Марина Хайдукова
Детская журналистика как инновационный подход в ознакомлении с художественной литературой
Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. И чтобы наши воспитанники были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях, излагать свои мысли, вести диалог.
Публикация «Детская журналистика как инновационный подход в ознакомлении с художественной литературой» размещена в разделах
Сегодня жизнь диктует качественно новые требования к организации образовательной деятельности в детском саду. Использование современных подходов к воспитанию и образованию дошкольников, применение инновационных подходов к воспитанию и образованию дошкольников, применение инновационных педагогических технологий поможет повысить качество образования дошкольников. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, творческие способности, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.
При широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что дошкольники не владеют диалогической устной речью: не умеют высказывать свои мысли, правильно задать вопрос друг другу, зачастую ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях, возникает чувство робости, стеснения даже при общении со взрослыми.
Поэтому для поднятия интереса и учебной мотивации необходимо использование ИКТ.
В средней группе №7 организована работа по развитию коммуникативных умений старших дошкольников с помощью технологий интервьюирования при создании телевизионных передач в детской киностудии «Улыбка».
Интервьюирование – метод развивающий коммуникативную компетентность у детей, всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.
В качестве наиболее эффективного приема развития диалоговой речи используются различные приемы наглядного моделирования: символы- заместители, пиктограммы, таблицы с элементами мнемотехники. Вместе с детьми разбираем схемы ведения диалога, где к каждой картинке-символу подобраны вопросы для интервью. Имея зрительную опору ребенок с уверенностью ведет диалог, составляет рассказ.
Цель использования технологии :
помочь ребенку достичь успешного общения с людьми: взаимодействовать со
знакомыми и незнакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими
детьми. Совершенствование и расширение связной, диалогической речи
старших дошкольников
Задачи, преследуемые созданием телестудии в детском саду :
1. Выпуск телепередач, освещающих жизнь детей в детском саду.
2. Ребенок получает представление и социальный опыт в роли репортера и ведущего.
3. речевая деятельность ребенка становится замотивированной, активной, происходит расширение активного словаря.
4. образовательная деятельность становится открытой для семей воспитанников.
5. поддерживается атмосфера доброжелательности, творчества.
Работа над каждой передачей состоит из нескольких этапов.
1 этап. Организационно-подготовительный
На котором необходимо познакомить с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.
Предлагается просмотр познавательных фильмов о журналистике, а также виртуальные и действительные экскурсии в редакцию, типографию газеты;
Проводить:
• речевые игры и упражнения ;
• тематические беседы «Как сыграть сказку?», «Что такое дружба?», «Совместное дело».
• турниры: ответы на вопросы короткими и распространенными фразами при наблюдении за живыми объектами, рассматривании предметных и сюжетных картин, осмотре предметов и игрушек.
2этап. Давайте познакомимся.
Познакомить :
• с разными журналами, газетами и их творчеством;
• с произведениями поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах;
• с книгами об истории журналистики, о создании разных журналов и газет;
• со стихотворениями, загадками, крылатыми высказываниями.
• Тренировать:
• целенаправленно брать интервью;
• готовить репортаж по актуальной теме;
• соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном;
• умению вести себя раскованно и свободно.
Дети познакомились с различными сказками «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурушка и лиса», «Лиса и журавль».
Так же использовались следующие формы работы с детьми:
1. Подгрупповые занятия с включением дидактических и словесных игр, элементов интервьюирования.
2. издание книжек-малышек
3. организация пресс-центра в группе
4. создание видеороликов.
3 тап – Практический, который включает в себя издание книжек-малышек, газет, создание телепередач. Для создания условий взаимодействия детей друг с другом в группе нами был создан пресс-центр, в котором располагается дидактический материал: словесные игры, сюжетные и предметные картинки, изображения людей разных профессий, детские журналы и газеты, подборка книг по заданной тематике. С целью совершенствования навыка владения диалога нами совместно с родителями были изготовлены необходимые атрибуты для сюжетно-ролевых игр: микрофоны, блокноты, зарисовки, камера.
В практической части нами было организовано создание книжек малышек про пройденному материалу, по изученной сказке «Лисичка-сестричка и серый волк».
Во время работы над ролевыми диалогами использовали технологию «Карусель» с элементами интервьюирования.
Суть ее такова: образуется два круга: внутренний и внешний. Внутреннее кольцо – стоящие неподвижно дети, а внешнее – подвижное, дети поочередно передвигаются по кругу и осуществляют ролевой диалог в зависимости от персонажа, который определен масками и шапочками. Например, мы играли в игру «Интервью у героя сказки». Дети выбирали понравившуюся им маску животного и спрашивали у своей пары в кругу, что он знает об этом герое. Задача состоит в том, чтобы за 30 секунд рассказать как можно больше, ведь по хлопку внешнее кольцо передвигается.
Интерактивная технология «Интервью» наиболее понравилась нашим детям, хотя в ходе ее применения и возникали трудности. Ведь каждый играющий должен выполнять определенные правила ведения диалога:
-соблюдать очередность в разговоре
-выслушивать собеседника, не перебивая его
-поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее, проявлять внимание и уважение к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо
- говорить спокойно, с уверенной громкостью, доброжелательным тоном
-использовать только литературную лексику.
Использовали три типа интервью:
1 тип - «ребенок-взрослый». Здесь в роли корреспондента выступают сами дети и именно здесь проявляются такие качества как инициативность, активность, умение вести диалог, умение формулировать вопросы. Этот тип интервью самый сложный, но от этого и самый интересный. При интервьюировании взрослого ребенок чувствует себя наравне с ним, осознает возложенную на него ответственность.
2 тип – «ребенок-ребенок». В данном случае как в роли интервьюера, так и вроли респондента выступали дети. Это наиболее интересный тип интервью, как для детей, так и для педагога. Для детей это возможность пообщаться в непривычной для них обстановке, для взрослого отличная возможность понаблюдать за реакцией и поведением своих воспитанников.
3 тип – «взрослый-ребенок». Здесь в роли интервьюера выступает взрослый. Он заранее готовит небольшой план вопросов, на которые необходимо получить ответы. Например, я брала интервью о любимом сказочном герое. Каждый ребенок с удовольствием отвечал и давал развернутые ответы.
Очень важным моментом в интервьюировании является присутствие видеокамеры. Особый восторг у детей вызывает показ видео: дети с большим удовольствием его просматривают и делятся своими впечатлениями. Они понимают, что это продукт их совместной работы, что вызывает у них чувство гордости не только за себя, но и за своих товарищей.