Наталья Киреева
Детская психология
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Введение…3
1.1. Личностно-мотивационная готовность…6
2.1. Принятие учебной задачи…. 7
3.1. Развитие познавательных процессов…. 8
4.1. Уровень развития речи…. 9
5.1. Управление деятельностью…. 10
6.1. Шести – семилетний ребенок должен знать и уметь….11
7.1. Физическая готовность….14
Литература….
Введение
Психологический портрет дошкольника /6 – 7 лет/.
Публикация «Детская психология» размещена в разделах
Старший дошкольный возраст ребенка – это период его быстрого развития и становления. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него активно формируется внутренняя социальная позиция, он стремится к принятию новой социальной роли.
К шести годам у ребенка за счет установления дистанции с другим человеком и формирования обобщенной концепции другого человека устанавливаются контуры его собственной «Я – концепции». Границы мира ребенка расширяются: кроме членов его семьи значимыми становятся другие люди – чужие, но каким-либо образом имеющие отношение к его жизни. Ребенок начинает понимать, что кроме безусловной родительской любви присутствующей в нормально функционирующей семье) существует чужой, тот человек, который вторгается в психическое пространство ребенка, не спрашивая его, хочет он этого или нет. С этим чужим человеком ребенок должен выстроить какие-то отношения, он должен осваивать модели поведения, подходящие для общения с ним. Дети шести лет повышенно самолюбивы, чувствительны к словам и их оттенкам, к отношению окружающих.
В этот период ребенок активно экспериментирует с собственным «я», он исследует свое тело – это помогает ему осознать границы собственного психологического пространства. Он начинает усваивать социальные культурные нормы, характеризующие его половую принадлежность: мальчики не плачут, девочки не дерутся и т. д. К шести годам ребенок начинает ориентироваться на нормы своего пола; образцы мужского и женского поведения встраиваются в структуру его самосознания. Психологические особенности детей как представителей того или иного пола проявляются в игре: в выборе игровой роли, в проявлении интереса к видам деятельности, связанным с мужскими и женскими социальными ролями. У ребенка формируется чувство тождественности с другими представителями своего
пола, он стремится подчеркивать свою мужскую или женскую сущность. Формирование такого чувства во многом определяет полноценность развития его личности.
К шести годам активно формируются нравственно-этические категории. Ребенок уже в значительной степени может отличить понятия «плохо-хорошо», «правда-неправда», у него развивается и дифференцируется чувство стыда, вины, появляется и развивается чувство собственного достоинства. Дети бурно реагируют на несправедливость, предвзятое отношение, насмешку.
Вместе с тем развиваются и те качества, которые не приветствуются родителями. Так, к шести годам уже практически все дети могут лгать. У детей могут развиваться «агрессивные фантазии». Ребенок может сказать: «Мама, ты плохая, я тебя не люблю». Спокойное отношение к таким проявлениям, отсутствие раздражения и нетерпимости позволяет ребенку научиться лучше управлять собой, позитивно перерабатывать конфликтные ситуации.
В 6 лет ребенок стремится активно познавать окружающий его мир предметов и явлений, устройство самих предметов. Основным средством познания продолжает оставаться игра. Детям в этот период их жизни нравятся интеллектуальные игры и занятия типа кроссвордов, головоломок, конструкторов. Сохраняется сюжетно- ролевая игра, и из нее выделяется игра по правилам. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся собственно человеческие роли и отношения. В игре с правилами роль отходит на второй план и главным становится четкое выполнение правил игры. Увеличивается время игровой деятельности – она уже может продолжаться час и более. К шести годам главным становится воспроизведение отношений между людьми. В игре моделируются социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Становится важным подчинением правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения правил, жестко контролируется. Игровые действия
сами по себе постепенно теряют свое первоначальное значение – предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью.
Для развития полноценной уверенности в себе и комфортного самочувствия ребенку шести лет необходимо общение со сверстниками своего пола, групповая игра со сверстниками.
В результате участия в совместной игре у ребенка накапливается полезный опыт переживания сопротивления границ чужого и собственного психологического пространства, он обучается устанавливать свое место в совместной деятельности, собственными силами «выяснять отношения» с другими. Ребенок осознает особенности своего «я» через то, как сверстники относятся к его игровым качествам.
