Елена Постолатий
Детские считалки
▼ Скачать + Заказать документы
Детские считалки постепенно уходят из обихода. В жизни семьи, детского сада и школы всё большее место занимают информационные технологии, изменяются забавы детей, сосредотачиваясь вокруг компьютерных игр.
Но считалки, отодвинувшись на второй план, постоянно возвращаются к ребёнку из детских подвижных игр, книг, журналов. Детям совершенно не трудно запомнить и воспроизвести их. Это доставляет им радость и удовольствие. Считалки звучат как весёлые, смешные стихи. Дети относятся к ним, как к обычным стихам, похожие на скороговорки, кричалки. Считалка имеет чёткий ритм, что даёт возможность громко проговаривать все слова, тем самым доставляет ребёнку особое удовольствие.
Публикация «Детские считалки» размещена в разделах
К сожалению, играть в считалку дети не умеют. Они не знают игровых считалок, требующих различных действий от ведущего и участников.
Считалки предназначены не для простого заучивания и воспроизведения. Они необходимы в игре не только со сверстниками, но и со своей удачей, везением, с судьбой.
Считалка, маленькое, незамысловатое, часто и вовсе бессмысленное стихотворение, является средством испытания удачливости и неудачливости; имеет удивительную силу воздействия на ребёнка. Бег, прыжки, скачки, крик от души, напряжение ума, памяти, сила характера, благородство, воля, - это виды испытания, которыми насыщена считалка.
Чепуха, нелепица, бессмыслица, абсурд – одна из постоянных черт «классических» фольклорных считалок. Зачем в считалке бессмыслица? Можно ответить так: для того, чтобы было интересно, для того, чтобы стихи были звучными, для ритма, более чёткого, чем в объёмном стихотворении.
Причина абсурдности содержания заключена в назначении считалки : установление объективной, ни от чего и ни от кого не зависящей справедливости при расчёте. Механизм народной считалки представляет ребёнку в действии один из важнейших законов искусства – каждый формальный элемент в произведении имеет художественное значение.
При выполнении условий считалки результат игры зависит от качеств играющих: находчивости, дружеских чувств по отношению к участникам расчёта, внимания, честности ведущего. Честность ведущего при расчёте находится в прямой зависимости от того, как он «слышит» считалку, воспроизводит заложенный в ней ритм.
Таким образом, возможность выигрыша находится «в руках» самих играющих.
Большинство народных считалок построено на сочетании нелепых слов, фраз, ситуаций:
Эни, бэни, рэс,
Квинтер, минтер,
Жэс…
Или:
Едет доктор на быке
С балалаечкой в руке.
На фоне известных детям стихов, песен, сказок, требующих интонационной выразительности, считалки определяют иной способ произнесения: громкое, однотонное, скандированное чтение с ударением на каждом слове (или слоге). Это является правилом этого жанра.
В каждой считалке свой ритм :
Заяц белый,
Куда бегал?
В лес дубовый!
Что там делал?
Лыки драл.
Или:
Раз, два, три, четыре!
Меня грамоте учили…
Услышать ритм считалки и суметь подчинить свою волю, желание звучанию считалки, показать красоту, разнообразие, раскрыть механизм, суть заложенного в ней справедливого расчёта – это задачи не из лёгких.
Самый распространённый вид считалки предназначен для расчёта играющих (при игре в прятки, в салочки) :
Раз, два, три,
Четыре, пять,
Будем в прятки
Мы играть.
Небо, звёзды,
Луг, цветы
Ты пойди-ка
Поводи!
Или:
Ёжик, ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать,
Нам водилку выбирать!
Есть считалки, которые указывают на тех, кто будет участником игры. Последний, оставшийся после расчёта, водит.
Ой, ты, зоренька-заря,
Заря вечерняя,
А кто зореньку найдёт
Тот и вон пойдёт.
Или:
Эй, Иван,
Полезай в стакан,
Отрежь лимон
И выйди вон!
К этому же виду считалок относятся считалки, где нет прямого словесного указания на водящего, есть выразительное слово или абсурдный сюжет, звуко- и словосочетания:
Сива, ива.
Дуба, клён,
Шуга-юга,
Кон!
С. Маршак (перев. с англ.) :
Интер, мици, тици, тул,
Ира, дира, дон.
Окер, покер, доминокер,
Шишел, вышел вон.
Есть считалки, которые предназначены одновременно и для расчёта и для игры. Эти считалки заканчиваются вопросами, заданиями, указаниями и т. д. Например:
На золотом
Крыльце
Сидели
Царь,
Царевич,
Король,
Королевич,
Сапожник,
Портной.
Кто
Ты
Такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых
Людей!
Нужно правильно ответить, не растеряться, сообразить, какое слово выпало на тебя при расчёте (царь, сапожник) и быстро назвать его, чтобы выиграть расчёт. Водящий приговаривает: «Говори поскорей, не задерживай добрых людей», тем самым сбивает новичка с его расчётов. Если вспомнил и сказал громко: «Царь!» или «Сапожник!» - то считалка повторяется снова, не до конца, а до этого нужного слова. Победитель выходит из круга. Если ребёнок растерялся, запутался, сказал неправильно – проиграл, остался в кругу.
К этому же типу относятся считалки, в которых требуется назвать количество предметов:
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек.
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек? Отвечай!
Или:
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько гвоздей –
Говори поскорей,
Не
За-
Ду-
Мы-
Вай-
Ся!
Нужно точно запомнить, с кого начинается расчёт и быстро отсчитать своё место в круге, чтобы выкрикнуть именно это число (пять или восемь). Тогда повторный расчёт придётся именно на тебя, а не на другого.
А вот считалка, которую дети кричат хором:
Кони-огони
Сидели на балконе,
Чай пили,
Чашки били,
По-турецки говорили:
- Чоби, ачоби,
Челябичи и чоби,
Челябичи и чоби,
Кончается игра!
Дети подпрыгивают на месте, попеременно скрещивая ноги, затем поставив их вместе, затем врозь, вычерчивая затейливый рисунок. В самый разгар веселья и прыжков считалка обрывается :
Мы набрали в рот воды
И сказали всем:
- Замри!
Нужно застыть и продержаться несколько секунд. Кто не выдержал, потерял равновесие, засмеялся – выбывает. Знатоки этой игры специально разнообразят движения и убыстряют их под конец, а затем принимают немыслимую позу, чтобы рассмешить нескольких ребят, устроить им ловушку. Опытных игроков провести трудно: они окаменели, зажмурили глаза, чтобы ничего не видеть.
Считалка – это придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Якобы сама судьба, а не авторитет взрослого или заводилы-ребёнка распоряжается распределением ролей. Выигрыш в игре с удачей должен зависеть от самого играющего, должен давать ему шанс победить. Следовательно, ребёнок должен быть находчивым, сообразительным, обладать хорошей памятью, догадливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характера развивают считалки.
Считалка учит ребёнка количественному и цифровому счёту; правильно, чётко и мелодично произносить звуки родного языка, улавливать их гармонию; является незаменимым средством развития художественного вкуса, формирования эстетического отношения к искусству слова.