еВГЕНИЯ
Технологическая карта занятия «Носов Н. Н. «Клякса»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
Образовательные области: приоритетная ОО: «Речевое развитие»; интеграция ОО: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Тема занятия : Рассказ «Клякса», Носов Н. Н.
Возрастная группа: старшая (дети 6-ого года жизни).
Публикация «Технологическая карта занятия „Носов Н, Н, „Клякса“» размещена в разделах
Цель занятия : формирование представлений детей о рассказе «Клякса» посредством интеграции различных видов деятельности (выразительное чтение рассказа «Клякса», беседа «Поступок героя», дидактическая игра «Спрятанный герой», продуктивная деятельность в технике «оригами»).
Задачи занятия :
Образовательные:
1. Актуализировать знания детей о хороших и плохих поступках посредством беседы «Поступок героя». (актуализировать знания детей о жанровых особенностях рассказа посредством беседы «отличие рассказа от сказки»).
2. Познакомить детей с рассказом «Клякса» посредством выразительного чтения.
3. Учить детей отвечать на вопросы полным ответом посредством дидактической игры «Спрятанный герой». (учить детей составлять описания героев и подробный пересказ, грамматически правильно строя предложения посредством дидактической игры «Спрятанный герой» и дидактической игры «Восстанови сюжет» (пересказ).
Развивающие:
1. Развивать внимание и память посредством беседы по рассказу «Клякса».
2. Развивать слуховое восприятие посредством выразительного чтения рассказа «Клякса».
3. Развивать речевую активность детей посредством полного ответа на вопросы. (посредством дидактических игр «», «»)
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к рассказам.
2. Воспитывать чувство взаимопомощи, чувства сопереживания по отношению к героям рассказа, желание им помочь.
Дополнительные задачи:
Дидактическая игра «Спрятанный герой» : Дидактическая задача: закрепление умения находить выбранную геометрическую фигуру среди остальных и характеризовать героев рассказа посредством дидактической игры «Спрятанный герой». Игровая задача: Нужно найти выбранную геометрическую фигуру, отодвинуть ее в сторону, после чего охарактеризовать героя, спрятанного под геометрической фигурой.
Продуктивная деятельность:
• Техническая : закрепить умение правильно складывать бумагу посредством выполнения фигуры лисы в технике оригами.
• Изобразительная: закрепить знания детей о русской народной сказке колобок через выполнение фигуры лисы в технике оригами.
Словарная работа: клякса, хныкать, флакон.
Планируемые результаты занятия : имеют представления о технике оригами, знают сюжет сказки, умеют пересказывать сказку и отвечать на вопросы.
Подготовительная работа: чтение рассказов Н. Носова, рассматривание иллюстраций к ним, беседы по рассказам.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, цветная бумага, смайлики, жетоны.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность
педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемый результат
1. Организационно-мотивационный этап Установить эмоциональный отклик детей на предстоящую совместную деятельность Мотивирует детей к успешной деятельности на занятии.
- Я готова.
-Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом –этот цветок.
Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).
- Ребята, сегодня к нам пришел гость, а что за гость, узнаете, если отгадаете загадку:
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок … (учитель)
Воспитатель открывает «шторку» на экране, появляется учитель.
- Молодцы, ребята, это загадка про учителя. К нам в гости сегодня пришла учительница-Зинаида Ивановна. Словесный (приветствие, художественное слово, беседа)
Форма - фронтальная Приветствуют воспитателя, выполняют указания воспитателя, улыбаются друг другу.
Включаются в образовательную деятельность.
2. Основной этап Поддерживать у детей интерес к теме занятия
2.1. Этап постановки проблемы Постановить и принять цель занятия
- Зинаида Ивановна пришла к нам не просто так, она хочет рассказать о своем ученике.
- Вспомним, чем сказки отличаются от рассказа?
- Правильно, сказка — это какое-то волшебство, а рассказы – это происходящее на самом деле!
- А Зинаида Ивановна хочет нам рассказать рассказ «Клякса». Написал его русский советский детский писатель Николай Носов, посмотрите на его портрет. Словесный
(беседа, наводящие вопросы)
Наглядный
Форма – коллективная, фронтальная, индивидуальная Дети отвечают на вопросы. Выражают собственные мысли, чувства.
