синькова ольга
День рожденья наших малышей. Проведение и организация детских праздников
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ НАШИХ МАЛЫШЕЙ.
Из глины сделан горшок,
Но только ради
Той пустоты,
что внутри,
в материальном -польза,
в нематериальном -суть.
Лао Цзы VII век
В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Будничные дни часто походи один на другой наполнены повседневными домашним или производственными делами. Им противопоставляется праздник-день радости и веселья. Взрослые и дети в такие дни чувствуют эмоциональный подъем, радость, хорошее настроение.
Публикация «День рожденья наших малышей, Проведение и организация детских праздников» размещена в разделах
Особое значение праздник имеет для ребенка. Знаменитый русский педагог К. Д. Ушинский отмечал, что для детей праздник означает совсем не то, что для взрослых -ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого. Академик РАН Ю. К. Круглов считает что праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традициями, обрядами, обычаями. Праздник не только радость, но и деятельность, направленная на физическую душевную разрядку, на реализацию социальных требований.
Наше учреждение называется Дом ребенка. Дом, в котором существует свой уклад, праздники, обычаи, свои традиции. И как в каждом доме у всех наших детей есть свой собственный праздник-день рождения.
ДЕНЬ ИМЕНИННИКА-такое название придумали мы для этого праздника, и постарались, чтобы этот день стал одной из традиций нашего дома.
Но так как нет возможности отмечать день рождения каждого ребенка большим мероприятием, и мы выбрали ежемесячную цикличность как форму проведения детского праздника.
Совместное празднование вовсе не означает отмену собственно дня рождения ребенка, и следует активно обращать внимание на то, чтобы именно в свой день ребенок получал повышенное внимание со стороны воспитателей и соответственно детей в группе - праздничный наряд, пение именинного "каравая"- все это позволяет ребенку почувствовать себя личностью, индивидом, выделиться из общей группы, что особенно важно для воспитания детей в ограниченном социуме и учреждениях закрытого типа.
Наиболее приемлемой формой организации достаточного большого количества детей в развлечении не требующего большой предварительной подготовки мы выбрали кукольный театр.
Мы работаем с детьми, имеющими как правило комплексный дефект осложненный различными наслоениями, отклонениями, не позволяющими нашим детям самостоятельно познавать мир, усваивать информацию и социально приемлемые формы поведения. Но именно коррекционное учреждение и, в первую очередь, дошкольное, должно показать ребенку, что он не есть какой-то особенный (неполноценный, а просто у него есть некоторые проблемы, которые решаемы. Поэтому так необходимо раздвинуть перед ребенком границы его окружения, выбрав приемлемую форму ознакомления с окружающим его миром.
В моей практике был случай, когда я добивалась от детей определения характера, настроения прослушиваемой детьми музыки "Клоуны" Кабалевского. Мне хотелось услышать от них не обычные понятия: "грустная-веселая" музыка, а более тонкие, чувственно-эмоциональные определения: скачущая, озорная, шутливая, игривая, прыгающая. Занятие шло не очень ладно. И тут мне пришла в голову мысль -как я могу требовать о детей таких понятий, если дети не знают правомерности применения этих слов в подобном случае. И на всю жизнь я поняла-сначала надо научить, показать, рассказать. Как пример-Емеля, Гном-Пляши и Пой-(цыплята в колпачках) и т. д.
Поэтому в легкой доступной форме дети знакомятся не только со знакомыми и окружающими их объектами и субъектами-люди, игрушки, но и отвлеченными понятиями -грусть, страх, сочувствие. Можно рассказать и показать ребенку практически нереальные для него ситуации-Девочку из цветка, клоунов из цирка, колобка из печи, гуляющего по лесу. В педагогике один из принципов звучит как принцип развивающего обучения, т. е. немного забегающего вперед, знакомящего с новым сначала в пассивной форме, вызывающего интерес, а потом подтвержденного практическим опытом, навыками полученными на обучающих занятиях или в самостоятельной жизни.
Театр кукол более чем какой-либо другой, близок и доступен маленьким детям. Когда 2-3 "ожившие" куклы начинают двигаться, они переносят детей в новый увлекательный мир игрушек, где все возможно и необыкновенно.
