Светлана Кирюхина
Детский исследовательский проект «Почему течет река?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР ДС «Дельфин»
Детский исследовательский проект
«Почему текут реки»
Подготовительная к школе группа «Непоседы»
(компенсирующей направленности)
Участники:Дюкова Катя,
Куркин Леша, Мамонтова Лена.
Руководители:
воспитатели Кирюхина Светлана Владимировна,
Филиппова Наталья Александровна.
Оглавление
Введение. Паспорт проекта…2
Публикация «Детский исследовательский проект „Почему течет река?“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Реки и озера
- Темочки
Этапы проекта, содержание исследовательской деятельности. …. 4
Методические компоненты, список используемых источников. ….…. 9
Введение
ФИО участников Дюкова Катя, Куркин Леша,Мамонтова Лена. Воспитатели: Кирюхина Светлана Владимировна,Филиппова Наталья Александровна.
Территория Республика Хакасия, город Абаза
Место работы МБДОУ «ЦРР – детский сад «Дельфин»
Должность Воспитатели.
Название проекта «Почему текут реки»
Идея проекта Всем природным явлениям на свете существует научное объяснение. Почему река все течет, течет и нигде не может остановиться? Может, потому что ее все время толкает течение? А откуда в реке берется течение? Давайте узнаем, отчего все происходит.
Актуальность Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Поэтому мы поддержали детей в попытке установить причины возникновения течения в реке, ведь всякое физическое явление есть замечательное упражнение для детской логики. Здесь ребенок наглядно и практически усваивает логические понятия, причины, следствия, делает выводы и умозаключения.
Тип проекта • детский;
• познавательно – исследовательский.
Сроки реализации проекта 12.10.19 – 31.10.19
Цели ребенка Узнать:
- что такое река и течение;
- узнать откуда начинается река и куда она течет;
- исследовать причины возникновения и поддержания течения в реке;
- рассказать о своих исследованиях детям и взрослым, создав условия для наблюдения за течением реки с помощью сделанного в группе макета.
Цель педагога Создание социальной ситуации развития навыков исследовательской деятельности через ознакомление детей с физическими свойствами воды.
Гипотеза Реки текут потому, что суша имеет наклон.
Реки текут потому, что дует ветер.
Задачи ребенка • Спросить о возникновении рек у взрослых;
• посмотреть картинки в энциклопедии, попросить прочитать о них взрослых или читающих ребят;
• провести ряд опытов и экспериментов на улице и в группе;
• посмотреть видео;
• съездить с родителями на реку;
• задать боту Алисе (программа с искусственным интеллектом) вопросы о реке и течении;
• исследовать со взрослыми карту Земли (физическую);
• сделать макет реки для того, чтобы продемонстрировать подтверждение своей гипотезы.
Задачи педагога
• Создать условия для развития познавательных и творческих способностей,
• развивать внимание, память, восприятие, мышление.
• обогащать словарный запас, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи ребенка;
• развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы.
Описание собственного опыта работы в решении избранной темы Поездка на реку с родителями, проведение экспериментов с водой дома, запускание корабликов в ручье и реке, плавание с родителями в весельной и моторной лодке по реке. Наблюдение за тем, как путешественники сплавляются по реке Абакан в летнее время, наблюдение за причаливанием рыбака на моторной лодке к берегу, наблюдение за приливом от проплывающей мимо лодки.
Этапы проекта • Целеполагание (формулирование исследовательской задачи, постановка гипотезы)
• Разработка проекта (составление плана)
- к кому обратиться за помощью?
- где найти информацию?
- как рассказать об исследованиях друзьям, воспитателям?
• Выполнение проекта (практическая деятельность)
• Заключительный этап. Подведение итогов своей деятельности – подтверждение или опровержение гипотезы.
• Представление результатов исследований родителям и детям.
Итоги проекта (детские) 1. Мы доказали гипотезу о том, что реки текут потому, что суша имеет наклон. Гипотеза о том, что река течет потому, что дует ветер, не подтвердилась.
2. Мы узнали о том, что река течет под воздействием притяжения Земли.
