Наталия Копорушкина
Самостоятельная работа по дисциплине «Возрастная психология»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ…. 2
ТЕМА 2. ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ….7
ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНИКА…. ….…11
ТЕМА 4. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ….….24
Раздел 2. «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Темочки:
1. Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
2. Задачи возрастной психологии
Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостною психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадача — изучение изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире.
3. Связь возрастной психологии с другими науками.
Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии : общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции – восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах. В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т. д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая – с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология : дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития.
Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.
4. Методы возрастной психологии : а) продольные и поперечные формы исследования; б) основные методы исследования.
Особенности методов наблюдения и эксперимента в возрастной психологии. Особенности применения экспериментальных методов в возрастной психологии. Естественный и лабораторный эксперимент в детской психологии. Констатирующая и формирующая стратегия исследования. Основные виды констатирующего эксперимента: «продольные» и «поперечные» срезы. Метод формирующего эксперимента как альтернатива методу «срезов».
Метод анализа продуктов деятельности. «Близнецовый» метод, его значение. Значение кросскультурных исследований для решения задач возрастной психологии.
а) Срезы – метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).
Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр. Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.
При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.
б) Основные методы исследования.
Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста.
Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.
Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.
Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы, творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.
Методы исследования в возрастной психологии
В психологии выделяется четыре группы методов.
К первой группе методов, которые можно назвать организационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. В детской психологии и психологии взрослых сравнительный метод выступает в виде метода возрастных, или «поперечных», срезов. Сравнительно – возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса. Параллельно со сравнительным методом в возрастной психологии разрабатывался лонгитюдный метод. Он предполагает: многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.
Вторую, самую обширную группу методов составляют эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе методов относятся: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ разного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т. д.).
Третью группу составляют методы обработки данных. К этим методам относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы.
Четвертая группа – интерпретационные методы. Сюда относятся генетический и структурный методы. Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований.
Детство - период жизни человека от рождения до подросткового возраста. Этот период включает: младенчество (от рождения до 1 года) раннее детство (1-3 года, дошкольный возраст (3 года - 6-7 лет) и младший школьный возраст (6—11 лет).
Детство - период интенсивного биологического, социального и психологического развития.
Возраст - категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
Геронтология - раздел биологии и медицины, изучающий закономерности старения живых организмов, в т. ч. человека. Включает гериатрию, герогигиену и геронтопсихологию. Выделяют также социальную геронтологию, сравнительную и эволюционную.
Детская психология - отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики на стадии детства, закономерности функционирования и изменения познавательных, волевых и эмоциональных процессов, особенности формирования ребенка как личности. Детская психология разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа
Когнитивное развитие - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.
Онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза - главная задача детской психологии.
Подростковый возраст - период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.
Психическое развитие - развитие психических процессов и психических свойств личности под влиянием обучения и воспитания; Психическое развитие протекает по определенным стадиям, соответствующим определенному возрастному периоду.
Психология взрослого человека - наступление новой фазы в развитии человека определяется комплексом социальных и биологических причин и зависит от конкретных социально-экономических условий индивидуального его развития. Наиболее высокая степень восприимчивости социального и профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях. Это свидетельствует о подвижности и гибкости взаимосвязей между памятью и вниманием. В 26-29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это связано с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, в трудовом коллективе. В 30—33 года вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций - памяти, мышления и внимания, которое снижается к 45 годам. Затем быстрота приема информации, ее переработки и реакции на нее, интенсивность внимания, а также эмоциональная уравновешенность и другие психологические показатели понижаются.
Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой.
ТЕМА 2. ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ
1. Понятие: возраст, его виды, возрастная периодизация.
Возраст – продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.
Психологический возраст (Л. С. Выготский) – качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.
Виды возрастов :
1) Хронологический возраст определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст – совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т. п.);
3) Психологический возраст – определенный уровень развития психики, в который включается следующее:
а) Умственный возраст.
Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный "общий интеллектуальный показатель".
б) Социальная зрелость – SQ – социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает).
в) Эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.
Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации.
2. Принципы возрастной периодизации в концепциях отечественных психологов.
Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека.
Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам.
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
Периодизация Выготского
Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому.
• кризис новорожденности (до 2 мес.)
• младенческий возраст (до 1 года)
• кризис 1 года
• раннее детство (1-3 года)
• кризис 3 лет
• дошкольный возраст (3-7 лет)
• кризис 7 лет
• школьный возраст (7-13 лет)
• кризис 13 лет
• пубертатный возраст (13-17 лет)
• кризис 17 лет
Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов.
0-8 мес. – 2,5 года – беззубое детство
2,5 – 6,5. лет – детство молочных зубов
6,5 и старше – детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)
Периодизация Эльконина
Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:
• Раннее детство
• Младенчество (0—1 год)
• Ранний возраст (1—3 года)
• Детство
• Дошкольный возраст (3—7 лет)
• Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
• Отрочество
• Подростковый возраст (11/12—15 лет)
• Ранняя юность (от 15 лет)
Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии.
Слободчиков Виктор Иванович
1 ступень – оживление (0-12мес)
2 ступень – одушевление (11-12мес – 5-6 лет)
3 ступень – персонализация (5,5 – 18 лет)
4 ступень – индивидуализация (17- 42года)
Классификация АПН СССР (1965)
В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация :
• Новорождённые — от 1 до 10 дней
• Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
• Раннее детство — от 1 до 2 лет
• Первый период детства — от 3 до 7 лет
• Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
• Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
• Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
• Средний возраст
• первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
• второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
• Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
• Старческий возраст — от 76 до 90 лет
• Долгожители — старше 90 лет
Кризесный период развития - это некие временные периоды в развитии человека, при которых наблюдаются резкие психические изменения. Они длятся не долго, от нескольких месяцев до года и являются нормальным явлением в личностном развитии человека.
Принцип ведущей деятельности - деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б.
Принцип историзма
Психика на всех своих уровнях, включая и ее естественно-природные предпосылки, представляет собой продукт истории, поскольку сам носитель психического — целостный человеческий индивид — реализует себя как активный субъект лишь в собственном многомерном отношении к исторически развивающемуся общественному бытию.
Задача исследователя заключается в генетическом изучении структурных компонентов психического процесса, разворачивающегося с течением времени. Исследование должно охватить весь процесс развития определенного психического явления, вр рахувавшы все фазы изменения - от момента возникновения до гибели - и объяснить его природу, познать его сущностьь.
Кризис трёх лет - возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.
Негативизм - это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
Обесценивание - в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.
Орудийно-предметной деятельности. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы - восприятие, память, мышление, речь. В этой деятельности зарождается новый тип деятельности, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте.
Тенденция к самостоятельным действиям связана с возникновением личного действия. Личное действие - это такое действие, к которому ребенок относится как к им самим осуществленному. Выполнение такого действия сопровождается появлением в речи местоимения Я.
Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания - он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений.
Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).
Самооценка - то, как высоко или низко человек сам оценивает свои личные качества и возможности.
Упрямство - это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может.
Своеволие — стремление ребёнка все делать самому, проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.