Кораблина Галина
Конференция «Педагогическая диагностика»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ № 166
«Педагогическая диагностика в ДОО»
Воспитатель МБДОУ № 166
Кораблина Татьяна Олеговна
Оренбург 2018
Содержание
Вопрос 1. Цель и задачи педагогической диагностики…. 2
1.1. Основные понятия педагогической диагностики….2
1.2. Цели и задачи педагогической диагностики….4
Вопрос 2. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка….….6
2.1. Организация проведения оценки индивидуального развития….6
2.2. Распределение функций при оценке индивидуального развития
ребенка….7
3. Заключение…. …8
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2018
4. Список используемой литературы….9
Вопрос 1. Цели и задачи педагогической диагностики.
1.1. Основные понятия педагогической диагностики.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено по аналогии с медицинской и психологической диагностикой, но по своим целям, задачам и сферам применения педагогическая диагностика самостоятельна.
По мнению немецкого педагога К. Ингенкампа, «различают пе-дагогическую диагностику в узком смысле слова, предмет которой составляет планирование и контроль педагогического процесса и педагогическую диагностику в широком смысле, охватывающую все диагностические задачи в рамках консультирования по вопросам образования». Это подтверждает значимость педагогической диагностики для экспертных оценок в образовании.
Суть педагогической диагностики — изучение результативности и противоречий образовательного процесса. Среди ее задач основной считается установление взаимосвязей общего характера, влияющих на успешность или неуспешность образовательного процесса.
Педагогическая диагностика понимается как одновременные опе-ративные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне личности ребенка, деятельности педагога или руководителя образовательного учреждения (Т. И. Шамова).
Итак, педагогическая диагностика— это система методов, приемов, специально разработанных технологий и методик, тестовых заданий, позволяющих в ходе педагогической экспертизы определять уровень профессиональной компетенции педагогов, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования.
Правильная диагностика (по характерным признакам и объективным данным на основе экспертных оценок) создает условия для успешности педагогов и руководителя дошкольного образовательного учреждения в применении определенной совокупности содержания, способов и средств педагогических воздействий. Педагогическая диагностика, подчеркивает Е. С. Заир-Бек, имеет двусторонний характер. С одной стороны, она направлена на развитие учащихся (воспитанников, улучшение условий образования, его эффективности, с другой — на развитие и совершенствование самого педагога. Использование воспитателем методов педагогической диагностики способствует развитию у него педагогической рефлексии.
Внедрение педагогической диагностики в практику работы вос-питателей, руководителей дошкольных образовательных учреждений дает возможность научно обоснованно анализировать образовательный процесс, что закладывает основы качественного развития всей системы дошкольного воспитания. Именно педагогическая диагностика обеспечивает надежную обратную связь, является средством экспертной оценки, основой принятия адекватного управленческого решения.
1.2. Цели и задачи педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика играет огромную роль в образовательном процессе. В целом она направлена на правильный выбор и выстраивание образовательного маршрута ребенка. Для ребенка она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой образовательный маршрут. Для педагога она направлена на выявление затруднений воспитанников как в предметной области, так в личностном плане с целью оказания помощи в преодолении выявленных затруднений. Педагогическая диагностика играет значимую роль в отслеживании результатов реализации образовательной программы. Особенная ценность педагогической диагностики заключается в том, что она позволяет объективно оценивать и сравнивать текущие и итоговые результаты, невзирая на специфику образовательных программ. Уникальность педагогической диагностики в том, что она направлена не только на изучение изменений в личности ребенка, но и на поиск условий, благоприятных для становления его личности. Диагностика должна охватывать прошлый опыт, настоящий и перспективы. Очень важно правильно оценить возможности ребенка, правильно ориентировать его, определить роль ребенка как полноправного субъекта образовательного процесса. Исходя из этого, можно определить цели, задачи педагогической диагностики.
Главная цель педагогической диагностики – обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка.
Задачи педагогической диагностики.
1. Обеспечить реализацию личностно ориентированного подхода.
2. Обеспечить правильное определение результатов профессиональной диагностики педагога.
3. Свести к минимуму педагогические ошибки.
4. Установить предпосылки личности к получению дополнительного образования.
5. Определить условия для эффективного саморазвития личности ребенка.
6. Оценить деятельность педагога (самооценка уровня профессионального развития).
Вопрос 2. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка.
2.1. Организация проведения оценки индивидуального развития.
Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ, а фиксируется 2 раза в год – сентябрь, апрель.
Результаты оценки индивидуального развития ребенка заполняются воспитателями и специалистами ДОУ (музыкальным руководителем, инструкторами по физической культуре, учителем-логопедом, педагогом-психологом) в единую форму и предоставляются заместителю заведующего по воспитательно-методической работе. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год.
2.2. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:
заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок) : выбирают методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики;
специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику (учитель-логопед, музыкальные руководители, инструктора по физической культуре) своего направления развития личности воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции;
воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции.
3.4. Оценка индивидуального развития осуществляется:
при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев)
в начале (сентябрь) и в конце учебного года (май) – в целях определения динамики его развития;
в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.
3. Заключение
Внедрение педагогической диагностики в практику работы вос-питателей, руководителей дошкольных образовательных учреждений дает возможность научно обоснованно анализировать образовательный процесс, что закладывает основы качественного развития всей системы дошкольного воспитания. Именно педагогическая диагностика обеспечивает надежную обратную связь, является средством экспертной оценки, основой принятия адекватного управленческого решения.
4. Список используемой литературы.
1. Детская практическая психология: Учебник/под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. -М. : Гардарики, 2000.-С. 64.
2. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие:в3ч. Ч1. Теоретические и прикладные аспекты педагогической диагностики в дошкольном образовании- СПб. :Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена-2008.-С. 54.
3. Педагогическая и психологическая диагностика детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. /Авт. -сост. Даниленко Н. Г., Баринкова Ю. С. -Иркутск: ИПКРО, 2010.-С. 105.