Папки-передвижки

Детская журналистика как средство развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Наталья Владимировна
Детская журналистика как средство развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из важнейших проблем педагогики и психологии является развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Актуальность данной проблемы возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В современном мире, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (Интернет, мобильный телефон, телевидение, и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телефоне, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение раскрашивает яркими красками сферу ощущений, существенно обогащает жизнь детей.

Публикация «Детская журналистика как средство развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах

Взаимоотношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому педагогам и родителям нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать умение детей вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.

У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются особые трудности в развитии и удовлетворении коммуникативных потребностей. Они зачастую боятся проявить инициативу в общении с взрослыми и сверстниками, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения. У детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.

Опираясь на все вышеизложенное, можно сделать вывод, что особое место в развитии коммуникативной компетенции дошкольников с тяжелыми нарушениями речи занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий является детская журналистика.

В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных журналистских навыков, но ориентированы они, чаще всего, на детей школьного возраста. Разработанная нами программа предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Актуальность темы обусловлена сложившимися противоречиями. С одной стороны – повышенным вниманием педагогов к различным видам обучения дошкольников. В результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут инертными, безынициативными и учатся подчиняться взрослому. С другой стороны, наблюдается тенденция «дефицита общения» детей со сверстниками и родителями.

В результате сложившихся противоречий, важное значение имеет углубленное изучение и разработка практико-ориентированных, учебно-методических мероприятий по развитию коммуникативной компетентности не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у родителей, вовлечение их, как активных участников педагогического процесса, а так же поддержка образовательных инициатив семьи.

Необходимость разработки программы «Детская журналистика» вызвана: требованиями модернизации Российского образования; поиском эффективных, научно обоснованных, удобных в практическом применении комплексных путей по развитию коммуникативной компетенции.

Теоретическая значимость и новизна программы состоит в следующем:

интеграция в образовательное пространство понятия о детской журналистики;

использование системно-деятельностного подхода в работе с детьми и при взаимодействием с родителями;

коммуникативная мотивация старших дошкольников рассматривается в контексте общения ребенка с взрослым и сверстником;

программа объединяет все виды образовательной деятельности (организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов, взаимодействие детей и родителей).

Практическая значимость программы состоит в следующем:

Разработка модели сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Образовательная система учреждения становится открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.

Реализация программы позволяет сформировать у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, следующие ключевые компетенции, составляющие основу, умения учится:

Деятельностная компетентность : ребенок ставит цель, отбирает необходимые средства для ее осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе; прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия.

Социальная компетентность : ребенок принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими).

Коммуникативная компетентность : ребенок выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; задает вопросы; аргументирует свою точку зрения.

Информационная компетентность : ребенок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы)Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы) Ксения Арзамасова. Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков. Презентация опыта работы.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская журналистика как средство развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 24 декабря 2023 в 12:06
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детская журналистика как средство развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Владимировна (УИ 126380) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД