Кравцова Евгения Михайловна
Дети с РАС. АВА-терапия
▼ Скачать + Заказать документы
Что является наиболее трудным в обучении
ребенка новым навыкам?
В ходе обучения ребенка новым навыкам самым проблемным местом
являются трудности с поведением. Стоит подчеркнуть, что всегда найдется
тип поведения ребенка, страдающего аутизмом, которое терапевт, родитель
или учитель посчитает целесообразным изменить. Для родителей очень
важно для себя определить то, что положительно влияет на процесс выбора
ребенком того или иного типа поведения прежде, чем они предпримут
какую-либо попытку обучения.
Очевидно, что любой из учебных навыков состоит из комплекса
Публикация «Дети с РАС, АВА-терапия» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2022
последовательных конкретных действий. Однако если родитель не знает,
каким образом произвести позитивное влияние на конкретные действия
ребенка, то он не сможет повлиять на процесс овладения навыками.
Для того, чтобы родителям понять, каким образом можно помочь их
ребенку предотвратить нежелательное поведение, стоит осознать цели,
которые стоят за таким поведением.
Самое главное – идентифицировать цель, которая стоит за конкретным
выбором. Это необходимо для того, чтобы родители смогли оказать
позитивное влияние на выбор типа поведения ребенка. Если этого не сделать,
то не будет возможности узнать, как воздействовать на поведение ребенка.
Большинство родителей утверждают, что их дети очень часто могут
совершать действия без очевидных конкретных причин. Тем не менее, после
детального наблюдения за всеми действиями и поступками ребенка, все-таки
можно обнаружить его намерение.
Родители могут не осознавать намерения, поскольку им не хватает
навыков. Специалистами выделяются следующие четыре цели, которые
определяют поведение ребенка: получить что-либо от кого-либо (социально
опосредованное позитивное поведение, избежать того, что инициировано
кем-то другим, - например, занятия или общения (социально опосредованное
негативное поведение, получить что-либо желаемое (автоматическое
позитивное поведение, убрать что-либо нежелательное/избежать чего-либо
нежелательного (автоматическое негативное поведение).
Чтобы понять, в чем заключается намерение (цель, надо ответить на
три вопроса:
1. Что именно в этом поведении мне не понравилось?
2. Что произошло до проявления поведения?
3. Что произошло сразу после проявления поведения?
Первый вопрос заключается в определении именно той составляющей
в поведении или действии ребенка, которую родители желали бы изменить.
Очень важно акцентировать внимание не на самом ребенке, а на его поступке
или поведении, поскольку очень сложно отделить поступок от «плохого»
ребенка. Проще выделять конкретный поступок, например «бросает
тарелку», «убегает от мамы», «не отзывается на обращение по собственному
имени».
Ответ на второй вопрос подразумевает выделение события, которое
предшествует тому или иному поведению или поступку ребенка. То есть
второй вопрос нацелен на определение стимула, который можно
рассматривать как причину. К примеру, можно заметить, что надевая
конкретный предмет одежды (например свитер, ребенок начинает себя
кусать. Таким образом, определив стимул (на ребенка надели свитер, можно
очень легко поменять модель поведения (кусает себя).
Более того, ответ на данный вопрос поможет родителям понять цель
такого поведения. Например, когда ребенок бросает вещи на пол сразу после
того, как отец начинает говорить по телефону, можно с легкостью догадаться,
что цель такого поведения – привлечение внимание отца. А в ситуации, когда
ребенок начинает хлопать в ладоши, и отказывается реагировать на
собственное имя, может свидетельствовать о том, что целью данного
поведения является самостимуляция. Или же такая ситуация, когда мама, к
примеру, берет его зубную щетку, а в это время ребенок выходит из комнаты,
может означать, что ребенок стремится уйти от неприятной для него
процедуры чистки зубов.
Самый сложный и в то же время самый главный вопрос – третий,
который требует вдумчивого ответа. Что является следствием того, что
подкрепляет подобное поведение? После того, как родители выясняют, что
изменилось в среде ребенка после того, как он продемонстрировал то или
иное поведение, можно заметить и определить тот подкрепляющий фактор,
который побуждает его делать также в дальнейшем.
Ниже приведем некоторые примеры того, как можно добиться
изменения в поведении ребенка, принимая во внимание знания о целях
данного поведения.
Первая цель - привлечение внимания. В случае, если брошенная на
пол вещь (тарелка при приеме пищи) была использована с целью
привлечения внимания отца, в таком случае отец должен поменять свое
привычное действие на данную ситуацию, то есть не обращать внимание на
это. Тем не менее, ему следует уделить большее внимание тогда, когда
ребенок ведет себя нужным образом во время еды.
Ко второй цели относится уклонение. Если же тарелка была брошена
после того, как ребенку было дано указание «Скажи ложка», в таком случае
наблюдается поведение с целью уклонения. В данном случае родитель не
должен закреплять такое поведение, настаивая на выполнении данного им
указания. В случае, если ребенок выполнил данное указание родителя,
следует подкрепить послушание, снизив требования на какое-то время.
Третьей целью можно назвать самостимуляцию. Самостимуляция —
это поведение, целью которого является самовозбуждение. Проявление
самостимуляции не зависит от того, находится ребенок один или с кем-то в
помещении. На данный вид поведения воздействовать непросто, поскольку
оно происходит в результате естественного возбуждения, и это проявление
невозможно стимулировать искусственно.
В случае, если стимул бросания на пол предмета является
проявлением того, что ребенку нравится звук, который издает данный
предмет, то необходимо найти способ, который уменьшит звуковой эффект.
Например, можно приобрести коврик, заменить тарелку на бумажную или
пластиковую. Более того, если предоставить ребенку разнообразные
варианты звукового эффекта при бросании того или иного предмета в
обычное время, можно снизить его желание и интерес бросать этот предмет
за приемом пищи.
Таким образом, задав себе вышеизложенные три вопроса и определив
конкретную цель, которая побуждает ребенка поступать определенным
образом, можно понять, какие действия следует предпринять для изменения
поведения в положительную сторону. Очень важным для достижения
желаемых результатов является регулярное наблюдение за проявлениями
ребенка и записывание результатов для дальнейшего анализа. Только так
можно будет проследить динамику уменьшения или увеличения проблемного
поведения ребенка по истечению некоторого времени.
Однако не нужно ожидать быстрых результатов. Несмотря на то, что
поведение ребенка может меняться в лучшую сторону, это еще не означает,
что план окажется успешным на сто процентов. Если поведение улучшилось
– это безусловно очень хороший показатель, тем не менее, не стоит делать
поспешные выводы о том, что данная модель поведения не повторится в
будущем.
Итак, единственный способ определить, действительно ли проявление
проблемного поведения сократилось, — это вести постоянные наблюдения и
записывать их результаты. После некоторого периода наблюдений вы
сможете на основании объективно собранных данных сделать вывод о том,
уменьшилась частота проявления нежелательного поведения или нет. Только
так вы сможете разобраться в том, имеет ли ваше вмешательство
положительный эффект. Обычно одной-двух недель достаточно, чтобы
определить, работает ли план. Если проявление поведения продолжается или
случается чаще после недели-другой, вы должны остановиться, заново
продумать возможные цели и перейти к другой тактике.
Внимание! Если вы наблюдаете определенное неприемлемое
поведение, на которое вам не удается воздействовать, или если вам
приходится иметь дело с агрессивным поведением, которое подвергает
опасности жизнь и здоровье ребенка или других людей, вы должны
немедленно обратиться за помощью к профессионалам.