При этом взрослый находится рядом, но он не вместе с ребенком – только в таком случае ребенок действительно обучается взаимодействовать самостоятельно с окружающим миром. С этой точки зрения даже драка может быть предпочтительнее, чем благополучие, поддерживаемое внешним контролем взрослого. В игре со сверстниками дети учатся также терпению и кооперативности – тем качествам, которые позволят им в дальнейшем сотрудничать с другими людьми.
В игре ребенок обучается произвольности своего поведения, приобретает механизмы управления им. Образцом в игре служат не моральные нормы или требования взрослых, а образ другого, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль у ребенка появляется только к концу дошкольного возраста, первоначально возникает внешний контроль выпадает из процесса управления поведением, и ребенок обучается контролировать свое поведение самостоятельно – контроль становится воображаемым.
Успехи и неудачи ребенка в деятельности и в общении, усваиваемые им оценки взрослых влияют на его образ самого себя. Если в этом возрасте у ребенка формируется негативный образ собственного «я», если он испытывает дефицит самодоверия, то это определяет низкий уровень его притязаний на
успех в выполнении учебной деятельности, а также негативные ожидания от общения со сверстниками. Поэтому степень готовности ребенка к школе определяет не только уровень его интеллектуального развития, но и то, насколько у него развито чувство собственного достоинства, понимаемое как глобальное переживание собственной ценности, насколько он верит в свои возможности и не испытывает страха в проявлении самого себя.
К концу старшего дошкольного возраста у ребенка должна быть сформирована психологическая и личностная готовность к системному школьному обучению. Она включает в себя следующие взаимосвязанные аспекты:
- физиологическую готовность;
- социально-психологическую готовность;
- психологическую готовность.
Психологическая готовность – это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности.
Психологическая готовность к обучению в школе отражает:
• общий уровень психического развития ребенка;
• уровень развития учебно-важных качеств.
К учебно-важным качествам относятся:
личностно-мотивационная готовность;
принятие учебной задачи;
развитие познавательных процессов;
уровень развития речи;
управление деятельностью.
2.1. Личностно-мотивационная готовность определяет то или иное отношение к школе, учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога.
Ключевым понятием в структуре этого блока становится понятие мотива учебной деятельности. Мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения и т. д.
В структуре мотивов, определяющих отношение ребенка к будущей учебной деятельности, выделяют следующие:
• социальный мотив основан на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника.
• познавательный мотив – для учащихся с доминированием этого мотива характерна высокая учебная активность. Они не ограничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, часто задают вопросы.
• оценочный мотив – основан на потребности ребенка в социальном признании и одобрении взрослого. Похвала, положительная оценка со стороны взрослого является одним из основных, наиболее эффективных стимулов активности ребенка.
• позитивный мотив – основу этого мотива составляет интерес к новой ситуации, новой социальной роли.
• игровой мотив – доминирование игрового мотива отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала.
3.1. Принятие учебной задачи.
В принятие учебной задачи входит понимание ребенком задач, поставленных педагогом, желание их выполнить, стремление к успеху или желание избежать неудачи.
Представления детей, поступающих в школу, о целях обучения имеют только общий характер, более того, они нередко ошибочны. Принятие учебной задачи означает, что задача педагога приобрела для ребенка личностный смысл, то есть стала также и его собственной задачей.
4.1. Развитие познавательных процессов.
Восприятие в этом возрасте в основном носит непроизвольный характер. Ребенок не умеет еще сознательно управлять процессом восприятия, не может самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах он замечает не главные, существенные признаки, а то, что наиболее ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. В этом возрасте формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в одно целое. Также формируется способность выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.
Важно оценивать развитие у ребенка разных типов памяти.
Наглядно-образная память хорошо развита у ребенка шести лет. Запоминаются цвета, звуки, образы конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (дома, деревья, животные и т. д., а также несущественные признаки, частные детали, которые ребенок замечает у отдельных объектов (у отдельного дома, отдельного дерева и т. д.). Отождествление по случайным признакам приводит к появлению ошибок памяти.
Эмоциональная память достигает высокой степени развития, но ребенок запоминает не чувство вообще, а чувство к конкретному человеку или предмету, так как его эмоциональная память неотделима от наглядно-образной.
