Приложение МААМ

Детские страхи — это серьёзно

Любовь Шипилова
Детские страхи — это серьёзно
▼ Скачать + Заказать документы

И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса.

Страх, одна из первых эмоций, которую испытывает новорождённый младенец. Сначала ребёнок боится резких звуков, потом чужой обстановки, чужих людей. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Но, очень часто детские страхи растут вместе с ребёнком. Чем больше расширяются познания и фантазия, тем больше он осознаёт опасности, подстерегающие человека. Конечно, большинство детских страхов с возрастом проходят. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят обослабленной нервной системе малыша, неправильном поведении родителей.

Публикация «Детские страхи — это серьёзно» размещена в разделах

Поскольку страх - это эмоциональная реакция на воспринимаемую угрозу, он обеспечивает защитный механизм выживания, предупреждая человека об опасности. Слабые или умеренные реакции страха считаются нормальными, побуждающими к осторожности в действительно опасных ситуациях. Однако, в тех случаях, когда страхи становятся сильными и устойчивыми, тревожат ребенка в отсутствие потенциальной опасности и мешают нормальному выполнению физических, социальных и интеллектуальных функций родителям нужно обращаться к специалистам. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.

Психологи обычно различают два вида страхов :

а) фобию - сильный и, до некоторой степени, иррациональный страх, непосредственно связанный со специфическими предметами, событиями или ситуациями;

б) тревогу - смутное чувство беспокойства, опасения или обреченности, имеющее неопределенный или неспецифический источник.

Российский психолог А. И. Захаров считает, что страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула

Страх - эффективное эмоционально заострённое отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия,

Тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы.

Хотя невозможно точно предсказать, какие именно страхи разовьются у конкретного ребенка и насколько они будут сильными, все же можно сделать ряд обобщений.

У ребёнка 3-5 лет часто встречается целый ряд страхов : одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. При невыполнении хотя бы одного из этих условий беспокойство сохраняется, и сон не наступает. Волнение может проявиться и в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть - это неизбежный факт его биографии.

К числу более распространенных страхов, которые развиваются в дошкольном возрасте, относятся следующие:

• воображаемых существ (привидения и ведьмы);

• врачей, высоты;

• животных и насекомых;

• монстров, часто смерти, темноты (особенно во время засыпания);

• ураганов, гроз и других природных явлений, а также глубокой воды.

Источники страха. Процесс приобретения страхов, по-видимому, связан с действием трех факторов.

• Врожденные источники. Каждый новорожденный приходит в этот мир с определенным набором диспозиций или базисных черт личности, называемым "темпераментом".

• Опыт. Непосредственное столкновение с негативными событиями.

• Мышление и воображение. Страхи могут являться результатом детского воображения,

Причины, через которые могут появляться и развиваться страхи.

Прямо и косвенно, родители могут неблагоприятно влиять на эмоциональном развитии детей. В современных условиях большой загруженности родителей трудно найти друга и поддерживать с ним постоянные отношения. К тому же из-за излишней опеки со стороны взрослых отсутствует достаточная самостоятельность в организации свободного времени вне дома. Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства. Большинство из них уже не могут с азартом играть в прятки, «казаки-разбойники», лапту и т. д. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных и подвижных игр существенно обедняет эмоциональную жизнь, приводит к чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации психики. В то же время игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, так как в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий. В результате, чтобы устранить страхи, приходится применять уже в специально создаваемых условиях те же игры, в которые могли бы играть, но не играют современные дети. Не играют же они не только потому, что живут в большом построенном для взрослых городе, но еще и потому, что имеют слишком строгих родителей, считающих игру баловством и пустым времяпрепровождением. Кроме того, многие родители опасаются игр, так как боятся за детей, ведь, играя, ребенок всегда может получить травму, испугаться. Общение с детьми у постоянно пугающихся родителей строится преимущественно на абстрактно-отвлеченном, а не на наглядно-конкретном, образном уровне. Вследствие этого ребенок учится безосновательно беспокоиться по поводу того, что может произойти, а не активно и уверенно преодолевать различные жизненные трудности

Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца). Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, вызывая у них ответные реакции беспокойства. Доминирование матери также указывает на недостаточно активную позицию и авторитет отца в семье, что затрудняет общение с ним мальчиков и увеличивает возможность передачи беспокойства со стороны матери. Если мальчики 5-7 лет в сюжетной игре «Семья» выбирают роль не отца, как это делают большинство их сверстников, а матери, то страхов у них больше. Уже к концу старшего дошкольного возраста дети в этих условиях эмоционально «закаляются» до такой степени, что перестают реагировать на излишне требовательное отношение матери, отгораживаясь от нее стеной равнодушия, упрямства и негативизма. Они погружаются в свой мир переживаний, а иногда их поведение становится похожим на поведение матери. Другие устраивают истерики по поводу недостаточного внимания матери или, переживая, ее отношение к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными.

Дети-дошкольники наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. При конфликтной ситуации девочки чаще, чем мальчики, отказываются выбирать роль родителя того же пола в воображаемой игре «Семья». Именно, в 5-7 лет дети стремятся быть похожи на родителя того же пола, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на отца, как представителя мужского пола, а девочки - на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола. Если у мальчиков отсутствие отца, незащищенность им и чрезмерно опекающее отношение матери ведут к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит скорее от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.

Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, как эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легче перенимает их беспокойство. Родители, охваченные чрезмерной тревогой развития ребенка, стремятся максимально контролировать воспитание, опасаясь, что их чадо не будет соответствовать социальным стандартам. В результате у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо. Нередко они не могут справиться со своими переживаниями и страхами и ощущают себя несчастными.

Увеличение числа детей в семье, когда есть с кем пообщаться, поиграть, обычно способствует уменьшению страхов, в то время как увеличение числа взрослых может действовать противоположным образом, если они заменяют ребенку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в которой нет места сверстникам, детскому смеху, радости, проказам, непосредственному выражению чувств. Невозможность в этих условиях быть самим собой порождает хроническое чувство эмоциональной неудовлетворенности и беспокойства, особенно при нежелании или неспособности играть роли, навязываемые взрослыми. Если добавить и частые конфликты между взрослыми по поводу воспитания ребенка, когда он помимо своей воли оказывается яблоком раздора, то его состояние становится еще более незавидным.

Не секрет, что все мы взрослые чего-то боимся инфляции, катастроф, кризисов и переворотов. Существует даже мода на разговоры о своих страхах, о войне или эпидемии гриппа. Мы говорим об этом на работе, в транспорте и дома, забывая порой, что рядом с нами находятся беззащитные дети. Страхи и тревоги вызывают различного рода нервные расстройства и разъедают душу.

Специалисты называют такие расстройства, как навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, дефицит внимания и понимания. И это неполный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодолимый детский страх.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, Как помочь маленькому трусишке, что делать родителям? В этом случае за помощью нужно обращаться к специалисту.

Прежде чем помогать детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем самим родителям уточнить, чего именно и насколько боится ребенок.

Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа да - нет или боюсь - не боюсь. Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов, просят давать развернутые ответы типа: не боюсь темноты, а не «нет или да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая.

Вопросы для выявления страхов :

Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься,

• когда остаешься один;

• нападения, заболеть, заразиться, умереть, того, что умрут твои родители;

• каких-то людей, мамы или папы, того, что они тебя накажут;

• бабы Яги Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ опоздать в сад школу, перед тем как заснуть, страшных снов (каких именно).

• темноты, волка, медведя, собак, пауков, змей страхи животных;

• машин, поездов, самолетов, транспорта;

• бури, урагана, землетрясения, наводнения страхи стихии;

• когда очень высоко (страх высоты) когда очень глубоко (страх глубины);

• в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе (страх замкнутого пространства);

• воды, огня, пожара, войны, больших улиц, площадей;

• врачей, крови (когда идет кровь) уколов, боли (когда больно);

• неожиданных, резких звуков, (когда что-нибудь внезапно упадет,

• стукнет боишься, вздрагиваешь при этом).

