Наталья Кульдубаева
Педагогический проект «Ах, какая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основной общеобразовательной школы пос. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области филиал «Детский сад «Семицветик» мкр-н Южный город.
Педагогический проект " Ах какая Масленица»
Выполнила: воспитатель Кульдубаева Наталья Леонидовна
Самара, 2016г.
Содержание:
1. Введение.
2. Реализация проекта.
3. Технологическая карта.
4. Литература.
5. Приложение.
Введение:
Публикация «Педагогический проект „Ах, какая Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В широком смысле понятие «патриотизм» обычно означает олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, то есть патриотизм – это категория нравственная.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности была государственной. С этой целью была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», а затем и программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Для учителя начальных классов это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т. д.
Актуальность:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традицией проведения этого праздника по программе «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, поэтому возникла потребность силами ребят провести праздник. Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Люди испокон века воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять кислое тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. А еще Масленица – это чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В течение недели вокруг чучела происходит праздничное веселье, а в последний день Масленицы чучело сжигается, символизируя приход весны.
Данный проект позволит детям познакомиться с возникновением праздника, старинными обрядами и традициями. Русская и чувашская культуры за века тесно переплелись и взаимно обогатились. Особенностью воспитания любви к своей многонациональной Родине заключается в воспитании интереса к культуре, традициям и обычаям, развитее способности понимания красоты и многообразия народного творчества.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам.
Противоречие:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы последние десятилетия отходили от этих традиций, тем самым лишали возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Мы разработали этот проект с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.
В нашем детском саду тематическая неделя начинается с беседы с детьми об этом обрядовом празднике, рассматривания и чтения произведений художественной литературы. Рисование картин празднования Масленицы, составление выставок с рисунками детей. Привлечение родителей к изготовлению костюмов, организации выставки газет «Блинный пир на весь мир», подготовка чаепития «Блин не клин, живота не расколет».
Далее планируется различный игровой и музыкальный репертуар из текущей работы. При разработке сценария народного праздника особое внимание выделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.
Цель проекта :
Ввести в мир народной культуры, способствовать принятию детьми
духовно –нравственных ценностей русского народа.
Задачи:
- Создать условия для интеллектуального, духовно-нравственного и эмоционального самовыражения личности.
- Продолжать знакомить детей с народными традициями и обрядами.
- Способствовать формированию преставлений о народных праздниках «Масленица» Сроки реализации проекта : краткосрочный
Участники проекта :
2 младшая- средняя группа.
Этапы работы по проекту :
- подбор методической литературы, об истории его возникновения, о праздновании этого праздника.
Проблемные вопросы:
- Для чего нужно помнить традиции своего народа?
- Почему именно блин является символом Масленицы?
- Почему масленица заканчивается сжиганием чучела?
- Как называются дни масленичной недели?
- В какие игры играли во вторник?
- Почему последний день называется прощенным воскресеньем?
Ожидаемый результат:
• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса к родной истории.
Для воспитателей:
• работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
• выбор формы реализации проекта.
• помощь в написании сценария по воплощению проекта.
• организация выставки детских рисунков;
• изготовление фотоальбома «Масленичная неделя»;
• организовать катание на лошадях;
• организовать праздник для детей и родителей по данной теме.
• помощь в подборе музыкального сопровождения.
• разучивание песен, пословиц, считалок для выступления во время праздника.
• организация места проведения праздника.
• проведение инструктажа по технике безопасности.
• выставка газет родителей «Блинный пир на весь мир»
Для детей:
-познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;
-участие детей в организации выставки рисунков;
-умение самостоятельно анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
-иметь представление о значении праздника в жизни человека;
-участие детей в развлечениях, организованных воспитателем.
Для родителей:
-участие родителей в изготовлении атрибутов для развлечений;
-организовать в родительском уголке выставку рисунков,
фотовыставку «Масленичная неделя»;
-показ презентации «Масленица»
Этапы проекта
1) Подготовительный этап:
Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника).
Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
Провести начальный опрос детей.
2) Деятельный этап:
o Коммуникативная деятельность
o Восприятие художественной литературы
o Музыкально-художественная деятельность
o Восприятие произведений изобразительного искусства
o Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
o Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства
o Развитие двигательной деятельности
o Игровая и познавательная деятельность
o Работа с родителями
3) Заключительный этап:
Презентационный, обобщение результатов работы на педсовете, анализ, закрепление, оценка результатов проекта, проведение повторного опроса и подведение итога опроса.
Этапы проведения проекта.
Этапы Виды деятельности Формы работы
1 этап - Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника).
- Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
- Провести начальный опрос детей.
2 этап
Коммуникативная деятельность
Беседа на тему «Что за праздник, Масленица?»
Цель: Познакомить ребят с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Развивать у детей коммуникативные качества, совершенствовать речь, расширять кругозор детей.
Музыкально-художественная деятельность Слушание русских народных песен
Цель: Закреплять умение чувствовать музыку, ее изобразительность, передавать характер музыки в движениях и игре. Продолжать учить инсценировать знакомые песенки. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
Восприятие художественной литературы Заучивание стихотворения «Масленица», разучивание масленичных закличек
Восприятие произведений изобразительного искусства Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва “Тройка”
Цель: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь.
Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства Рисование «Солнца»
Цель: Развивать у детей самостоятельность, активность при выборе листа бумаги, способов изображения; совершенствовать технику рисования цветными карандашами; обогащать знания детей о народном празднике.
Лепка «Чучело»
Цель: Развивать художественно-творческие способности.
Игровая и познавательная деятельность Развлечение на улице «Масленица загорела, всему миру надоела»
Цель: Приобщать к истокам народных традиций. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Углубить представления детей о народных традициях.
Работа с родителями Выпечка блинов, чаепитие «Блин не клин, живота не расколет».
Цель: Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
3этап Презентационный, анализ, закрепление, оценка результатов проекта, проведение повторного опроса и подведение итога опроса.
Особое место в нашем проекте отведено народным играм, дети с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложения взрослых поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут … учиться. Нами были проведены такие подвижные игр такие как «Горелки», «Звонарь», «Заря», «Анюта»; хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»; игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Петушиный бой», Кто быстрее на метле».
В родительском уголке были организованы выставки: выставка рисунков «Масленица», фотовыставка «Масленичная неделя».
В свою работу мы включили разнообразную деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения.
Большое значение в воспитании детей имеет взаимодействие детского сада и родителей, поэтому нами были проведены развлечения с участием родителей такие, как «Широкая Масленица», «Масленица загорела, всему миру надоела», так же проведена презентация проекта «Масленица».
При работе над проектом, у детей произошли позитивные изменения в отношении к народным играм и обрядам. Дети стали более эмоционально восприимчивы к народным традициям, играм и обрядовым праздникам.
Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень интереса к традиционным народным праздникам у детей значительно возрос. У них значительно повысился интерес к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Приложение:
Чтение художественной литературы: «Как звери справляли масленицу»(французкая народная сказка) чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы
старухи зимы» : углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы, формировать эстетическое восприятие картин природы.
Подвижная игра: «Прыгающие воробышки»
Описание игры:
На полу или земле чертиться круг диаметром 4м. Водящая "кошка" становится в середине круга, остальные участники игры "воробьи". Они находятся вне круга. По сигналу воспитателя "воробьи" начинают прыгать в круг и выпрыгивать из него. Пойманный находится в центре. Когда попадаются все "воробьи", выбирается новая кошка. Побеждает та кошка, которая сумеет быстрее других поймать всех "воробышков".
Хороводная игра «Ровным кругом»
Подвижная игра «В каравай»
Стихи про Масленицу :
Бабушка блины спекла
Круглые, румяные.
Масленица к нам пришла
Гостью желанною.
Я на масленицу маме,
И руками, и ногами,
Помогала печь блины,
Небывалой ширины!
Песни на Масленицу :
Иван Купала.
Ой, Масленица, кривошейка
Кривошейка, кривошейка, кривошейка
Сустрекали мы тебя хорошенько
Хорошенько, хорошенько, хорошенько
Виноград расцветает, виноград расцветает
А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает
Ой, Масленица, я к тебе иду
Потеряла алу ленту, теперь не найду
Ой, ребята идут, да все рягочут
За собою алу ленту, да и волочут
Виноград расцветает, виноград расцветает
А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает
Ой, Масленица, ты бряхуха
Ты бряхуха, ты бряхуха, ты бряхуха
Провожать будем еще лучше
Виноград расцветает, виноград расцветает
А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает
Виноград белый-спелый, виноград белый-спелый
Заклички:
1. Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!
2. А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да.
Заключение:
1. Задачи практически реализованы.
2. Итоги проведения проектной деятельности достигнуты.