Двигательная память в шесть лет уже хорошо развита и позволяет осваивать достаточно сложные движения, а также выполнять их быстро и точно. Появляется способность гибко изменять освоенные движения.
Словесно-логическая память является памятью на схемы, формулы, термины. К шести годам этот тип памяти лучше развит у девочек. Это связано с тем, что у мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга, темп развития правого и левого полушарий не совпадают. У девочек быстрее осуществляется развитие функций левого полушария, которое отвечает за осознаваемые произвольные акты и словесно-логическую память.
Помимо типов памяти выделяют также виды памяти.
Непроизвольная память преобладает у ребенка шести лет. Непроизвольно запоминается ребенком то, что многократно повторяется: дорога, по которой он ходит, месторасположение игрушек и т. д.
Произвольная память появляется на шестом году жизни ребенка. Это особая деятельность, направленная на припоминание и запоминание чего-либо с помощью специальных приемов и средств.
Внимание – это направленность психической деятельности, ее сосредоточенность на объектах, имеющих определенную значимость для личности. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь. Оно создает наилучшие условия для психической деятельности и помогает своевременно реагировать на изменение в окружающей среде и в себе самом. Существует несколько видов внимания /произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.
Мышление шестилетнего ребенка связано с его знаниями. К шести годам умственный кругозор уже достаточно велик. Однако особенностью мышления ребенка шести лет все еще является приписывание неодушевленным вещам способности мыслить, чувствовать, желать – природа и вещи одухотворяются ребенком. Явления и предметы внешнего и внутреннего мира у него еще разделены нечетко – не только неодушевленные предметы могут обладать психическими свойствами, но и внутренние психические явления, по его мнению, могут обладать свойствами материальных вещей (например, сновидение может выйти из одного человека и перейти к другому).
5.1. Уровень развития речи.
Шесть лет – период интенсивного развития речи. Наибольшее значение приобретает усвоение смысловой стороны речи.
К шести годам активный словарь ребенка насчитывает 2500 – 3000 слов. Однако части речи в словаре ребенка представлены неодинаково. Существительные (38%) и глаголы (32%) преобладают, местоимения составляют 10%, наречия – 7% и прилагательные – 2%. Достаточно развитой является грамматическая сторона речи. Ребенок усваивает традиционные формы чередования звуков, способы словоизменения и словообразования. Ориентируется шестилетний ребенок на звуковую форму слова, на звучание грамматических форм. Выделить морфемы из слова дети затрудняются, а иногда и не могут. Совершенствуется синтаксическая сторона речи ребенка. Возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объем простых и сложных предложений. Увеличивается количество обобщающих слов и придаточных предложений.
6.1. Управление деятельностью.
Качества блока управлению деятельностью обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимся собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию. В этом возрасте управление деятельностью чаще всего определяется, как способность правильно следовать инструкции взрослого, соблюдая последовательность выполнения заданных действий и контроль за правильностью их выполнения.
В целом психические качества и свойства, определяющие психологическую готовность ребенка в школе, образуют единую структуру и находятся в тесной взаимосвязи.
Различают первичную и вторичную готовность к школе.
Первичная, или стартовая, готовность – это структура индивидуальных качеств ребенка, которая имеется у него до начала школьного обучения и которая практически еще мало приспособлена к ситуации реальной учебной деятельности.
Вторичная готовность – это готовность, которая формируется уже в ходе самого учебного процесса под руководством педагога в результате усвоения знаний и умений, а также под влиянием самого процесса учебной деятельности. Успешность обучения во многом начинает зависеть от целенаправленного процесса формирования и организации учебных качеств ребенка. Эти учебные качества формируются в течение первого полугодия. Следовательно, психологическая готовность к обучению в школе формируется и развивается в процессе самого обучения.
Таким образом, в рамках школьной готовности различают два взаимосвязанных аспекта: готовность к обучению как готовность к специфическим условиям и организации обучения (то есть к обучению в форме учебной деятельности, а не к игровым формам обучения, как это происходило до сих пор) и предметную готовность как готовность к усвоению знаний и умений, соответствующих требованиям школьной программы.