Приёмы преодоления страхов :

• Спокойная реакция -

Реакция родителя на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов.

• Беседа -

Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше - это лучшая терапия, чем больше он говорит, тем меньше боится. Попробуйте переубедить ребенка бояться чего-либо, но не преуменьшайте страх, а поделитесь своим опытом, если он имеется, посоветуйте что-либо.

• Творческое задание –

Можно придумать сказку и разработать с ребенком комплекс мероприятий по борьбе со страхом. Например, ребенок, боящийся, что-то кто-то ночью влезет в его окно, придумал целую историю про то, как он победил незваного гостя с помощью игрушечного ружья, которое для такого случая всегда было наготове. Однако ребенок должен стараться придерживаться разработанных правил.

• Последовательность, дробность -

Если страх выраженный, то бороться с ним надо дробно. Например, если ребенок боится собак, для начала стоит сходить в гости, где есть маленький щенок и поиграть с ним, потом, возможно, съездить на птичий рынок и т. д.

• Самооценка ребёнка -

Разумеется, старайтесь повысить самооценку ребенка, поддерживайте успешные для него виды деятельности, всегда умейте тактично оценить успехи ребенка в преодолении страхов.

Помните, что прямой вопрос опасен - он может спровоцировать рецидив. Всегда старайтесь готовить ребенка к приближающейся угрожающей ситуации, обеспечьте ему надежную защиту, но не делайте ее избыточной.

Методика снятия страхов.

• Рисование.

• Сочинение рассказа на тему страха.

• Использование игры, небольших представлений и инсценировок.

• Чтение художественной литературы.

• Фантазирование.

В психотерапии существует множество методик снятия страхов, но наиболее эффективное и простое - рисование страха. Невротичный ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание даёт психолог и выполняется дома в течение двух недель. На повторном занятии ребенку предлагают подумать и изобразить на обратной стороне этого же листа, как он не боится данного страха. Таким образом, бессознательный страх выводится на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок самоизлечивается. Бывают случаи, когда дети отказывались рисовать на обратной стороне листа. При этом они говорят, что страх очень сильный, и они не знают, что нужно сделать, чтобы от него избавиться. В подобных случаях психолог в присутствии ребенка может взять лист с изображением страха и сжечь его со словами: «Вот видишь, от злого чудища осталась маленькая горстка пепла, а сейчас мы ее сдуем, и страх испарится». Этот несколько мистический прием работает на редкость безотказно, его можно использовать несколько раз до достижения необходимого эффекта. Сочинение рассказа на тему страха. В этом случае задача психолога приблизить ребенка к реальности, для того чтобы он осознал абсурдность своего страха. Осуществляется это через введение в рассказ элементов юмора.

Пусть ребенок от имени страха расскажет самому себе, кто он, как от него избавиться. Во время диалогов надо следить за сменой интонации ребенка, ведь именно здесь могут промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с которыми в дальнейшем необходимо работать.

Использование игры, небольших представлений и инсценировок.

Игра с ребёнком очень многим взрослым даётся тяжело. Даже для самой простой игры требуется живое воображение, фантазия, непосредственность восприятия – качества, которые многие взрослые с возрастом теряют. Поэтому браться за игру надо осторожно, постепенно вводя в игру литературных персонажей, привлекая детей. Большинство детей, сразу же включится в игру, но найдутся и такие, которые будут упрямиться. Обычно так реагируют или дети с патологическим страхом, или очень гордые. В таком случае не надо настаивать, а аккуратно,незаметно вовлекать детей. Сделайте персонажа из любого подручного материала, и обыгрывайте все ситуации, связанные со страхами вашего ребёнка.

