Александра Буданцева
Дети с ограниченными возможностями здоровья в жизни родителей и их проблемы
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями здоровья в жизни родителей и их проблемы.
Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, часто сталкиваются с проблемами личностного характера. Они наиболее подвержены распаду и конфликтным ситуациям, так как происходит деформация стиля внутрисемейного уклада семьи, сменяется система отношений с внешним миром, а также смена миропонимания каждого из членов семьи и жизненных ориентаций. Отцы детей с ОВЗ, чаще всего не принимают ребёнка с дефектом и отдаляются от семьи. Что касается матерей, в семьях с ребёнком с ОВЗ, у них наблюдается повышенная моральная и физическая нагрузка, свойственно снижение уровня психического здоровья. Ими переживаются данные жизненные обстоятельства как чувство отсутствия реализации своих жизненных планов.
Публикация «Дети с ограниченными возможностями здоровья в жизни родителей и их проблемы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Существует несколько схем отношения родителя к ребёнку с определенным дефектом.
- отрицание дефекта у ребёнка – родители не признают и не принимают никаких ограничений возможностей, более того, ожидают и настаивают на высокой успешности во всех видах его деятельности;
- чрезмерная защита, опёка, охрана – родители испытывают большое чувство жалости и сочувствуют своему ребёнку, которые проявляют в
гиперопеке, заботе, чрезмерной любви, защите. В данном случае родители готовы сделать для ребёнка все возможное;
- отвержение или отречение от ребёнка (открытое) – ребёнок принимается с отвращением, родители чувствуют и осознают свои враждебные чувства по отношению к своему ребёнку.
Рассмотрим модель сопровождения детей с ОВЗ в рамках дошкольного образовательного учреждения, которая направлена на создание оптимальной системы комплексной поддержки таких детей.
Объектами сопровождения выступают:
- всестороннее развитие ребёнка, в соответствии с его имеющимися возможностями;
- коррекция психических и физических недостатков ребёнка;
- включение в окружающую социальную среду;
- подготовка к обучению в школе.
Предложенная модель воспитания и обучения детей осуществляется с помощью личностно-ориентированного подхода к ребёнку с использованием психолого-педагогической поддержки, адаптации, помощи, развивающей и коррекционной деятельности.
Алгоритм комплексного сопровождения детей с ОВЗ в рамках дошкольного учреждения подразумевает следующие действия:
- сбор информации и составление базы данных о детях с ОВЗ;
- выбор технологии по развитию и воспитанию детей с ОВЗ;
- повышение компетенции психолого-педагогической стороны у всех участников комплексного сопровождения, и родителей в том числе;
- психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ, с последующим определением основных направлений коррекционно-развивающей работы, а также составление индивидуальных адаптированных развивающих и коррекционных программ;
- обязательное включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ, а также информирование родителей о полученных результатах работы с детьми;
- анализ и оценка совместной деятельности сопровождения ребёнка, в рамках данной модели;
- составление прогнозов развития ребёнка.
Самым важным моментом является работа с родителями. Формы работы с родителями предполагают как групповой, так и индивидуальный характер работы.
Перечислим эффективные методы работы с родителями детей с ОВЗ :
- самодиагностика отношения родителя к ребёнку с дефектом;
- консультирование родителей по запросу;
- знакомство семьи с индивидуальной программой развития ребёнка;
- формирование и работа родительского клуба;
-обсуждение поведения детей и родителей, проблемных психологических ситуаций с которыми сталкиваются родители, приемов общения;
- информирование родителей о результатах обследований психолого-педагогического характера, а также о результатах коррекционно-развивающей работы.
Таким образом отметим, что в работе комплексного сопровождения детей с ОВЗ прослеживается тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитательно-образовательном процессе, развитие компетентности всех участников данного процесса, а также обязательный обмен опытом о проделанной работе. При наличии всех составляющих взаимодействия, в комплексном сопровождении, ожидается развитие ребёнка с ОВЗ с положительной динамикой в его развитии, что и является основной целью.