Людмила Анатольевна Берлизова
Детская журналистика как средство развития коммуникативных навыков дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Детская журналистика как средство развития
коммуникативных навыков дошкольников с ОНР
учитель-логопед высшей категории Берлизова Л. А.
Согласно требованиям ФГОС ДО содержание образовательной области «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры, предполагает развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстника. В арсенале современной педагогике много методик и технологий, направленных на развитие общения дошкольников. Одной из интересных и современных форм работы, решающих различные проблемы в области дошкольного образования, в том числе развитие коммуникативных навыков, является проектная деятельность. В группе компенсирующей направленности разработан и реализуется долгосрочный проект «Детская журналистика».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Телевидение и журналистика для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Основные задачи проекта:
• способствовать использованию невербальных средств общения;
• формировать и развивать умение общаться в паре, группе, коллективе;
• развивать умение строить самостоятельные высказывания на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков;
• развитие диалогической речи;
• формировать представления о профессиях журналиста, телеведущего, фоторепортера, звукооператора и др., знакомить с особенностями их творческого труда.
Проект проходит в несколько этапов с использованием различных методов и приемов: беседа, вопросы, объяснение,образовательные речевые ситуации,моделирование,виртуальные экскурсии, дидактические игры и упражнения, интервьюирование.
На первоначальном этапе организуется такая предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций «Мы журналисты», «Берем интервью»;
- выставка книг и журналов;
- беседа о профессии «журналист»;
- просмотр телепередачи «Белокалитвинская панорама»,
- знакомство с техническими средствами (микрофоном, камерой, планшетом).
Для развития коммуникативных навыков осуществлен подбор игр:
- «Рассеянный» - ребенок выступает в роли Рассеянного; он забыл, как называется предмет, и может только его описать, а дети должны отгадать – о каком предмете он говорит;
- «Дружеское интервью» - ребенок садится в центре круга, остальные задают ему дружеские вопросы: «У тебя есть брат или сестра?», «Какое животное тебе нравится?», «Какое любимое твое время года? Почему?», «Какое твое любимое лакомство?» и т. п. (зарисовка детьми символов для вопросов)
- «Что нужно для работы» - необходимо выбрать те картинки, на которых изображены орудия труда журналиста.
Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то именно в рамках игрового общения формируется и совершенствуется речевая активность детей. Ведущее место отведено сюжетно-ролевой игре «Мы журналисты» с различными сюжетами «Репортаж из группы», «Гость в телестудии», «Съемка с детского утренника» и др. Сюжет «Репортаж из группы», например, проигрывался так: дети – репортеры находили интересные объекты в группе и описывали их, стараясь своим рассказом привлечь внимание к объекту.
Большой педагогической ценностью обладала содержательная виртуальная экскурсия в редакцию телестудии «Белокалитвинская панорама», на которой состоялась интересная встреча с группой журналистов. Главный редактор рассказывала о работе местного телевидения, о том, как создается телепередача, какими навыками и умениями обладает репортер, диктор, оператор. Звукооператор показал, как работает профессиональная камера. Репортер провела мастер-класс «Как правильно брать интервью». Большое впечатление у детей оставила виртуальная встреча с творческой группой корреспондентов редакции районной газеты «Перекресток» .Воспитанники поняли, что профессия журналиста – важная и ответственная. Журналист наблюдательный, внимательный, с хорошей зрительной памятью, он должен уметь задавать остроумные, четкие, содержательные вопросы, обладать чувством юмора и т. д.
.
Творческая встреча с журналистами подтолкнула к «съемкам» телепередачи «Сияние любимых глаз», посвященная Дню матери. Для этого была оформлена телестудия «Улыбка», распределены роли: оператора, ведущих, репортеров, гостей студии. Ведущие «новостей» усаживаются за стол, и начинается «эфир». детям предлагается взять интервью у сотрудников детского сада. В качестве подсказки дается образец для ведения диалога в форме интервью:
- Добрый день. Представьтесь, пожалуйста.
- Мы хотим побеседовать с Вами о Вашей профессии. Расскажите, как она называется.
- В чем заключается Ваша работа?
- Какими качествами должен обладать человек Вашей профессии?
- За что Вы любите свою профессию?
- Спасибо за рассказ.
Затем в игру вступают репортеры, они берут интервью у гостей студии. Воспитатель подсказывает фразы, но не ограничивает самостоятельные высказывания детей. Гости, дающие интервью, заранее готовят свои ответы. Передачу завершают ведущие. Их задача – попрощаться со зрителями, высказать свое мнение об увиденном.
Прием интервьюирования активно использовался при работе над проектом «Здравствуй школа! До свидания детский сад» ,где дети брали интервью друг у друга,у учителя начальных классов,у первоклассников о школе, о правилах школьной жизни.
В процессе подготовки к интервьюированию дети приобретают способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия, получают удовольствие от собственной деятельности. Благодаря игре «в журналистов» развивается умение строить связные высказывания, формируются организаторские способности, воспитывается умение работать в группе, координируя свои действия с действиями партнеров.
Родители наших воспитанников тоже не остались в стороне. Анкетирование показало, что они ходят принимать участие в проекте и отметили наиболее удобную для себя роль внештатных корреспондентов. С целью вовлечения родителей в проект были подобраны коммуникативные игры, в которые можно поиграть дома:
- «Магнитофонный разговор», в процессе которого необходимо записать интервью с бабушкой или дедушкой согласно составленному вопроснику;
- «Полезные советы». Пока мама занята домашними делами, ребенку можно предложить стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики «Как сварить суп», «Как пришить пуговицу» и др. ;
- «Угадай, кто говорит». Ребенок описывает профессию, но не называет ее.
Совместная деятельность педагогов и родителей по формированию коммуникативных навыков детей через проект «Детская журналистика» оказалась не только интересной и содержательной для воспитанников, но и позволила сделать значительные шаги на пути успешного освоения диалогической и монологической речи, преодолеть детскую застенчивость, повысить самооценку.