Литература. А что же нужно читать трусишкам? Выбирая произведение,помните, что, как и любое явление, литература имеет две стороны. С одной стороны – может облагородить, с другой – разрушить, нанести вред. Поэтому, выбирая книги, не поленитесь перелистать их, чтобы вспомнить содержание и представить реакцию робкого малыша.

Фантазирование. Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность эмоций. В таких случаях невротичного ребенка можно попросить закрыть глаза и пофантазировать на тему. Как я представляю свой страх. Не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Ребенку предлагают побыть этим страхом и рассказать от его имени о своих ощущениях,

Все описанные выше методы нужно применять не в отдельности, а комплексно. Нужно импровизировать, подходить к каждому ребенку индивидуально. Главное, что нужно сделать родителям в таких случаях, это устранять основные причины. Общаясь с ребёнком в его привычном мире, обращаясь к любимым героям, художественным образам, направляя игру в нужное русло можно добиться нужных результатов. Для этого заставьте себя внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом. Необходимо критично пересмотреть свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не слишком ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации неудачника. Родителям надо помнить, что ничто так не окрыляет ребенка, как удача, радость от хорошо сделанного даже самого маленького дела, и ничто так не в состоянии заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожности, как часто повторяющиеся неудачи. Очень полезно пересмотреть применяемые методы поощрения и наказания, оценить, не слишком ли много наказаний. Если это так, то следует усилить поощрения, направить их на повышение самоуважения, на подкрепление самооценки ребенка, на воспитание уверенности и усиление чувства безопасности.

Помочь ребенку справиться со страхами это значит пережить совместную радость от обретенной победы над самим собой. Это будет вашей общей победой, потому что измениться нужно не только ребенку, но и его родителям. «Не стоит жалеть труда для достижения такой победы, ведь наградой будет ваш собственный ребенок, освобожденный от страха, а значит, приготовленный для обретения нового жизненного опыта, открытый для радости, для счастья» А. Спиваковская.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детские страхи» Малыши чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающая.

Консультация для родителей «Игры — это серьёзно» «Игры – это серьезно» Осень и зима – это благоприятное время, чтобы уделить большее внимание своему ребенку. На улице холодно, ветрено,.

Как победить детские страхи. Консультация для родителей Страх - врожденная эмоция человека, которая проявляется еще в младенчестве. Причины: Конфликтная обстановка в семье,ситуация когда ребенок.

Консультация для родителей «Детские страхи» Уважаемые родители! Если ваш ребенок постоянно или периодически чего — то боится: темноты, грома, собак — тогда обратите внимание на представленный.

Консультация для родителей «Детские страхи» Человеку свойственно чего-то бояться, а ребенку тем более. Ведь его окружает такой огромный мир. Многие родители обеспокоены проявлением страхов.

Детские страхи. Консультация для родителей Кaждому из нaс с дeтствa знaкомо чувство стрaхa. Стрaх-это нормaльнaя зaщитнaя рeaкция нa угрозу в том или ином видe. В нормaльной, eстeствeнной.

Консультация для педагогов «Тревожность и детские страхи»Консультация для педагогов «Тревожность и детские страхи» Портрет тревожного ребенка: - В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти.

Консультация для родителей «Детские страхи» Консультация для родителей «Детские страхи». Каждый человек, когда – либо испытывал чувство страха, тревоги, волнения, беспокойства, такие.

Консультация для родителей «Детские страхи» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Трусишка зайка серенький». Уважаемые родители, а известно ли вам, что нередко вы сами виноваты в том, что ребёнок.

Теоретические аспекты проблемы психокоррекционных воздействий на детские страхи Анализируя различные определения понятия «страх», можно прийти к выводу о том, что в них присутствует своеобразная амбивалентность, т. е.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детские страхи — это серьёзно
Опубликовано: 19 февраля 2016 в 11:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детские страхи — это серьёзно» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Шипилова (УИ 469343) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД