Татьяна Спружевник
Проект «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну нам принесла!»
Паспорт проекта :
Тип проекта - информационно-творческий;
По количеству детей – групповой;
По продолжительности – краткосрочный;
Участники проекта – дети средней группы «Солнышко», их родители, воспитатель.
Цель проекта :
Темочки:
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, а именно, знакомство с русским обрядовым праздником "Масленица". Развитие у детей творческих способностей, интереса к совместной деятельности. Воспитание любви к своей Родине и ее традициям.
Задачи проекта :
— познакомить детей с русскими народными традициями;
— расширять представления о Масленице, как об одном из русских народных праздников;
— активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками;
— актуализировать представления детей о названиях и назначении предметов быта в старинной русской избе;
— познакомить детей с названиями и последовательностью дней недели;
— обогатить духовный мир детей;
— формировать навыки творческого взаимодействия детей, родителей и педагогов.
Образовательная область: познавательная, физическая, художественно-эстетическая, речевая, социально-коммуникативная.
Актуальность проекта :
Тема данного проекта является актуальной на сегодняшний день, так как современные дети и их родители мало знакомы с обрядовыми русскими праздниками, их обычаями. Как известно, Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.
Мир русской культуры поражает поэтическим откровением своей красоты, восхищает тем, как грамотно и гармонично все в нем устроено по законам добра и мудрости. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа. В работах российских философов, педагогов, филологов (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Н. К. Рерих, В. В. Розин и др.) культура рассматривается доминирующим средством изменения общества и развития личности. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, музыке, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиции. Именно поэтому возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» в детском саду.
Мотивация деятельности по реализации проекта :
В ходе беседы о русских народных праздниках и рассматривания этнокалендаря возник вопрос: «А почему у праздника такое „съедобное“ название — Масленица, как его празднуют?». При объяснении детям происхождение названия праздника появилось и много других вопросов, касающихся этой темы. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития детей, было принято решение расширить представления детей об этом празднике, как об одной из составляющих общей культуры русского народа. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма.
Предполагаемый результат:
расширение представлений детей о русских народных традициях;
повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве;
установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами;
пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми среднего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный;
I I этап – основной;
I I I этап – заключительный.
I этап – подготовительный
Цель: постановка мотивации, цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.
Содержание
Создание условий для формирования интереса к празднику;
Составление плана работы;
Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определенный отрезок времени;
Подбор информации и материала для реализации проектных мероприятий (подвижные игры, дидактические игры, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями и плясками);
Привлечь родителей на участие в конкурсе «Лучший рецепт блинов».
I I этап - основной
Цель: Формирование знаний дошкольников о русской национальной традиции встречи весны
Содержание:А) Познание:
НОД «Масленица»;
просмотр иллюстраций;
фотографий о праздновании Масленицы;
обследование материалов, применяемых в русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов);
знакомство с происхождением звука из разных народных музыкальных инструментов: дудочка, гармошка;
д/и «Попади снежком в ледяную крепость», словесно д/и «Какие бывают блины».
Б) Речевое развитие:Заучивание потешек, закличек, поговорок о Масленице;
Чтение сказок: «Как звери справляли Масленицу», «Как весна зиму поборола», «Соломенная Масленица», «Масленица», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Солнце и блины», «Снегурочка».
В) Социализация:
сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжет «готовим угощение», «Ждём гостей», «Мы идём в гости».
Г) Художественно-эстетическое:аппликация «Солнышко»;
рисование «Испеки блин на сковороде»;
лепка «Солнышко-ведрышко»;
слушание аудиозаписей и разучивание русских народных песен: «Ой, блины, блины, блины», П. Чайковского «Времена года», «Февраль», частушек и закличек.
Д) Безопасность:беседы — «Нам огонь не друг», «Правила обращения с острыми инструментами».
Е) Физическая культура:комплекс общеразвивающих упражнений «Хоть зима и хороша, в дверь стучит уже весна»;
хороводные игры: «Карусель», «Ручеек»; подвижные игры: «Горелки», «Ручеек», «Горячо-холодно», «Попади снежком в цель».
Ж) Формы взаимодействия с родителями:
информационное сообщение «Широкая масленица»;
памятка «Масленичная неделя»;
мастер- класс мамочек «Печь блины я мастерица».
I I I этап - заключительный Цель:
Обобщение знаний детей о Масленице, закрепление умения различать и называть традиционные обряды народного гуляния, формирование устойчивого интереса к национальной культуре.
Содержание
проведение развлекательного досуга «Проводы масленицы»;
создание итоговой ИКТ-презентации «МАСЛЕНИЦА»;
Дегустация блинов.
результат: Дети: получили знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской избы; пополнили словарный запас народными словами и выражениями, познакомились с последовательностью дней недели и их название в масленичной неделе.
Педагоги: подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» НОД, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, подвижных игр; наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.
Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; приняли активное участие в подготовке к проведению развлекательного мероприятия «Проводы Масленицы».