Елена Васильева
Дети с нарушениями речи в общеобразовательном ДОУ: условия воспитания, обучения и развития
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с нарушениями речи в общеобразовательном ДОУ;
условия их воспитания, обучения и развития.
Содержание
1. Краткая характеристика дефекта (определение, особенности развития)
2. Трудности, которые испытывают дети с нарушениями речи при овладении образовательной программой ДОУ в сопоставлении с нормой развития
Публикация «Дети с нарушениями речи в общеобразовательном ДОУ: условия воспитания, обучения и развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3. Особенности работы педагогов ДОУ по созданию условий воспитания, обучения и развития детей с нарушениями речи
1. Краткая характеристика дефекта (определение, особенности развития)
Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.
Дети с нарушениями речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, задач, содержания и методов логопедического воздействия. Глубокие нарушения различных сторон речи, ограничивающие возможности пользования языковыми средствами общения и обобщения, вызывают специфические отклонения со стороны других высших психических функций — внимания, памяти, воображения, вербально-логического мышления, эмоционально-волевой и личностной сферы и др., которые часто осложняют картину рече-вого нарушения ребенка. Качественная специфика и выраженность таких отклонений вторичного порядка связана с формой и глубиной речевого расстройства, а также со степенью зрелости речевой системы и других высших форм поведения ребенка к моменту действия патологического фактора.
Современные классификации речевых нарушений ориентированы, в первую очередь, на дифференциацию первичных нарушений. Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах:
• в аспекте локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла). На этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов. Такой подход близок к нейропсихологическому направлению в изучении речевых нарушений и применяется наиболее широко в комплексных исследованиях детей школьного возраста и подростков;
• в аспекте этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений.
Нарушения устной речи
Расстройства фонационного оформления речи :
-афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса,
-брадилалия — патологически замедленный темп речи,
-тахилалия — патологически убыстренный темп речи,
-заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
-дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,
-ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,
-дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:
-алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
-афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Нарушения письменной речи
-дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения,
-дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.
Положительным является то, что она строится на признаках, максимально дифференцирующих виды речевых нарушений, позволяющих логопеду на основании комплексного подхода квалифицировать дефект речи при разных формах аномального развития и осуществлять логопедическое воздействие с максимальным учетом индивидуальных особенностей ребенка.
В то же время в приведенной классификации не учитывается принцип системного подхода, который основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи : звуковой (произносительной) ее стороны, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, а также на взаимосвязи нарушений речи с другими сторонами психического развития ребенка.
Нарушение языковых средств общения (компонентов речи)
-фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН, т. е. нарушение процессов
- формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;
общее недоразвитие речи (ОНР 1-3-го уровня, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, которое объединяет сложим речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой cистемы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.
Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект) :
-заикание, проявления речевого негативизма и др.
В данной классификации нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловленные у детей несформированностью фонетических и морфологических обобщений в устной речи.
2. Трудности, которые испытывают дети с нарушениями речи при овладении образовательной программой ДОУ в сопоставлении с нормой развития
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это — основное условие успешного обучения.
Специалисты выделяют следующие сравнительные данные некоторых особенностей развития ребенка в норме, ребенка с ОНР и ребенка с ФФНР
1. Общая и мелкая моторика
-У ребенка с нормой развития двигательная сфера сформирована, действия самостоятельны, сформированы статическая и динамическая координация движений.
- У ребенка с ОНР отмечаются нарушения координации, неловкость движений, низкая амплитуда. Затруднено формирование графомоторных навыков. Слабая двигательная память.
-У ребенка с ФФНР формирование двигательной сферы затруднено у детей с дизартрией. У них отмечаются общая неловкость движений, трудности координации.
2. Артикуляционная моторика
-У ребенка с нормой развития достаточная подвижность органов артикуляционного аппарата делает возможным четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фразы в целом. Движения достаточно дифференцированы.
-У ребенка с ОНР низкая подвижность органов артикуляции. Отсутствие или снижение контроля над их положением. Отмечена саливация. 60% имеют нарушение строения зубочелюстной системы. Все дети в анамнезе имеют стертую форму дизартрии.
-У ребенка с ФФНР отмечается неравномерность выявленных нарушений : недостаточность моторики артикуляционного аппарата, органические нарушения в речедвигательном анализаторе, значительные трудности овладения дифференцированными движениями.
3. Звукопроизношение
-У ребенка с нормой развития благодаря достаточному развитию артикуляционной моторики и фонематических процессов произносительная сторона приближена к речи взрослых. Детям доступно нормативное произнесение всех фонем родного языка.
-У ребенка с ОНР фонетическая сторона речи характеризуется наличием нарушений произношения звуков, замен и отсутствия звуков в речи. Нарушено произношение шипящих, свистящих, аффрикат, грубо страдает произношение сонорных звуков.
-У ребенка с ФФНР отмечаются отсутствие в речи тех или иных звуков и их замены. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Нестойкое употребление звуков в речи. Искаженное произношение одного или нескольких звуков.
4. Фонематические процессы.
-Ребенок с нормой развития начинает обращать внимание на звучащую речь. Учится выделять звук в потоке звуков, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи. Дифференцирует звуки по глухости-звонкости, фиксирует и различает неречевые и речевые звуки.
-У ребенка с ОНР фонематические процессы не развиты.
-У ребенка с ФФНР отмечается недостаточное развитие фонематического слуха.
5. Фонематическое восприятие
-Ребенок с нормой в развитии учится выделять первый звук в слове, овладевают навыками звукового анализа (определяют количество и последовательность звуков в слове). Способны дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
-У ребенка с ОНР фонематическое восприятие не развито.
-У ребенка с ФФНР испытывают затруднения при выполнении операций фонематического анализа и синтеза.
6. Слоговая структура слов
-У ребенка с нормой в развитии в основном сформирована, иногда встречаются нарушения слоговой структуры в сложных незнакомых словах.
-У ребенка с ОНР отмечены грубые нарушения звуко-слоговой структуры слов.
-У ребенка с ФФНР возможные нарушения слоговой структуры слов связаны с недоразвитием фонематических процессов.
7. Словарный запас
-У ребенка с нормой в развитии значительно увеличивается количество имен существительных, обозначающих предметы, прилагательных, обозначающих признаки, свойства, качества. Овладевает суффиксальным и приставочным способом образования слов, обозначающих детали, оттенки, переходные состояния. Появляются имена существительные, обозначающие абстрактные понятия.
-У ребенка с ОНР низкий объем словарного запаса. Используются, как правило, только общеупотребительные слова. Выявляется незнание частей предметов, цвета, формы и размера предмета, отсутствие обобщающих понятий. В активном словаре встречаются имена существительные и глаголы, несколько общеупотребительных имен прилагательных.
-У ребенка с ФФНР лексический запас без грубых нарушений. Возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т. п.
8. Связная речь
-Ребенок с нормой развития строит развернутые высказывания из нескольких простых распространенных или сложных предложений. Есть сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Использует простые и сложные предлоги. Допускает ошибки в согласовании слов в роде, числе и падеже.
-У ребенка с ОНР появляется возможность использования грамматических конструкций, хотя их употребление характеризуется грубыми ошибками. Пользуются простой нераспространенной аграмматичной фразой. Дети продолжают использовать мимику и жесты
-У ребенка с ФФНР возможны некоторые задержки в развитии связной речи. Самостоятельное связное высказывание характеризуется отсутствием четкой структуры. Трудности в составлении пересказа.
9. Психологическая база речи
-У ребенка с нормой в развитии устойчивость внимания – 20-25 минут. Называет и соотносит свойства предметов и величины. Обобщение предметов, сравнение предметов, классификация. Память зрительная – 6 предметов, слуховая – 6-8 слов. Умеет работать в паре со сверстником, умеет распределять роли в игре, предложенной взрослым. Становится доступно установление причинно-следственных отношений, строить логические цепочки.
-У ребенка с ОНР внимание характеризуется снижением концентрации. Для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость. Они
испытывают затруднения в установлении причинно-следственных связей. Память, особенно слуховая, характеризуется низким объемом, кратковременностью.
-Для ребенка с ФФНР характерны неустойчивость внимания, снижение памяти, недостаточное развитие словесно-логического мышления, а также самоконтроля и произвольности в общении и деятельности.
