Наталья Есипенко
День самообразования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Самое главное в любой педагогической системе найти приемлемую форму общения с родителями. При которой возможны взаимопомощь в решении задач воспитания и развития детей и самое главное взаимопонимание родителя и педагога. Хочу поделиться опытом проведения «Дня самоуправления» в детском саду №66 города Челябинска, как нетрадиционной формы работы с родителями. По моему мнению, данное мероприятие имеет дифференцированный подход, педагогом учитывается родительские запросы, более прозрачен социальный статус и микроклимат семьи, педагог отмечает степень заинтересованности родителей в деятельности ДОУ, повышается педагогическая грамотность семьи.
Темочки:
Целью данного мероприятия стало развитие способностей детей и родителей в совместной деятельности и развитие творческих процессов в детско-родительском коллективе. Использованием такой формы работы мы обеспечили психолого-педагогическую поддержку семьи и повысили компетентность родителей в вопросах развития и образования дошколят.
В современной жизни задачей дошкольного образования является развитие партнерского взаимодействия, направленного на активное включение родителей в жизнь и работу детского сада. Взаимопонимания педагогов и родителей можно добиться только в тесном сотрудничестве.
В ФГОС ДО (п. 3.2.5.) говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Но в современной жизни родители дошкольников условно делятся на три категории: одни родители считают, что воспитанием и обучением детей должен заниматься только детский сад, вторые хотят принимать активное участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, третьи родители активно взаимодействуют с детским садом. Сложно было найти такую форму взаимоотношений родителей и педагогов, чтоб педагогический процесс стал более свободным и гибким. Мы надеялись, что использование данной нетрадиционной формы работы педагогов с родителями поспособствует более эффективному их взаимодействию и профессиональному сближению. Поэтому в детском саду было решено провести «День самоуправления». Организаторы данного мероприятия – Есипенко Наталья Сергеевна, воспитатель старшей группы и родители воспитанников. Родителям представилась возможность принять участие в организации, а затем и самостоятельно провести непосредственно образовательную деятельность, режимные моменты (утреннюю гимнастическую разминку, прогулку, приём пищи). Мною были выбраны следующие направления деятельности по проведению «Дня самоуправления» : консультативное (представление информации для повышения педагогической культуры родителей) и практическо - действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявление творческих способностей, полноценное эмоциональное общение).
Поставленную нами цель мы реализовали через задачи:
1. создание условие для развития детско-взрослого коллектива;
2. развивать творческие способности в педагогическом коллективе на основе разработки нетрадиционной формы сотрудничества педагог – родитель - ребёнок;
3. воспитать уважение к воспитателям и сотрудникам детского сада;
4. развивать интересы к творческому процессу воспитания детей;
5. зарождение новой традиции детского сада – проведение дня самоуправления.
Дню самоуправления предшествовал день открытых дверей, когда родители смотрели, как работают воспитатели. Затем вместе с педагогом составляли конспект, готовились необходимые атрибуты и материалы. Педагогом были даны рекомендации по использованию различных методов и приёмов для проведения выбранного режимного момента.
Ожидаемые результаты: сближение и объединение педагогов, родителей и детей детского сада; интерес родителей к творческому процессу воспитания детей; уважение к профессии воспитателя и работникам детского сада.
Для подготовки к проведению «Дня самоуправления» была организована следующая работа: разработано положение о данном мероприятии; подготовлены участники образовательного процесса; ознакомлены родители с деятельностью педагогов; проведены индивидуальные встречи с родителями по проведению образовательной деятельности; распределены роли между родителями; проведен инструктаж родителей – участников по охране жизни и здоровья детей, по технике безопасности, правилам пожарной безопасности; составлен план мероприятия, где педагоги и родители распределили свои обязанности для участия в разнообразных режимных моментах:
8.00 – 8.10 – Утренняя гимнастика – Марина Ивановна Мелехова.
9.00 – 9.30 – Формирование элементарных математических представлений – Ирина Николаевна Пастухова.
9.40 – 10.08 – Аппликация «Осеннее дерево» – Станислава Эдуардовна Эйман.
