Зинаида Мацкевич
Детский проект «Её величество вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка №22»
Неделя Науки
Номинация: «Экология»
Тема: «Её величество вода»
Автор работы: Мацкевич Дарья Сергеевна, старшая группа «Зайка»
Научный руководитель: Мацкевич Зинаида Викторовна, воспитатель
г. Сургут 2019
Содержание
Обоснование проекта… 3
Описание содержания проекта…. …. 4
Цель проекта ….…. …. 5
Ожидаемые результаты проекта …. …. … 5
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Этапы реализации проекта …. Фактический результат…. …. 6
8
Список использованной литературы…. ….… 9
Обоснование проекта
Дошкольное детство – первое звено, когда интенсивно накапливаются знания об окружающем мире, формируется многогранное отношение к природе и людям. Вода – первое вещество, с которым знакомится ребёнок. Проект развивает интерес к практическому исследованию воды, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к природе. 5 января 2016 года президент РФ подписал указ «О проведении года экологии» в 2017 году именно поэтому в дошкольных учреждениях на ряду с традиционными видами деятельности уделяется особое внимание экологическому образованию и экологическому воспитанию дошкольников.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в труде, повседневной жизни).
Эффектность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы.
Первое вещество, с которым знакомится ребёнок - это вода. Вода - это живительная сила, чудо природы и богатство природы. Она источник жизни. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, снимает напряжение, способствует релаксации, расслаблению. Очень важно научить детей, наше будущее поколение - бережному отношению к воде. Мы не можем прожить без воды. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.
Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Что же такое опыт и эксперимент? Опыт – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Эксперимент – чувственно- предметная деятельность в науке: в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы и т. п. Исходя из формулировки понятий опыта и эксперимента, можно сделать вывод о значении опытно-экспериментальной деятельности. Опыты нашего проекта способствуют формированию у ребёнка познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, ребёнок подводится к суждениям, умозаключениям, учится делать выводы. Опыты имеют большое значение для осознания ребёнком причинно - следственных связей.
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Вид проекта : практический, детский.
Продолжительность: краткосрочный (10.01.17- 20.01.17г.).
Возраст ребё нка: 5 лет
Практическая деятельность: проведение опытов с водой.
Актуальность темы: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность. Актуальность нашего проекта заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. В год экологии мы выбрали тему вода. Ведь именно она сопровождает нас везде и всегда.
Проблема: Выбор этой темы не случаен. Нашей Дарье пять лет, она очень любознательный ребенок. Её интересует все на свете. Больше всего она любит эксперименты с водой. Данный проект позволяет уточнить и расширить представление имеющихся понятия о воде и сделать несколько опытов, чтобы обучение было не только полезным, но и увлекательным. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в дошкольном возрасте. Но сколько секретов таит в себе вода? Если мы предположим, что воду можно использовать не только в пищу, то вода может быть интересным материалом для опытов и наблюдений. Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.
Цель проекта : Изучить особенности воды, её свойства и качество, обогатить и расширить представления о воде, развивать интерес к исследовательской деятельности.
Задачи:
- Провести опытно-исследовательскую работу о воде.
- Оформить полученные результаты.
Формы работы: Беседы, игровая деятельность, экспериментальная деятельность.
Методические приемы:
• практические: эксперимент;
• наглядные: показ, рассматривание;
• словесные: рассказ, вопрос.
Технологии – оборудование:
• фотоаппарат;
• компьютер
Ожидаемый результат:
• расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
• развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность
Этапы работы:
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели, задач с ребёнком.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной.
• Реализация проекта путем решения поставленных задач.
Организация игр с ребёнком.
Опыт № 1 «Вода не имеет цвет»
Цель: Узнать качество воды - прозрачность.
Оборудование: вода, молоко, 2 стаканчика, 2 чайные ложки.