7.1. Шести – семилетний ребенок должен знать и уметь:
Называть свое имя и фамилию;
Называть имя и фамилию своих родителей;
Знать название своего города, улицы /свой адрес проживания/;
Знать название столицы Родины;
Знать название нашей планеты;
Знать название основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям;
Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности;
Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы;
Отличать хищных животных от травоядных;
Отличать перелетных птиц от зимующих;
Отличать садовые цветы от полевых;
Отличать деревья от кустарников;
Называть все явления природы.
Математика:
Цифры от 0 до 9; знаки «+», «-», «=».
Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Как пользоваться арифметическими знаками действия.
Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
Состав чисел первого десятка.
Прямой и обратный порядок числового ряда.
Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Ориентироваться в пространстве листа: верх, вниз, право, лево.
Развитие речи:
Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с, на и т. д.
Быстро образовывать новые словосочетания. Например, шапка из меха – меховая шапка, стул из дерева – деревянный стул и т. д.
Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда• не вытащишь и рыбку из пруда».
Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
Выразительно исполнять стихи, с разной интонацией передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.
Внимание, память, мышление:
Находить и объяснять несоответствия на рисунках;
Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор;
Определять последовательность событий;
Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
Запоминать 8 – 10 картинок;
Запоминать считалочки ( например: «Три гуся летят над нами, три гуся - над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки ( например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
Запоминать фразы ( например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок;
Повторять в точности текст, состоящий из 3 – 4 предложений.
Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул …», «Если два больше одного, то один …», «Если река глубже ручья, то ручей …» и т. д.
Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
Мелкая моторика:
Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
Выполнять аппликации на бумаге как самостоятельно, так и по образцу.
Складывать пазлы без посторонней помощи.
Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и измерять направления движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
Располагать изображение на всем листе, на одной линии, на широкой полосе.
Штриховать рисунок, не выходя за их контуры.
Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.
8.1. Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. М. М. Безруких в книге «Ступеньки к школе» пишет о возрастных физиологических особенностях детей 6 – 7 лет. Рассмотрим некоторые из этих данных, характеризующих готовность детей к школе.
Возраст 6 - 7 лет относится к периоду первого детства. В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. К 6 – 7 годам соотношение головы и туловища становятся такими же, как у взрослых. К 6 годам начинается смена молочных зубов на постоянные.
В 6 – 7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Изменение пропорций тела используется как показатель «школьной зрелости». Не сформировавшийся, не завершивший свое построение опорно-двигательный аппарат дошкольника испытывает нагрузку, поэтому часто ребенок непоседлив, а долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки, деформациям грудной клетки и т. п. У ребенка 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому часто звучит жалоба: «болит рука», «рука устала».
Несовершенна нервная регуляция движений. Основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению. Дети тщательно, со старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, им трудно проводить параллельные линии. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем пытаться писать в узкой строке. К 6 годам дошкольники достаточно легко копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдают размеры и пропорции. Штрихи становятся более четкими, ровными, снижается или почти совсем исчезает тремор (дрожание линии, более правильными и завершенными становятся овалы.
В 6 - 7 лет продолжается развитие сердечно - сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения. Даже 15 – 20 минутная учебная нагрузка вызывает серьезное напряжение сердечно - сосудистой системы. Из-за несовершенства нервной регуляции может нарушаться работа сердца.
В этом возрасте происходит завершение процессов развития и преобразования системы органов дыхания, пищеварения, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется.
Шесть – семь лет – период интенсивного развития мозга. К 6 годам уже достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Для ребенка шестилетнего возраста чрезвычайно важна сформированность основных анализаторных систем, и, прежде всего, зрительной системы. В этот период зрение находится в стадии становления.
Нарушения любых гигиенических требований к обучению: неправильная или недостаточная освещенность, неудачное положение тетради или книги, малое расстояние до них при письме и чтении, неудобная поза – очень быстро приводят к нарушению зрения. Считается, что ребенок 6 лет более 80% информации получает с помощью зрения. У него существенно возрастает острота зрения, повышаются точность и тонкость различения цветов и оттенков. К 6 годам совершенствуется слуховая чувствительность. Дети могут различать звуки разной высоты, хорошо улавливают и различают ритм, темп.