10:30 – 11:50 – Прогулка – Екатерина Андреевна Филатова.
15:30 – 16:00 – Физическая культура – Андрей Сергеевич Егоров.
17.00 – 18.00 – Просмотр презентации и обсуждение проведенного мероприятия за чаепитием.
На первый взгляд, все было как всегда: зарядка, образовательная деятельность, прогулка. Но! Все эти режимные моменты проводили не педагоги, а родители. Родителям представилась уникальная возможность побывать на месте воспитателя и посмотреть на жизнь детского сада «изнутри».
Марина Ивановна Мелехова зарядила детей энергией на целый день благодаря утренней гимнастике. Гимнастика проводилась в стихотворной форме, что ребятам очень нравилось.
Ирина Николаевна Пастухова провела занятие по математике «Тридцать три листочка», где дети учились составлять и решать задачи на сложение и вычитание по схемам, развивали умение ориентироваться на плоскости, учились находить недостающее изображение путем зрительно-мыслительного анализа.
Станислава Эдуардовна Эйман занималась с детьми аппликацией на тему «Осеннее дерево». В процессе работы она провела беседу с детьми о времени года, о изменениях в природе. На занятии дети учились вырезать деревья из бумаги, закрепили умение составлять композицию на листе бумаги.
Екатерина Андреевна Филатова совершила с детьми прогулку, в ходе которой ребята узнали, как определить возраст по коре дерева, по запаху, на ощупь — название. Вместе с детьми убирали опавшую листву, играли в подвижные игры.
Андрей Сергеевич Егоров провел физкультурное развлечение «Птицы», где дети имитировали движение птиц, выполняли команды в соответствии со стихотворным текстом. Уверенно и по-военному чётко он давал указания детям. Дошколята, выполняя упражнения, были собраны и дисциплинированы, ведь воспитатель-мужчина – это редкость, а это значит, что успех гарантирован!
Родителей привлекла возможность самим окунуться в детство, отключиться от повседневной суеты, забыть обо всех проблемах и побывать в сказке. Было приятно наблюдать, как дети стараются проявить себя с лучшей стороны - ведь они так гордились своими родителями!
Наш день самоуправления закончился вечером в актовом зале просмотром презентации «День самоуправления в ДОУ», которую подготовила воспитатель Наталья Сергеевна Есипенко. Дети и родители обменялись впечатлениями, которые получили за день. Вот некоторые из них: «День самоуправления нужен и важен для родителей, даёт возможность увидеть детей вне семьи и научиться, как можно дома формировать познавательный интерес детей, помогать детям получать новые знания» - Андрей Сергеевич Егоров. «Было любопытно заглянуть в жизнь детского сада, посмотреть, как дети ведут себя в коллективе. А дети приятно порадовали дисциплиной, активностью, ответами на вопросы, участием в диалогах. Замечательная задумка - сделать родителей воспитателями» - Екатерина Андреевна Филатова. «Когда мне предложили провести занятие в группе моей дочери, я, не раздумывая, согласилась. Дочь, видя, что я немного переживаю, очень поддержала меня, сказав, что во всём поможет. Для меня это было очень трогательно: ведь это был тот редкий случай, когда не она, а я нуждалась в поддержке своей дочери. Проведя этот день в детском саду, я поняла, как много надо иметь терпения, изобретательности, любви к детям, чтобы суметь их заинтересовать, чтобы всё задуманное удалось. Что касается меня, то это был очень волнительный и ответственный день в моей жизни» - Станислава Эдуардовна Эйман.
Проведенное мероприятие показало, что: повысилось уважение и понимание значимости родителей к труду всех работников детского сада; расширились представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ; закрепились партнерские отношения между детским садом и семьями воспитанников; родители стали иметь представления об особенностях детской возрастной психологии, владеть элементарными знаниями, как организовать свободное время детей;
– произошло сближение педагогов с родителями по вопросам воспитания детей.
Таким образом, использовав данную нетрадиционную форму работы в детском саду мы обеспечили психолого-педагогическую поддержку семей воспитанников и повысили компетентность родителей в вопросах развития, образования, охраны здоровья и жизнедеятельности детей.