бряхуха, ты бряхуха

Провожать будем еще лучше

Виноград расцветает, виноград расцветает

А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает

Виноград белый-спелый, виноград белый-спелый

Заклички:

1. Ой, Масленица – кривошейка

Встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачами

И румяным пирогом!

2. А мы Масленицу повстречали

Сыром гору поливали

На широкий двор зазывали

Да.

Заключение:

1. Задачи практически реализованы.

2. Итоги проведения проектной деятельности достигнуты.

Публикации по теме:

«Какая она — война?» Педагогический опыт воспитания военно-патриотических чувств у дошкольников«Какая она — война?» Педагогический опыт воспитания военно-патриотических чувств у дошкольников В рамках празднования Дня Победы для своих воспитанников организовала выставку фоторепродукций советских художников о войне. На этих картинах.

Нетрадиционная техника рисования с детьми старшего дошкольного возраста «Ах, какая осень, ах, какая!»Нетрадиционная техника рисования с детьми старшего дошкольного возраста «Ах, какая осень, ах, какая!» "Ах, какая осень, ах какая. Вся из жёлтых листьев – золотая" - поётся в детской песенке З. Роота. Под впечатлением от неё, предложила ребятам.

Педагогический проект «Мы здоровячки» Проект «Мы здоровячки» Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей через проектную деятельность. Задачи проекта: 1. Формирование.

Педагогический проект «Широкая масленица» История праздника. Масленица – это народный праздник, самый весёлый и шумный. Празднуют её на последней неделе перед Великим постом, когда,.

Педагогический проект «Моя семья» Педагогический проект "Моя семья" ИВАНОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА-ВОСПИТАТЕЛЬ Разделы: Работа с родителями Краткая аннотация проекта. Данный проект.

Сценарий утренника в рамках проекта «Ах, какая осень, ах, какая!» Осенний утренник «Ах какая осень, ах какая!» подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ОНР. Трубчевский детский.

Проект «Масленица»Проект «Масленица» Технологичность: Проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ, и родителями. Условия реализации: Детский сад, семья. Вид проекта:.

Проект «Масленица, масленица! Словно солнце катится» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар ПРОЕКТ «Масленица,.

Проект «Какая бывает вода» Проект во второй младшей группе Тип проекта: познавательно — поисковый. Участники проекта: дети второй младшей группы, их родители, воспитатели.

Проект «Вот какая мама, золотая прямо»Проект «Вот какая мама, золотая прямо» Проект «Вот какая мама, золотая прямо…» Вид проекта: познавательный. Продолжительность проекта: краткосрочный – 5 дней Сроки проекта: 29.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Ах, какая Масленица»
Опубликовано: 25 ноября 2016 в 18:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Ах, какая Масленица»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кульдубаева (УИ 710193) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД