Наталья Владимировна
Детская журналистика как средство развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших проблем педагогики и психологии является развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Актуальность данной проблемы возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В современном мире, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (Интернет, мобильный телефон, телевидение, и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телефоне, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение раскрашивает яркими красками сферу ощущений, существенно обогащает жизнь детей.
Публикация «Детская журналистика как средство развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Телевидение и журналистика для детей
- Темочки
Взаимоотношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому педагогам и родителям нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать умение детей вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются особые трудности в развитии и удовлетворении коммуникативных потребностей. Они зачастую боятся проявить инициативу в общении с взрослыми и сверстниками, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения. У детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.
Опираясь на все вышеизложенное, можно сделать вывод, что особое место в развитии коммуникативной компетенции дошкольников с тяжелыми нарушениями речи занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий является детская журналистика.
В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных журналистских навыков, но ориентированы они, чаще всего, на детей школьного возраста. Разработанная нами программа предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы обусловлена сложившимися противоречиями. С одной стороны – повышенным вниманием педагогов к различным видам обучения дошкольников. В результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут инертными, безынициативными и учатся подчиняться взрослому. С другой стороны, наблюдается тенденция «дефицита общения» детей со сверстниками и родителями.
В результате сложившихся противоречий, важное значение имеет углубленное изучение и разработка практико-ориентированных, учебно-методических мероприятий по развитию коммуникативной компетентности не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у родителей, вовлечение их, как активных участников педагогического процесса, а так же поддержка образовательных инициатив семьи.
Необходимость разработки программы «Детская журналистика» вызвана: требованиями модернизации Российского образования; поиском эффективных, научно обоснованных, удобных в практическом применении комплексных путей по развитию коммуникативной компетенции.
Теоретическая значимость и новизна программы состоит в следующем:
интеграция в образовательное пространство понятия о детской журналистики;
использование системно-деятельностного подхода в работе с детьми и при взаимодействием с родителями;
коммуникативная мотивация старших дошкольников рассматривается в контексте общения ребенка с взрослым и сверстником;
программа объединяет все виды образовательной деятельности (организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов, взаимодействие детей и родителей).
Практическая значимость программы состоит в следующем:
Разработка модели сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Образовательная система учреждения становится открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.
Реализация программы позволяет сформировать у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, следующие ключевые компетенции, составляющие основу, умения учится:
Деятельностная компетентность : ребенок ставит цель, отбирает необходимые средства для ее осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе; прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия.
Социальная компетентность : ребенок принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими).
Коммуникативная компетентность : ребенок выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; задает вопросы; аргументирует свою точку зрения.
Информационная компетентность : ребенок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).