Алена Лебедева
Сценарий досуга со старшими дошкольниками «День славянской культуры и письменности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад поселка Солидарность
Елецкого муниципального района Липецкой области
Конспект досуга для детей
старшего дошкольного возраста :
«День славянской письменности и культуры в ДОУ»
Подготовила:
учитель-дефектолог Лебедева А. В.
Елецкий район-2022г.
Публикация «Сценарий досуга со старшими дошкольниками „День славянской культуры и письменности в ДОУ“» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель: воспитывать чувство патриотизма у детей, уважение к народным традициям.
Задачи: познакомить детей с историей создания славянского алфавита; продолжить формировать интерес и уважение к родной культуре; показать сходство современной азбуки и кириллицы.
Планируемые результаты: знать историю создания письменности.
Целевые ориентиры: обладает начальными знаниями о мире, в котором он живёт; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;
Предварительная работа: знакомство детей с славянским алфавитом, названиями букв; раскрашивание славянских букв для постамента.
Материал:
Демонстрационный:
Презентация «День славянской культуры и письменности»
Картинки «Наскальные рисунки»
Картинка «Финикийский алфавит»
Картинка со словом Алфавит
Книги на старославянском языке
Букварь
Картинки славянского и русского алфавита
Раздаточный:
Бумага
Уголь
Пособие «Типография»
Печатная машинка
Перо
Чернила
Ход занятия:
Организационный момент.
Ведущий 1 приводит детей в группу.
Ведущий 2:
Здравствуйте ребята, скажите как называется наша страна? (Россия)
Ведущий 1:
А как раньше называлась наша страна (Ответы детей). В далёкие времена наша страна называлась Русь, а проживали на Руси наши предки - славяне. И сегодня мы с вами узнаем историю наших предков. Скажите, где же можно узнать историю? (В музее)
Ведущий 2:
Наши предки не умели читать и писать. Мы с вами отправляемся в музей, для того чтобы узнать как развивалась письменность на Руси. А вы знаете, что такое письменность? (Ответы детей)
Ведущий 1:
Письменность – это набор знаков, который люди используют для письма.
Основная часть.
Проходим к стенду 1.
Ведущий 2:
В древности, когда ещё не было алфавита, люди рисовали. Каждый рисунок обозначал отдельный предмет. Рисовали мелом или углём.
Ведущий 1:
Хотите попробовать нарисовать углём? Садимся за стол. Сейчас каждый попробует нарисовать своё «слово». А потом мы попробуем это слово отгадать.
Дети рисуют, после чего все рассматривают каждый рисунок и пытаются отгадать слово.
Ведущий 2:
До того как на Руси появился алфавит, в других странах он уже был. Давайте пройдем к следующему стенду и посмотрим. Проходим к стенду 2. Например, существовал Финикийский алфавит. Его использовали во многих странах, но для славян он оказался неудобным, потому что в нём были только согласные буквы.
Ведущий 1:
Ребята, а вы знаете какие буквы гласные, а какие согласные? (Ответы детей). Давайте попробуем прочитать слово и разобрать, какие же гласные буквы в нём есть. (Дети читают слово Алфавит и находят гласные буквы). Сейчас вы по очереди попробуете писать как древние финикийцы. Запомните, что писали они только согласные буквы.
Дети печатают слово Алфавит.
Проходим к экрану. Дети садятся на стулья. На экране появляется презентация.
Слайд 1.
Ведущий 2:
Каждый год 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить народ.
Слайд 2.
Ведущий 1:
Расскажу я вам о святой Руси. О далёких временах вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы красны девицы. Слайд 3. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами вышивать. А вот грамоты наши предки не знали. Не умели книги читать да письма писать.
Слайд 4.
Ведущий 2:
И тогда, явились на Русь два брата Кирилл и Мефодий. Мефодий был старшим, а младшим был Кирилл. Кирилла с детства привлекали книги. Шли годы, младший брат Кирилл мечтал написать книги понятные для славян, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Ведущий 1:
Мечта создать славянскую азбуку не покидала его. Кирилл не мог справиться сам и ему стал помогать брат Мефодий. Долго трудились они над созданием азбуки для славян и вот 24 марта 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита. Слайд 5. Глаголица и кириллица это первые славянские азбуки. Название азбуки глаголицы происходит от слова глагол, что означает речь. А кириллица названа так в честь её создателя.
Ведущий 2:
Глаголица была очень сложной для письма, поэтому чаще всего использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, впоследствии эта азбука стала основой русского алфавита. Слайд 6. В Москве установлен памятник славянским просветителям Кириллу и Мефодию.
Ведущий 1:
Давайте пройдём к стенду и рассмотрим похож ли наш алфавит и кириллица.
Подходим к стенду с книгами. Рассматриваем книги на старославянском языке и букварь.
Ведущий 2:
Современные книги печатают на специальных станках, в типографиях. А раньше книги писали от руки чернилами и пером. Сначала использовали гусиные перья, а позже заменили их на металлические. Хотите попробовать написать пером?
Дети по очереди пишут.
Ведущий 1:
Уходило много времени на то чтобы написать книгу. Позже люди изобрели печатную машинку. Попробуем напечатать?
Дети рассматривают печатную машинку и печатают.
Итог занятия.
Ведущий 1:
На этом наше путешествие в музей закончено, здесь мы узнали много нового, а сейчас мы с вами отправимся к постаменту.