Поиск решения проблемы. Умение внимательно слушать воспитателя, не перебивая его.
2.2. Этап ознакомления с материалом Познакомить детей с рассказом Н. Носова «Клякса».
Мне этот рассказ очень нравится. В детстве мне его читал мой дедушка.
Он меня заинтересовал тем, что учит не баловаться на уроках и занятиях, внимательно слушать учителя и воспитателя, соблюдать дисциплину.
- В этом рассказе говорится том, как учительница остроумно отучила Федю Рыбкина смеяться на уроках. Мальчик измазался тушью, весь класс не мог на него смотреть без смеха. Это очень радовало Федю. Учительница, обнаружив причину веселья, сказала, что на месте чернил у него вскочат волдыри и язвочки. Мальчик испугался и еле досидел до перемены.
- Эта сказка находится в хрестоматии.
- Кто знает, что такое хрестоматия?
- Хрестоматия – это книга, где собраны все рассказы и сказки для детей.
- А иллюстрации художника Владимира Канивца делают этот рассказ более красочным и живым.
- Как вы думаете, что было дальше? Выскочили ли на месте чернил у Феди волдыри и язвочки? Или все- таки Федя понял, что Зинаида Ивановна его решила проучить?
(Как ты считаешь, Регина, Лиза.)
- Тогда выберите свои предположения. Для этого у меня есть такие фишки. Если вы считаете, что, на месте чернил у Феди выскочили волдыри и язвочки, то выберите красную фишку. А если вы считаете, что Зинаида Ивановна просто его решила проучить, то выберите синию фишку.
- Лиза и Маша считают, что на месте чернил у Феди выскочили волдыри и язвочки, а Регина и Настя считают, что Зинаида Ивановна его решила проучить.
- Предлагаю узнать, что же произошло на самом деле.
- В этом рассказе есть непонятные для вас слова:
Клякса- это любое пятно, которое испачкало поверхность.
(Лиза, повтори слово.)
Флакон- это специальная тара для хранения жидкостей, сыпучих веществ.
(Маша, повтори слово.)
Хныкать- это тихо и жалобно плакать.
(Регина, повтори слово.)
- Сейчас я предлагаю вам сесть на стулья- спину держим ровно, ноги вместе. Ну что, готовы узнать, что произошло на самом деле? Хорошо, слушайте внимательно, потому что я вам потом задам вопросы.
Воспитатель читает отрывок из рассказа «Клякса» :
Федя сел на место и снова принялся тереть лицо промокашкой.
– Чешется?– озабоченно спрашивал Гриша.
– Нет, кажется, не чешется… Нет, кажется, чешется. Не разберу, чешется или не чешется. Кажется, уже чешется! Ну-ка, посмотри, нет ещё волдырей?
– Волдырей ещё нет, а вокруг уже всё покраснело,– шёпотом сказал Гриша.
– Покраснело?– испугался Федя. – Отчего же покраснело? Может быть, уже волдыри начинаются или язвочки?
Федя снова стал поднимать руку и просить Зинаиду Ивановну отпустить его умыться.
– Чешется!– хныкал он.
Теперь ему было не до смеха. А Зинаида Ивановна говорила:
– Ничего. Пусть почешется. Зато в другой раз не станешь мазать лицо чем попало.
Федя сидел как на иголках и всё время хватался за лицо руками. Ему стало казаться, что лицо на самом деле стало чесаться, а на месте пятен уже начинают вздуваться шишки.
– Ты лучше не три,– посоветовал ему Гриша.
Наконец прозвонил звонок. Федя первым выскочил из класса и во всю прыть побежал к умывальнику. Там он всю перемену тёр лицо мылом, а весь класс над ним потешался. Наконец он начисто оттёр пятна туши и целую неделю после этого ходил серьёзным. Всё ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться. Теперь смеётся только на переменках, да и то не всегда. Словесный (беседа, чтение рассказа)
Форма – коллективная, фронтальная Дети слушают воспитателя. Выражают собственные мысли, чувства. Дети планируют свою деятельность. Умение внимательно слушать воспитателя, не перебивая его.
