Юлия Юрина
Детские страхи. Коррекция страхов в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Детские страхи. Коррекция страхов в дошкольном возрасте.
На сегодняшний день проблема детских страхов актуальна в учебно-воспитательном процессе дошкольного и школьного образования.
Цель: коррекция детских страхов посредством песочной терапии.
Задачи:
Образовательные: обучить способами контроля над эмоциями (страхами, тревожностью, принимать решение самостоятельно через игру в песке.
Публикация «Детские страхи, Коррекция страхов в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Развивающие: развивать речевые навыки ребенка, творческую активность, фантазию, воображение, формировать положительное отношение к себе, развивать адекватную возрасту самооценку.
Воспитательные: воспитывать успевающего ребенка, гармоничную личность.
Современный ребенок является потребителем огромного количества информации, которая обрушивается на него извне. В силу своего возраста ребенок еще не в состоянии правильно систематизировать ее, поэтому часто возникают неблагоприятные последствия: увеличивается количество детей со страхами, тревожностью, эмоциональной нестабильностью. В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать песочную терапию, так как ребенок не боится песка, ведь с самого раннего возраста мы отправляем его в большую «педагогическую» песочницу, где происходят первые социальные контакты детей друг с другом. Песок притягивает ребенка, как магнит, своей податливостью, способностью принимать причудливые формы в зависимости от того сухой он или влажный.
Ребенок готов часами пересыпать песок из формочки в формочку, строить замки, тоннели, дороги. Очень часто, приходя ко мне на консультацию, родители задают вопросы по поводу наличия у ребенка того или иного страха и причин его возникновения. На сегодняшний день развитие ребенка идет в рамках насыщенной социально - информационной среды, а это значит, что информационная среда зачастую бывает заместителем полноценного общения ребенка с родителями. Происходит деградация детской субкультуры : появление в доступном виде мультфильмов и телепередач, которые несут в себе агрессивный посыл, избыток информации несоответствующей возрасту, а родители в свою очередь не всегда контролируют содержимое и объем получаемый ребенком информации. Все эти критерии приводят к тому, что у детей идет накопление негативных эмоций, с которыми он не может справиться самостоятельно. Растет число детей с повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, со страхами. Психологические концепции, в которых ведущим понятием был «страх и тревожность» выдвигали ряд авторов: З. Фрейд, К. Изард, М. Кляйн, Р. Мэй, П. Тиллих, В. Франкл и др. Они считали, что нарастание страхов у ребенка всегда сопровождается той или иной степенью социальной дезадаптации и нарушения адекватного психического развития, что, в свою очередь, негативно влияет на становление его личности в целом [4, с. 206]. Ряд ученных занимающихся спецификой, видами и основными проявлениями детских страхов (А. И. Захаров, Л. Д. Лебедева, С. В. Капранова, О. А. Карабанова, М. В. Осорина) считает, что детство является сензитивным периодом для коррекции детских страхов [2, с. 136]. Но силу своего возраста дети не всегда могут словами в полной мере выразить свои переживания, эмоции, страхи, тревоги. В этом большим помощником выступает песочница, как прекрасный инструмент, который позволяет дополнительно реализовать потаенные возможности ребенка. Впервые песок в терапии начали использовать в 20 годы, как некий вспомогательный элемент. Песок выступал как способ проявления внутреннего символизма. Автором методики песочной терапии является Дора Кальф.
Песок является проводником между педагогом-психологом и ребенком. Благодаря своей структуре он оказывает благотворное воздействие на тактильные ощущения, стимулирует нервные окончания. Используя в игре с песком коллекцию фигурок, ребенок развивает фантазию, творческиеспособности, образное мышление, воображение. Проигрывая ситуацию, ребенок чаще всего озвучивает сюжет, что в свою очередь позволяет, опосредованно развивать речевые навыки ребенка, а также анализировать услышанное. Потому что неосознанно ребенок проигрывает волнующую его ситуацию, оречевляет ее. Многие ученые (Л. Штейнхардт, А. И. Копытина и Л. Д. Лебедева и др.) считают, что песок является эффективным средством коррекции страхов. Проигрывая волнующую ситуацию в песочнице, используя при этом маленькие фигурки-символы, ребенок раскрывается, и психолог имеет возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент, и тревожащая ситуация обязательно «выльется» на песчаную поверхность. В символической форме ребенок во время занятий по песочной терапии сообщает о себе, опосредовано старается проанализировать свои эмоции.
Занятия по песочной терапии строятся в игровой форме и таким образом, чтобы у ребенка формировалось положительное отношение к себе, развивалась адекватная возрасту самооценка, ребенок овладевал чувством контроля над эмоциями. Позволяет преобразовывать агрессивные, тревожные, разрушительные чувства, предупреждая проявление их в поступках. По мнению А. И. Захарова– «это творческий акт, позволяющий детям ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды».
Таким образом, песочная терапия способствует коррекции страхов, создавая на занятиях максимально комфортную ситуацию, ребенок чувствует себя защищено, поэтому проявляет творческую активность, фантазию, воображение. Ребенок не боится принимать решение, работать самостоятельно.
В играх с песком ребенок неосознанно учится понимать себя, положительно принимать себя. Песок способен «заземлять» негативную энергию и эмоции ребенка. Проживание ребенком какой-либо социальной ситуации, ее проигрывание будет являться полезным жизненным опытом, который в свою очередь очень пригодиться ребенку в его дальнейшей взрослой жизни.
Список литературы:
1. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. — СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. — 313с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб. : «Речь», 2007.
3. КочетоваЮ. А. Психологическая коррекция детских страхов [электронный ресурс] /Ю. А. Кочетова. — электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, № 1.
4. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия / Л. Штейнхардт. — СПб. : Питер, 2001.