людмила поротова
Детская научно-практическая конференция «Знатоки северного оленя»
Детская научно - практическая конференция
«Знатоки северного оленя»
(участники дети старшего дошкольного возраста)
Автор: Поротова Людмила Николаевна
воспитатель старшей разновозрастной группы
Цель: Через углублённое знакомство с диким северным оленем, подвести детей к пониманию ценности всего живого на Земле.
Задачи:
• развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу дошкольников.
• развивать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь во время презентации.
Публикация «Детская научно-практическая конференция „Знатоки северного оленя“» размещена в разделах
• расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида дикого северного оленя, повадках и приспособленности к среде обитания в тундре, способах защиты.
• воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе.
• формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
• обогащать словарный запас детей.
• познакомить детей с понятиями: важенка, пыжик, ягель.
Используемые технологии: детское проектирование, проблемно- диалогическая, технология личностно- ориентированного взаимодействия взрослых и детей, ИКТ.
Виды деятельности: познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная.
План:
1. Письмо от детей Африки.
2. Рассказ детей о диком северном олене с использованием презентации.
3. Физминутка «Живет мой олененок».
4. Опыт: «Почему шерсть оленя не намокает?»
5. С/и «Олени и волк»
6. Подведение итогов занятия.
Предварительная работа: участие в конкурсе рисунков «Северный олень»; рассматривание иллюстраций и разучивание с/и «Олени и волк»,физминутка «Живет мой оленек».
Материалы к занятию:
• иллюстрации «Животные Крайнего севера»;
• для проведения опыта: трубочки и ёмкости с водой по количеству детей;
• презентация «Дикий северный олень»;
• записи песен: «Песня оленевода»;
• фотографии «Северные олени»;
• поделки (изготовленные из меха оленя);
Оборудование: ноутбук, экран, проектор.
Ход конференции:
Дети входят в зал.
Воспитатель: - Ребята, вы сегодня присутствуете на интересном мероприятии, которое называется «Детская научно- практическая конференция «Знатоки северного оленя». А как вы думаете, что такое конференция?
Конференция - это собрание, которое организовано для обсуждения определенной проблемы. А сегодня нам в детский сад принесли письмо. Посмотрите, что здесь нарисовано. Давайте откроем и прочитаем, что же там написано.
Дети читают: «Мы дети Африки никогда не видели северного оленя, вы можете нам на видео снять рассказ о северном олене и отправить почтой».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, расскажем мы про северного оленя? Дети: - Да.
Включает запись «Песня оленевода»
Воспитатель: - Но с начала мы вспомним некоторых животных живущих у нас на Севере. Давайте поиграем в игру «Загадки-отгадки».
1. Прыгун - трусишка: хвост коротышка,
Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета - на зиму и на лето. (Заяц)
2. Ты на слово мне поверь-
Это очень хищный зверь.
На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож. (Волк)
3. У кого из зверей хвост пушистей и длинней? (Песец)
4. Маленький шарик по тундре шарит. (Лемминг)
5. Живёт он там, где холода.
И ловит рыбу из под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)
6. Словно царскую корону носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга. (Северный олень)
Воспитатель: - А сейчас каждый из вас расскажет о диком северном олене. (Презентация)
Дети садятся.
Поротов Ярик - Дикий северный олень - это крупное, красивое животное. У оленя есть рога. Тело и морда покрыта густой, тёплой шерстью. Короткие уши, маленький хвост и не длинные ноги. (сл. 1)
Киргизов Богдан – Северный олень известен своими красивыми рогами, ими он защищает от своих врагов. Они похожи на ветви деревьев, из них делают лекарство. (сл. 2)
Чуприна Саша – Раз в год олень сбрасывает свои рога, и на их месте вырастают новые. Отличительной особенностью является то, что рога есть и у самцов и самок. (сл. 3)
Воспитатель: - Как вы думаете, умеет ли олень плавать?