3. Мы теперь знаем, что река – это постоянный водный поток, с естественным течением по руслу от истока до устья, и стекает она с высоких участков по наклону в низкие.
(педагогические) 1. У детей сформировался познавательный интерес к объектамприроды ближайшего окружения (река, гора);
4. Развилось экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
5. Продолжили формироваться умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений природы.
6. Расширились представления о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире.
7. Сложилась атмосфера сотрудничества и взаимопонимания взрослых и детей в достижении общих целей.
Этапы проекта
Целеполагание (выделение проблемы, задачи,постановка гипотезы)
Однажды, во время прогулки с родителями на реку, мы решили попускать кораблики из щепок – проверить, чей кораблик поплывет дальше остальных. Но у нас ничего не получалось – как бы далеко мы ни бросали щепки, они не плыли. Тогда мы начали думать – почему так? И оказалось, что щепки бросали мы в том месте, где вода была почти неподвижной – за дамбой. Тогда мы стали искать место, где вода быстро течет и нашли его, пройдя по берегу вперед. Мы начали забрасывать свои щепки в реку, и они действительно поплыли дальше! Дальше всех уплыли корабли Вани и Артема. Мы смотрели на них, пока они не уплыли, а потом отправились дальше гулять с родителями.
На следующий день, во время разговора о прошедшей воскресной прогулке, мы начали обсуждать наши плывущие корабли, и у некоторых ребят опять возник вопрос – почему одни кораблики уплыли, а другие нет. Мы разобрались, что уплывшие корабли были унесены течением, но нам стало интересно – а откуда в реке взялось само течение.
Разработка проекта (составление плана)
Тогда воспитатель предложила нам нарисовать наши догадки о течении. И многие ребята нарисовали, что вода в реке просто очень быстро скатывается с горы. Но некоторые ребята думали, что это на реку дует ветер. Тогда воспитатель спросила – как нам узнать, почему на самом деле текут реки – и мы решили, что можно спросить у взрослых, посмотреть по телевизору, прочитать с мамой в книге и самому посмотреть картинки. А Илья предложил съездить к началу реки все увидеть там. Чтобы не забыть все, о чем говорили, мы по совету воспитателя нарисовали рисунки и приклеили их к большому листу (модель 3 вопросов).
Основной этап проекта (практическая деятельность)
Чтобы узнать, почему текут реки, мы решили узнать – а что такое река. И узнали из словаря, что река это «Постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья». Мы рассмотрели с воспитателями картинки реки, и узнали, что исток – это место рождения реки, а устье – место слияния реки с другой рекой, или впадения в море (или другой водный источник). Еще, мы хотели съездить с родителями к началу реки и посмотреть, почему она течет, но рассмотрев карту Хакасии, мы увидели, что наш Абакан – это результат слияния 2 рек, которые берут свое начало очень далеко, туда не добраться на машине. Этим способом мы не воспользовались. Но зато нам помогло чтение книг – Ваня, прочитав с родителями энциклопедию, рассказал нам, что течение – это движение воды в реке. Чтобы узнать – почему река течет, мы провели несколько опытов.
Сначала мы решили посмотреть – правда ли река течет из-за ветра.
Мы дули через трубочки на воду и вода двигалась,
волны перекатывались!
Но когда мы перестали дуть – вода стала спокойной.
Но ведь в реке вода всегда движется, даже когда нет ветра.
И мы поняли, что реки текут не из-за ветра.
Потом мы решили узнать – правда ли, что реки текут из-за того, что вода скатывается сверху вниз. Мы провели опыт с капелькой воды, которая должна скатиться с горки. Но мы слепили и полянку – чтобы узнать, потечет ли вода по поверхности без наклона. Мы набирали в пипетку воду и капали на макушку горки – капелька скатывалась вниз, значит, течение было – ведь капелька текла. Потом мы капали на плоскую полянку, но капелька оставалась на месте, значит, течения не было, капелька никуда не утекала. Значит, течение в реке возникает из-за того, что вода стекает сверху вниз. А вниз она стекает потому, что ее притягивает земное притяжение (мы это узнали, рассмотрев картинки в энциклопедии).