Проведение опыта: Мы наливаем в один стакан молоко, а в другой стакан воду. В оба стаканчика мы опускаем ложки. В стакане, где вода ложка видна, а в стакане, где молоко – ложка не видна.
Беседа с ребё нком:
- Дарья, а как ты думаешь, какого цвета вода? Белого?
- А давай проверим. Бери стакан с молоком и ложечку. Какого цвета молоко?
Ответ ребё нка: Белого.
- Правильно. А можно сказать про воду, что она белого цвета?
Ответ ребё нка: Не знаю.
- Давай проверим, опускай ложку в стакан с молоком. Видно ложку в стакане?
Ответ ребё нка: Нет.
- А теперь опускай ложку в стакан с водой. Видно теперь ложку?
Ответ ребё нка: Видно.
Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет. Молоко имеет белый цвет, а вода цвета не имеет.
Опыт № 2 «Вода не имеет вкус»
Цель: Узнать вкусовые качества воды.
Оборудование: молоко, сок, вода, стаканчики.
Проведение опыта: Наливаем в стаканчики: молоко, воду, сок. Попробовали воду. Есть ли у нее вкус?
Ответ ребё нка: Нет.
А теперь попробовала молоко. Есть ли вкус у молока?
Ответ ребё нка: Да.
Попробовали еще сок. У него тоже есть вкус.
Вывод: Вода вкуса не имеет.
Опыт № 3 «Вода не имеет запаха»
Цель: Узнать качества воды - запах.
Оборудование: вода, стаканчики, духи, капли валерианы.
Проведение опыта: Наливаем в стаканчики: воду. В один стакан с водой добавила капли валерианы, в другой капли духов. Дарья понюхала стаканчики. Там где была вода запаха не было. А остальные стаканчики пахли духами и валерианой.
Вывод: Вода запаха не имеет.
Опыт №4 «От чего вода может менять цвет»
Цель: Узнать от чего вода может, меняет цвет.
Оборудование: вода, краски красного и желтого цвета, 2 стакана.
Проведение опыта: Дарья, а еще я знаю, что вода может изменять свой цвет! Хочешь в этом убедиться?
Ответ ребё нка: Да.
- Давай возьмем 2 стакана с водой и краски (красного и желтого цвета). Добавляй в первый стакан красную краску, во второй – желтую. Изменила вода свой цвет?
Ответ ребё нка: Да!
- Какого цвета стала вода в первом стакане?
Ответ ребё нка: Красного.
- А во втором?
Ответ ребё нка: Желтого.
Вывод: Вода меняет свой цвет, в зависимости от того, что в нее положили.
Каждый наш опыт имел своей познавательный результат, в итоге Дарья узнала, что вода – это жидкость, она бесцветная, безвкусная, не имеет запаха.
III этап – заключительный
Проведя эксперименты, занимательные опыты, мы решили придумать рассказ о нашей главной героине – её величество вода.
Рассказ «Её величество вода»
Жила - была капелька воды. Она жила в облаке. Однажды из этого облака полил дождь. Капелька со своими друзьями стала падать на землю. Им было весело, они кувыркались, толкались и смеялись. А потом капелька воды вместе с друзьями упала в лужу, им и там было весело. Но когда полил дождь, капелька воды увидела, что люди вместо того, чтобы бегать по лужам и улыбаться, открывают зонты и хмурятся. А после непогоды, выглянуло солнце, и капелька воды не заметила, как испарилась.
Фактический результат: В ходе исследовательской деятельности мы познакомились со свойствами воды. Опытно-экспериментальным путём расширили знания о её своставах. Рассказали ребятам в группе детского сада о проведенных опытах и свой рассказ «Её величество вода». Показали презентацию проекта «Её величество вода»
В результате нашего проекта мы пришли к выводу, что вода, благодаря своим свойствам, может являться интересным материалом для опытов, наблюдений и творчества.
Список использованной литературы
1. Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М. 2006
2. Иванова А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». М., 2006.
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007.
4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 2002
5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 2001