Кочегина Ксюша – Олень очень хороший пловец. Его шерсть не намокает. Летом она короткая и однотонная, зимой становится пестрой и длинной, на шее образуется грива. (сл. 4)
Воспитатель:- - А сейчас мы с вами проведем опыт.
Опыт: Как доказать, что шерсть оленя не намокает? Каждый волосок оленьей шерсти похож на трубочку. (Воспитатель показывает пробирку.) Что в пробирке? (Она пустая) Положите в нее кусочек шерсти и аккуратно опустите в стакан с водой. (После того, как дети достанут пробирку из воды, воспитатель предлагает достать шерсть из пробирки.) Почему шерсть осталась сухая? Что помешало воде войти в пробирку и замочить шерсть? Правильно, в пробирке есть воздух. Он помешал замочить шерсть.
Вывод: шерсть не намокает, так как каждый волосок, как трубочка, наполнен воздухом, который не даёт проникнуть воде. А в морозы, как воздушная подушка, оберегает тело оленя от холода.
Киргизов Светик – Такая шерсть защищает оленя от холода. Из шкуры оленя шьют одежду : богари, рукавицы, шапку, сокуй (показывает) (сл. 5)
Чуприна Зина – Копыто оленя раздвигается как пальцы. А еще при ходьбе олень опирается на нижнюю часть ноги, что помогает ему передвигаться по рыхлому снегу, а широкие копыта помогают раскапывать снег и добывать пищу (сл. 6)
Физминутка «Живет мой олененок».
Живет мой олененок с ветвистыми рогами
В широкой вольной тундре с высокими снегами.
Там сильный ветер дует деревьеца качая.
Там низкие сугробы до неба вырастают.
Воспитатель: - А вот и мама с детенышем. А вы знаете, как называется самка Северного оленя? Ее называют важенкой, а малыша – пыжик. Весной у самочек появляются детеныши.
Поротова Илона – Мама важенка кормит олененка жирным молоком, поэтому быстро растет и уже на второй день после рождения может бежать за матерью. (сл. 7)
Жарков Руслан – Ягель основной корм оленя, но он может питаться грибами, ягодами и даже яйцами птиц и леммингами. (сл. 8)
Воспитатель: - Значит, северный олень питается не только растительной, но и живой пищей.
Раздается волчий вой (звукозапись). Это что за звук? (высказывание детей). Это волчий вой. Волк – это основной враг оленя. Волки преследуют стада оленей, нападают на старых и больных животных, этим контролируя численность стада.
Воспитатель: - Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Волки и олени».
Воспитатель: - Как охотятся волки? У нас несколько ребят будут волки, а остальные олени, которым нужно убежать от волков.
Ведущий: - Волки, волки, где вы были?
Волки: - За оленями ходили, по горам, по лугам. Ловим мы их тут и там.
Ведущая: - А куда же вы олени?
Олени : - Мы из тундры в лес кочуем, за кормом везде идём.
Ведущая: - Так бегите, как хотите, только ноги берегите. Волки следуют за вами с острыми зубами.
Воспитатель: - Но этот гордый красавец - дикий северный олень находится в большой опасности (сл. 9). Их осталось очень мало, и было решено занести этот вид животных в Красную книгу. Что это за книга? Почему она красная? Красный цвет предупреждает об опасности, что животные, которые собраны в этой книге, могут исчезнуть с лица Земли.
-Почему дикий северный олень стал исчезающим видом? На них охотятся люди из-за вкусного мяса и тёплого меха. Из рогов и костей делают очень полезное лекарство. Но ещё люди занимают места обитания дикого северного оленя, вытесняя его с родных мест.
-Люди могут приумножать природу, а могут погубить оставшееся. Каждый вид очень важен и незаменим. И хочется верить, что гордый красавец – дикий северный олень будет спасён и не исчезнет.
Воспитатель: - На этом наша научная конференция подошла к концу. Что больше всего понравилось, запомнилось, порадовало, а может быть, огорчило вас в нашем путешествии?