2.3. Этап практического решения проблемы Развивать зрительное восприятие в процессе работы на интерактивном оборудовании.
Беседа «Поступок героя» :
- Так что же случилось в итоге?
- Выскочили на месте чернил у Феди волдыри и язвочки? Или все- таки Зинаида Ивановна решила его проучить?
- Ребята, как вы считаете, правильно ли поступал Федя, когда смеялся и всех смешил на уроках? Почему Федя плохо поступил?
- Ребята, а какие еще плохие поступки вы можете назвать? А хорошие?
- Все верно, молодцы.
- Ребята, предлагаю поиграть с вами в игру: «Продолжи предложение».
- Я буду вам читать предложение, а вы будете его продолжать, хорошо?
1. Началось это с того, что Федя подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика (туши).
2. Федя снова стал поднимать руку и просить Зинаиду Ивановну отпустить его умыться.
3. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться.
- Молодцы, внимательно слушали, а сейчас предлагаю встать и провести физминутку.
- Встаем, убираем стулья, повторяем слова и движения за мной:
Физкультминутка
Девочки и мальчики
скачут все, как мячики.
(Дети ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)
И руками хлопают.
(три раза хлопают в ладоши и снова ставят руки на пояс)
И ногами топают.
(три раза топают ногами)
Глазками моргают.
(три раза зажмуривают глаза)
Всё — все отдыхают.
(свободно опускают руки вниз и три раза встряхивают ими).
- Ребята, а сейчас вспомните отрывок, который вам больше всего понравился. Прочитаем его еще раз.
Чтение понравившегося отрывка из рассказа «Клякса».
- Вы были внимательными и ответили на все вопросы. Сейчас я предлагаю вам поиграть в дидактическую игру на смарт доске, хотите?
- Но для начала вспомним технику безопасности при работе с доской.
(Руки должны быть сухими и чистыми. Работать на доске нужно стилусом, если его нет, то указательным пальцем. Работать на вытянутой руке. Не трогать провода.)
- Предлагаю вам определиться, кто будет первый в дидактической игре.
(Воспитатель открывает «шторку» на рабочем поле игры)
Посмотрите, на волчке есть 4 цвета: Красный, Желтый, Синий и Зеленый. Регина, какой цвет ты выбираешь?.
- Маша, предлагаю тебе нажать на волчок и узнать, кто будет первый.
(Дети крутят волчок)
Д / И «Спрятанный герой»
- Слушаем внимательно правила игры:
Перед вами расположены геометрические фигуры. Вам нужно будет найти выбранную вами фигуру и отодвинуть ее с места. Под этой геометрической фигурой будет спрятан герой из рассказа, а вы его охарактеризуйте, каким он был в рассказе. Но перед начало игры, выберете себе геометрическую фигуру. (юла)
После описания вы получите по звездочке.
- Выходим по очереди, начиная с Регины.
- Все верно, ты получаешь звездочку.
- Подведем итог, кто, сколько получил звездочек?
-У нас есть проигравшие?
- Победила дружба.
- Молодцы, вы справились с заданием.
- Ребята, наши глаза устали, сделаем гимнастику для глаз. Развернитесь спиной к доске. Повторяйте движения за мной:
Гимнастика для глаз.
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
- Молодцы, присаживаетесь.
Продуктивные виды деятельности (оригами)
- Ребята, я предлагаю вам сделать из оригами третьего друга для Феди и Гриши.
- Посмотрите, на столе у вас лежат заготовки оригами. На доске размещена наглядная инструкция, как сделать данное оригами.
Но перед тем, как вы начнете, помните, что у листа бумаги есть острые края и они могут порезать кожу.
Так же запомните, что: Выполнять работу нужно на столе, а не навису. Тщательно проглаживать линию сгиба. Складывая, сравнивайте со схемой.
- Молодцы, можете приступать. Словесный (беседа, наводящие вопросы)
Игровой (физкультминутка, гимнастика для глаз, Д / И «Спрятанный герой»)
Форма – коллективная, индивидуальная
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное. Отвечают на вопросы. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.