Зрелищные развлечения, организуемые в дошкольном образовательном учреждении являются сильным воспитательным средством формирования
личности ребенка с проблемами. Осознавая особую роль искусства К. С. Станиславский писал, что инструментом влияния театра, зрелищ на людей выступает не деятельность, а совместное переживание. Сопереживание-эмпатия представляет такой психологический механизм, который эмоционально объединяет детей на основе общего отношения к зрелищу. В театральном действии ребенок вступает в контакт с героем пьесы. Сопереживание затрагивает не столько эмоциональную сколько чувственную и интеллектуальные сферы ребенка. В этом механизме сопереживания и лежит психологическое воздействие искусства.
Организация и содержание зрелищных мероприятий с детьми с разными проблемами требуют учета их особенностей.
Праздник не должен быть длительным так как ребенок с проблемами быстро утомляется возбуждается. Главное для ребенка с проблемами - активное участие в действии. Поэтому в сценарий кукольного театра мы включаем разнообразные моменты участия детей в зрелищном действе: дети следят чтобы лиса не утащила гусенка, зовут на помощь хлопают, топают, поют песни вместе с кукольными персонажами.
Театр кукол -это не только средство развлечения. Он может быть и коррекционным и терапевтическим средством для детей с нарушениями в развитии, нуждающихся в снятии напряжения, стресса, приобретении навыков в поведении в социуме. Дошкольники со свойственной их возрасту фантазией верят всему, что видят на ширме театра, быстро поддаются эмоциональному воздействию спектакля, включаются в события, вступают в контакт с куклами, выполняют их поручения, и т. д. Можно привести множество примеров когда куклы-петрушки убеждали детей не драться, принимать лекарство, прививать гигиенические навыки, собирать и беречь игрушки. И т. д.
Первое время мы совершали ошибку, перенося обычные традиционные моменты Дня Именинника для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Например-подарки. Детям непонятно - почему этому ребенку дарят подарок, а ему нет. Поэтому мы стали обращать внимание на другие значимые моменты, отличающие ребенка от остальных детей -красивую одежду, особое внимание в это день, праздничные колпачки. И только в традиционном каравае выводим детей-именинников в середину круга. Нои здесь нас поддерживает народная педагогика -ведь как известно хороводный "каравай" предполагает участие и других детей: "кого хочешь выбирай " и общее для всех веселье -свободная пляска по окончанию именинного хоровода.
В более раннем возрасте рекомендуется отмечать день рождения каждого ребенка индивидуально. Во первых, детей в группе не так много, и можно уделить особое внимание каждому ребенку, во вторых доступность, длительность кукольного действа из 2-3 и более персонажей малоэффективна для раннего возраста. Здесь необходим чисто индивидуальный подход, не требующий от взрослого много времени и подготовки. В группах детей от рождения до года -- взять на руки, приласкать, показать яркий предмет, игрушку, платок, напеть песенку, поплясать с ребенком на руках. А потом просто пустите в манеж обыкновенны воздушный шарик, и, поверьте -первые яркие впечатления вашему ребенку обеспечены.
Дети с года до 2-х понемногу начинают самоосознавать себя, требовать к себе определенного внимания, поэтому можно утверждать, что, особое ваше внимание к нему не останется незамеченным ребенком. Подчеркните это внимание праздничным колпачком, бантом, игрой, песенкой; разыграйте маленький спектакль с помощью мягкой игрушки или перчаточной куклы
И пусть ребенок не связывает ваши действия со взрослым понятием -"день рождения", но когда-то маленькие кирпичики ваших действий сложатся с кирпичиками сознания ребенка, и он, как и все мы, вдруг получит так называемую детскую память, впечатления которые мы и сами не знаем были или не были в нашей жизни, но мы их помним, сами поражаясь своим ранним детским воспоминаниям.
Ребенок в учреждении интернатного типа, вынужденный проводить время в ограниченном пространстве и социуме вдруг получает возможность самоосознать себя маленькой личностью, определиться в собственном "Я", посредством положительно-личностного отношения к нему взрослых и сверстников.
День Именинника дает возможность социальной адаптации ребенка с проблемами в развитие в макро- и микро-социальной среде.
Проведение и организация детских праздников нередко гораздо сложнее, чем организация праздников для взрослых. Развеселить детей гораздо труднее. Но усилия которые потратите на подготовку окупятся радостью ваших малышей.
«Подарите детям праздник –встречу с доброй сказкой,
и тогда старанья ваши будут не напрасны»
Н. Зарецкая