Все эти исследования нам очень понравились, мы узнали, почему текут реки, откуда в них берется течение. Мы, конечно, уже прочитали об этом в энциклопедии, но проведя опыты, мы в этом убедились.
Потом было решено рассказать обо всем, что узнали другим ребятам. Но как же лучше это сделать? Вместе с воспитателями мы обсудили разные варианты, и решили запустить в группе свою реку. А раз вода должна скатываться сверху вниз, общим голосованием было решено построить гору с рекой. Когда мы рассказали о нашей идее родителям, мама Эльзы предложила сделать в горе отверстие (как в настоящей, чтобы река вытекала прямо из горы. Посмотрев презентацию, мы узнали, что на самом деле все так и происходит – внутри гор находится подземная вода, которая выходит наружу через отверстие – ключ. А потом стекает вниз. Даже в нашем городе есть такое место – Ключик, и Никита рассказал нам историю его происхождения, ведь он живет на этой улице. А Влад рассказал нам о Горячем ключе – месте, где из-под земли вытекает полезная вода, его родители плавали туда на лодке.
Еще мы узнали, что из ключа вытекает немного воды. Полноводной реку делают осадки – тающий на макушке горы снег, дождь, снегопад.
Настала пора мастерить макет – чтобы рассказать ребятам из других групп о том, как рождается река. Мы решили делать гору из пластилина, но оказалось, что у нас его нет в таком количестве. Потом мы решили использовать пластмассовый конус для горы, но он был слишком ровным и маленьким – а нам хотелось, чтобы все было как настоящее.
И вот, мама Лизы посоветовала сделать гору из папье-маше, даже принесла нам с работы много картонных ячеек из-под яиц. Бабушка Алины выделила нам старый противень с дыркой. И работа закипела. Мы рвали картон на мелкие кусочки, заливали его сначала водой, потом клеем. Потом мы из бутылки сделали основу горы, воспитатели помогли вставить внутрь бутылки трубку для запуска воды, из комков бумаги мы сформировали нужную форму горы, и на нее начали накладывать массу папье-маше.
Когда гора высохла, мы приступили к ее раскрашиванию.
Когда наступили выходные, воспитатели залили нашу гору клеем – чтобы вода не смогла разрушить бумажное русло реки и размыть камни и песок на дне.
Заключительный этап
И вот, настал самый главный момент – мы запустили нашу реку!
Мы доказали гипотезу о том, что реки текут потому, что суша имеет наклон. А гипотеза о том, что реки текут потому, что дует ветер, не подтвердилась.
У нас все получилось! Ведь при создании макета мы применяли наши знания. Мы поняли, что гора с рекой получились такими замечательными потому, что мы работали вместе – нам помогали родители, воспитатели, мы сами помогали друг другу.
И все самое лучшее происходит тогда, когда мы вместе!
Методические компоненты
Методическое обеспечение: литература, стихи, сказки, иллюстрации, карта Хакасии.
Материально-техническое: телевизор, мультимедиа, компьютер, фотоаппарат.
Информационное обеспечение: видео, мультфильмы, наглядно-дидактические пособия, книги.
Методы проекта :
• Исследовательские : проблемные вопросы и ситуации, опыты, наблюдения, эксперименты;
• Словесные: беседа, рассказывание, слушание;
• Практические: проведение экспериментов, опытов, создание макета горной реки.
• Наглядные: рассматривание, показ, просмотр презентации, мультфильмов.
Интеграция образовательных областей.
• Социально-коммуникативное развитие
• Речевое развитие
• Познавательное развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Список используемых источников:
1. Бондаренко Т. Л. Экологические занятия с детьми 5-6 лет,- Воронеж, 2002.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников».
3. Мартынова Е. А., Сучкова. И. М. «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий», Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
4. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве, - М. : Новая школа, 1995.
5. Социальные сети работников образования https://www.maam.ru, https://infourok.ru, https://nsportal.ru.