Для детей с нарушением речи характерны неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения между речью и практическими действиями, повышенная отвлекаемость, низкий уровень произвольного внимания. Особенности памяти детей с нарушением речи связаны со снижением вербальной памяти и продуктивности запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети отстают в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Дети с нарушением речи отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, что ведет к тому, что ребенок не усваивает необходимый объем информации на занятии.
2. Особенности работы педагогов ДОУ по созданию условий воспитания, обучения и развития детей с нарушениями речи
Специфика работы воспитателя в группах для детей с нарушениями речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника- речевыми недостатками;
- неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
- характерологическими особенностями.
В работе воспитателя можно выделить два основных направления:
1. Коррекционно-воспитательное.
2. Общеобразовательное.
То есть, воспитатель совместно с логопедом участвуют в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада. К ним относятся умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие им культурно-гигиенических навыков и пр. Однако необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим, а второе – общеобразовательное – подчиненным.
Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Это объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
К коррекционным задачам воспитателя можно отнести :
- закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
- проведение фронтальных занятий по развитию речи (по особой системе)- пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
- развитие у детей внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью;
- совершенствование словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;
- развитие у детей артикуляционной пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией.
1. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопедов
Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводится воспитателем во второй половине дня, сразу же после дневного сна. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий.
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходит под настольные и настольно-печатные игры.
Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребенка и воспитателя одновременно.
Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно проходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – произносится утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же от ребенка.
2. Проведение фронтальных занятий по развитию речи
Проведение этих занятий в специальной группе существенно отличается от проведения аналогичных занятий в массовой группе.
Во-первых, на занятиях по развитию речи в течение одного месяца проводятся все виды работ в рамках 3-4 лексических тем. Виды работ по каждой теме планируются с учетом общей-дидактического принципа : от простого к сложному. Например, тема «Домашние животные».
Такая концентрация на определенной теме позволяет стойко формировать обобщающие понятия, детально пополнять недостаточно словарный запас детей, поэтапно формировать у них связную речь.
Во-вторых, в течение длительного времени, пока связная речь у детей не разовьется в достаточной степени, на фронтальных занятиях используются только «простые» виды работ: чтение, разбор рассказов и сказок, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов… Коллективное разучивание стихов проводится только тогда, когда большинство детей уже овладели правильным произношением.
(Разучивание стихов, когда воспроизводимые ребенком звуки еще дефектны, может только закрепить неправильное произношение).
В-третьих, в отличие от массовой группы, здесь на занятиях по развитию речи требуется уточнение значительно большего количества понятий. Кроме того, необходимо будет заучивать названия большинства детенышей животных, профессий людей, ухаживающих за животными.
В-четвертых, на занятиях по развитию речи все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом.
3. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов
Работая с детьми в продолжение всего дня, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.
Однако не вся словарная работа должна осуществляться воспитателем. Ему следует ограничиться обиходно-бытовой лексикой.
Важно учитывать, что у детей с речевыми нарушениями снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков и действий может оказаться напрасным трудом. В чем же состоит подготовка к такой работе?
Прежде всего необходимо побудить детей слушать и слышать воспитателя, придать словесным упражнениям дух соревновательности, вызвать интерес к ним, например, задавая вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто быстрее ответит на вопрос?», «Кто больше заметит частей предмета?».
Не следует стремиться для таких словесных упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели четверых-пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.
4. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателям корректно.
Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных.
Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.
5. Развитие у детей внимания и памяти
Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Заниматься этим воспитателю необходимо не только на занятиях, но во время некоторых режимных моментов.
Во время сборов на прогулку можно предложить ребятам, чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде товарищей и своей собственной (правильно ли зашнурованы ботинки, повязан платок, все ли пуговицы застегнуты и т. п., и посоветовали, например, что можно еще надеть.
6. Совершенствование словесно-логического мышления ребенка
Речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.
С первых дней пребывания ребенка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности с помощью таких вопросов.
7. Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики
Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда. Оно осуществляется с самого начала обучения в течение полутора – двух месяцев ежедневно. Вполне достаточно 3-5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед дневным или вечерним сном, перед обедом или ужином.