Юлия Гладкова
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) в ДОО (часть вторая)
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема коррекционной помощи детям с РАС в последнее время в России встает все острее. Это происходит в связи с увеличением количества таких детей в массовых и специальных учреждениях образования, расширением опыта дифференциальной диагностики и опыта коррекционно - развивающей работы. В связи с этим возникает необходимость создания условий для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития, реабилитации и интеграции в общество.
Публикация «Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) в ДОО (часть вторая)» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дошкольную образовательную организацию (далее ДОО) посещают как обычно развивающиеся сверстники, так и дети с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть воспитанники с РАС. У детей данной категории наблюдаются расстройства процессов коммуникации, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат – нарушение социальной адаптации.
Эффективность работы с детьми с РАС зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника.
Работа с данной категорией детей ведется по следующим направлениям:
• осуществление комплексной коррекционной работы с детьми, направленной на реконструкцию психического развития ребенка, его социальную адаптацию и возможно более полную интеграцию в общество;
• разработка и реализация индивидуальных программ воспитания и обучения детей на основе адаптированных коррекционно-развивающих программ;
• взаимосвязь специалистов ДОО и родителей;
• комплексная психолого-педагогическая помощь семье, обучение родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребенком с РАС;
• взаимодействие с врачами-специалистами, с целью контроля над состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;
• просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей с помощью семинаров и консультаций.
Когда ребенок с РАС приходит в детский сад, его окружает большое количество новых людей — детей и взрослых. Хорошо, если в группе уже есть знакомые дети — те, с которыми ребенок встречался ранее. Если таких детей нет, важной задачей тьютора, и других педагогов становится включение ребенка во взаимодействие со сверстниками. Чаще всего, дети сами подходят друг к другу, знакомятся, предлагают вместе поиграть. В случае с «особым» ребенком, инициатором общения детей часто становится взрослый — воспитатель, тьютор, педагог - психолог, учитель - логопед, родитель. Возможно, всем детям группы необходимо объяснить, почему он так отличается от них — плохо говорит, необычно выглядит, странно себя ведет. Рассказать, что ему трудно и объяснить, чем ему можно помочь. Как правило, дети с готовностью откликаются на просьбы взрослых, если имеют достаточную информацию. И, кроме того, мы знаем, что отношение к тому или иному ребёнку и его сверстников очень сильно зависит от отношения, демонстрируемого взрослым. Если мы показываем положительное отношение к «особому» ребенку, не стараясь выделить его из всех детей, включая в деятельность, организуя взаимодействие на занятии и свободной деятельности, в играх формируются отношения доброжелательности, сотрудничества и взаимопомощи, а это самое главное условие успешной адаптации детей с РАС в коллективе, «принятия» их другими окружающими людьми. Тьютор становится на первых этапах своеобразным проводником и переводчиком для ребенка, помогая в организации поведения. Также, организуя проведение динамических пауз и игр для ребенка с РАС и других детей, способствует формированию у аутичного ребенка стереотипов социального поведения — именно в этих ситуациях происходит знакомство с примерами социального поведения, коммуникации со сверстниками и взрослыми – от самых простых – как попросить тот или иной предмет, заинтересовавший ребенка, как ответить на заданный вопрос, самому спросить что-либо и т. п.
Педагог - психолог помогает ребенку в формировании отношений с детьми и взрослыми, способов и приемов взаимодействия, помогает почувствовать границы взаимодействия, то есть соблюдать определенную дистантность во взаимодействии.
Вот основные направления индивидуальной деятельности психолога с ребенком с РАС:
- помощь в организации обучения – в рамках фронтального обучения;
- индивидуальная работа по формированию границ взаимодействия;
- работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами.
Задачи деятельности учителя - логопеда как специалиста сопровождения ребенка с РАС также чрезвычайно разнообразны:
1. Работа над просодической стороной речи, ее мелодическими и ритмическими компонентами неотрывно связана с пониманием речи.
2. Другим направлением деятельности логопеда является специально- организованная работа над пониманием сложноорганизованной устной речи и над пониманием прочитанного материала. Мы хорошо знаем, что такой ребенок в дальнейшем, даже если он научиться читать достаточно бегло, его чтение обычно крайне монотонное, без соблюдения знаков препинания и границ предложения. Это является одной из причин трудностей понимания прочитанного и работа логопеда по формированию навыков интонированного, осмысленного чтения в большой степени будет содействовать дальнейшей учебной адаптации аутичного ребенка.
3. Формирование коммуникативной стороны речи. Учитель - логопед поначалу, на своих занятиях формирует определенные коммуникативные стереотипы, которые в последующем ребенок с помощью педагога - психолога, воспитателя и родителей сможет переносить в более широкие коммуникативные ситуации.
4. При необходимости проводится работа по формированию фонетико-фонематического восприятия. 5. Коррекция звукопроизносительной стороны речи является важной задачей, но часто именно эта логопедическая работа вызывает негативные реакции ребенка, особенно если она требует тактильного взаимодействия с ребенком.
Учитель – дефектолог в своей работе с ребенком с РАС реализует следующие задачи:
1. Организация пространства, создание для него адекватно организованной среды. Для такого ребенка стереотипная форма существования остаётся наиболее доступной и обеспечивает снижение беспокойства, страхов, а также помогает правильно и эффективно организовать и структурировать его деятельность. Всё пространство необходимо «зонировать» в соответствии с выполняемыми видами деятельности: зона обучения, игровая зона, зона отдыха.
2. Организация и визуализация времени («разметка» времени). Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогает лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Здесь широко используются различного вида расписания, инструкции, календари, часы.
3. Организация режима коммуникативного общения. Эта деятельность осуществляется параллельно с работой учителя - логопеда, или изолированно, при этом особое внимание отводится работе над расширением словарного запаса и развитию понятийной стороны речи.
Коррекционно – развивающая работа любого специалиста ДОО с ребё нком с РАС должна строиться на следующих правилах:
1. Взаимодействовать с ребенком, только когда он готов к этому.
2. Принимать его таким, какой он есть.
3. Научиться улавливать изменения в поведении ребенка, не давать ему выйти в деструктивную деятельность.
4. Придерживаться определенного режима дня.
5. Соблюдать ежедневные ритуалы.
6. Вступать в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
7. Не повышать голос и не издавать громких звуков.
8. Не выпускать ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
Важным этапом в коррекционно-развивающей работе является организация интегрированных занятий, введение ребенка с РАС в среду здоровых сверстников. Эти дети затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства. В связи с этим одной из основных задач проводимой работы является помощь в организации социально адекватных форм поведения с другими детьми. В непосредственном и регулярном общении возможно формирование у ребенка с РАС навыков диалога, способности слушать и приспосабливаться к собеседнику. Интегрированные занятия имеют еще одну цель – научить обычных детей принимать и понимать ребенка с проблемами, помогать и поддерживать его. Мы понимаем, что выход в будущем за пределы дома, минимальная самостоятельность в общественных местах, не говоря уже о возможности учиться и в дальнейшем работать, без опыта коллективных игр и совместной деятельности, специально созданных условий, представляется крайне затруднительными для детей данной категории.
Известно, что освоение навыков социальной жизни происходит наиболее успешно, если они вырабатываются при адекватной поддержке в ситуации естественной, нормальной жизни, специально созданных условий. Главным направлением в деятельности ДОО, реализующем инклюзивную практику, становится ориентир на «включение» детей с РАС в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных».