Светлана Корпукова
«Воздух-невидимка». Конспект занятия в детской лаборатории в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
• обогащать представления детей о воздухе, формировать представления о том, где можно обнаружить воздух;
• знакомить с назначением наблюдений и опытов, учить делать выводы по итогам мини-исследования;
• учить понимать суть познавательной задачи, вместе со взрослыми искать способы ее решения;
• способствовать развитию познавательного интереса;
• обогащать словарный запас.
Оборудование и материалы. Мыльные пузыри, почва и прозрачные стаканы с водой, бумажные веера, обруч.
Ход работы.
1. Введение в ситуацию.
Аня и Дима услышали в одной телепрограмме, что воздух есть везде. Брат и сестра не могут в это поверить. Они просят детей помочь им выяснить, где есть воздух. Хотите? Сможете?
2. Активизация знаний.
Организуется обсуждение: "А для чего нам воздух? (чтобы людям дышать). Как вы думаете, люди каких профессий могут нам помочь (ученые, исследователи). Где мы будем искать воздух? Посмотрите, где задумали найти воздух Аня и Дима". (Взрослый обращает внимание ребят на изображение воздушных шариков на карточках или стикерах, прикрепленных к прозрачной колбе с водой, цветочному горшку, емкости для пускания мыльных пузырей.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Детям предлагается начать поиск воздуха. Возникает затруднение, ребята не знают, как это сделать. А если чего-то не знаешь, то надо спросить у того, кто знает. дети спрашивают у воспитателя.
4. Открытие нового знания.
Педагог предлагает детям стать учеными и проверит свои предположения, постараться обнаружить воздух. Для этого ребята надевают «волшебные» браслеты.
4.1. Демонстрационный опыт "Кто надувает мыльные пузыри?"
Воспитатель предлагает ребятам узнать, есть ли воздух в мыльных пузырях, демонстрирует приспособление для их пускания. Дети рассказывают, что нужно делать, чтобы получились мыльные пузыри. Взрослый показывает, как можно пускать мыльные пузыри, медленно проводя приспособлением для запуска из стороны в сторону. Педагог приводит ребят к пониманию того, что пузыри надувает воздух, который находится вокруг нас.
4.2. Подвижно-дидактическая игра "Ветерок"
Воспитатель раздает бумажные веера, обращает внимание детей на то, что, используя их, мы чувствуем движение воздуха. Ребятам предлагается создать при помощи вееров ветер и посмотреть, как будут двигаться мыльные пузыри, которые пускает взрослый. Затем им нужно при помощи вееров направить мыльные пузыри в обруч. Дети рассказывают о своих действиях, используя слова "ветерок", "ветер", "сильный ветер", "подул". Отвечая на вопросы, ребята поясняют, как им удалось обнаружить воздух при помощи веера и мыльных пузырей, вспоминают, где еще они собрались искать воздух.
4.3. Демонстрационный опыт "Воздух в почве"
Взрослый предлагает детям внимательно следить за ходом опыта, чтобы узнать, есть ли воздух в почве. Ребята наблюдают, обращают внимание на то, что при погружении в воду из почвы выделяются пузырьки. Воспитатель поясняет, что мы видим пузырьки воздуха, которые вода вытесняет из почвы, помогает сделать вывод: в почве есть воздух.
4.4. Сравнительное наблюдение "Воздух в воде".
Педагог приглашает детей подойти к колбе с водой, учит внимательно рассмотреть воду в ней. Если ребята не замечают, воспитатель показывает им пузырьки воздуха, скапливающиеся у стекла, на пластиковой трубочке. Такие же пузырьки они видели в ходе опыта "Воздух в почве". Взрослый подводит детей к выводу о том, что воздух есть и в воде.
5. Введение нового знания в систему знаний.
Проводится беседа, дети отвечают на вопросы с опорой на рисунок: «Где мы с вами нашли воздух? А как думаете, где он еще может быть? (воздушный шар, гармошка, вертушки).
6. Итог.
Кому мы сегодня помогли? Где вы нашли воздух? Какие опыты проводили?