Катя Минаева
Детские страхи. Игры для воспитателей по профилактике детских страхов
▼ Скачать + Заказать документы
В психологическом словаре Ю. Л. Неймера выделяется 3 основных вида страхов. (слайд)
1. Реальный страх – нормальная реакция на реальную внешнюю опасность, основана на инстинкте самосохранения. Конструктивный – ребенок стремиться спрятаться, убежать, позвать на помощь.
- собака, которая скалится;
- высоты, когда находится на крыше;
- воды, на берегу большого водоема.
Этот страх преодолевать не надо. Устранив причину страха, уйдет и яркая эмоциональная реакция, ребенок сможет дальше нормально жить. (сла йд)
Публикация «Детские страхи, Игры для воспитателей по профилактике детских страхов» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Страх и детская тревожность
- Темочки
2. Страх невротический – реакция на незримую опасность. Когда ребенок напряжен, переживает, в незнакомой ситуации, он может почувствовать внезапно возникнувший страх. Он деструктивен – ребенок деградирует, плачет, дерется, кусается.
- Страх одиночества, например, ребенок пришел в детский сад;
- Страх темноты;
- Страх животных.
Для преодоления страха необходимо создать условия (поставить ночничек, осветить все темные углы, обнять и успокоить ребенка)
Как профилактику можно использовать игры :
1. Игра "Прятки" - на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться. С детьми постарше можем играть в темноте, с включенным только ночником.
2. Игра "Пятнашки". Служит своеобразной разминкой к последующим играм, способствует значительному уменьшению страха при внезапном неожиданном нападении, наказании со стороны родителей (поскольку пятнание как легкий удар имитирует физическое наказание, снятием накопившегося нервного напряжения. Играть можно с 2-х лет. Целесообразно заранее оговорить правила игры : двигаться по ограниченной оговоренной площадке, пятнать только хлопком по спине.
Для создания эмоциональной напряженности ведущий может подавать реплики – угрозы: "Ну, держись!", "Вот только поймаю…", "Ага, попался!" и другие. А для снятия эмоционального накала и формирования уверенности ребенка в собственных силах даем положительную оценку в виде восклицания: "Ну и ловкий!", "Никак не догнать!" и т. д.
3. Игра "Собачка боится".
Дети 5 лет, могут придумать, а чего боится собачка, и это изобразить, больших чужих собак; незнакомых людей; перейти лужу и т. д., отрабатывая характерные выразительные движения для заданного состояния. Это позволяет не только отрефлексировать свои эмоции, но и понять, что тот кого ты боишься может чего – то бояться.
3. Страх свободный, без предметный – реакция на то чего не бывает, скорее похоже на тревогу. (слайд)
Для профилактики этого вида страха
• Обогащайте кругозор;
• Играйте, читайте, конструируйте. В игре ребенок может преодолевать свои страхи;
• Учите ребенка общаться с людьми, расширяйте круг знакомых;
• Давайте ему самостоятельно преодолевать трудности, это позволит обогащать опыт новыми стратегиями поведения, формировать уверенность в себе. (слайд)
Игра "Мы охотимся на льва". На преодоление робости, страха воздействия неожиданных ситуаций, боязни воды, животных. Играем с 2-х лет. Дети проговаривают текст, сопровождая его соответствующими движениями:
Мы охотимся на льва. Не боимся мы его.
У нас длинное ружьё и подзорная труба.
Ой! А что это? А это – поле: топ – топ - топ.
Ой! А что это? А это- болото: чав – чав - чав.
Ой! А что это? А это – море: буль-буль-буль.
Ой! А что это? А это – тропинка: шур-шур-шур.
Под ней не проползти. Над ней не пролететь.
Её не обойти, а дорожка напрямик –
Вышли на полянку. Кто это здесь лежит?
— Давайте его потрогаем! (дети "трогают" воображаемого льва) Да это ЛЕВ! Ой, мамочка! Ой, как страшно! Испугались мы его и побежали скорее домой:
По тропинке: шур – шур – шур.
По морю: буль – буль – буль.
По болоту: чав – чав – чав.
По полю: топ – топ – топ.
Прибежали домой. Дверь закрыли на все запоры: чик – чик.
Ух! (на выходе) Устали. Ай да мы! Ай да молодцы! Ото льва убежали!
Игра "Сова". На преодоление боязни внезапного воздействия, неприятных ощущений. Играем с 2-х лет.
Выбираем сову, остальные дети – зайцы. Зайцы прыгают, резвятся, на сигнал "сова" зайцы замирают, изобразив на лице страх, а сова должна выбрать того, кто не достаточно хорошо замер и неточно изобразил эмоцию страха.
Игра "Волшебное зеркальце".
Дети берут зеркальце и становятся в круг. На слова: "Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех… (и здесь дети изображают в зеркальце указанную эмоцию…добрее, злее, веселее". Если дети затрудняются в изображении нужной мимики, то подсказываю: поднять брови вверх, сдвинуть их, зажмуриться, широко раскрыть глаза и т. д.
Игра "Заколдованные дети".
Я называю слово или действия этюдов, а дети с помощью невербальных средств (жестов, мимики) стараются передать значение этих слов, действий.
Необходимо показать:
а) значение слов "высокий", "маленький";
б) жалеем бездомного котёнка;
в) мама укладывает спать ребенка, который плачет;
г) доброго, злого дядю.
Игра "Слоны и бабочки".
Дети двигаются по комнате, не сталкиваясь друг с другом, тяжело, грузно, как слоны, и легко, порхая, как бабочки, при встрече "слоны" общаются "хоботами", бабочки – "крылышками".