3. Заключительный этап Подведение итогов, оценка результатов.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Ребята, вспомним, с каким рассказом мы сегодня познакомились?
- Чему учит этот рассказ?
- С какими новыми словами познакомились?
- В начале занятия вы предположили, выскочат ли на месте чернил у Феди волдыри и язвочки или Зинаида Ивановна просто его решила проучить. Ваши предположения совпали?
-Предлагаю вам оценить себя, если вам понравилось, и вы со всем справились, покажите веселый смайлик, а если вам было скучно и неинтересно, то грустный. Готовы?
- Благодарю за занятие, я закончила. Словесный (беседа, наводящие вопросы, похвала и поощрение)
Форма – индивидуальная, коллективная Слушают. Выражают собственные мысли. Обобщают. Делятся впечатлениями. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки.
Рекомендации для родителей
Тема интегрированного занятия Рассказ «Клякса», Носов Н. Н.
Цель интегрированного занятия формирование представлений детей о рассказе «Клякса» посредством интеграции различных видов деятельности (выразительное чтение рассказа «Клякса», беседа «Поступок героя», дидактическая игра «Спрятанный герой», продуктивная деятельность в технике «оригами»).
Задачи для родителей по теме интегрированного занятия • Объяснить поступки героев рассказа «Клякса» посредством беседы «Хорошие и плохие поступки».
• Обсудить с детьми прочитанный рассказ.
• Создать книжку-малышку по рассказу «Клякса» Н. Носов.
• Разработка лэпбук на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» совместно с детьми.
Мероприятия и активности, которые могут провести родители с детьми по теме интегрированного занятия • Прочитать произведения, направленные на воспитание нравственных качеств: «Тайное становится явным», Драгунский В. Ю., «Трусишка Вася», Зощенко М. М, «На горке» Носов Н. Н.
• Заучить стихотворения, направленные на воспитания нравственных качеств: «Завистливая Катя», …
• Разработать совместный проект «Что такое хорошо и что такое плохо».
• Показ мультфильмов: «Тётушка Матильда учит хорошим манерам», Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»; Местецкий М., Кантор Р., Карас О. «Плохой мальчик».
Продукты, которые дети могут продемонстрировать в группе ДОО по теме интегрированного занятия • Рисунки «Веселые кляксы».
• Аппликация «Клякса».
• Книжка-малышка по рассказу Н. Носового «Клякса».
• лэпбук на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо».
Дидактические игры подсказки:
• Если дидактическая игра «Чья тень» - дидактическая задача: 1. закрепление умения находить предметы на заданному силуэту и характеризовать героев рассказа посредством дид игры «чья тень». 2. Закрепить знания у детей о героях сказки/ о сюжете сказки посредством….. Найти соответствующую тень к картинке животного.
• Убрать геометрическую фигуру с картинки «Спрятанный герой», под ним герой, нужно описать его характер - дид задача: закрепление умения находить выбранную геометрическую фигуру среди остальных посредством дид игры. Нужно найти выбранную геометрическую фигуру и отодвинуть ее в сторону.
• Игра со смайликами на характер героя: «Опиши героя» - дид задача: закрепление умений характеризовать героев сказки/ рассказа посредством …. Соотнести смайлики к героям сказки.
• Игра таблица пересказ «Что сначала, что потом» - дид задача: учить детей правильно восстанавливать содержание услышанного произведения посредством …. Игровая задача: в правильной последовательности распределить сюжет сказки.
• Стирать с героя на его характер – дид задача: закрепить умение детей находить выбранные цвета среди остальных посредством дид игры…. Стереть выбранный цвет с картинки.
Продуктивная деятельность
• Техническая (оригами) : закрепить умение правильно складывать бумагу посредством выполнения фигуры лисы в технике оригами. Изобразительная: закрепить знания детей о русской народной сказке колобок через выполнение фигуры лисы в технике оригами. развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию посредством выполнения фигуры.
• Техническая (аппликация) : закрепить умение ровно вырезать круги/ квадраты (ровно вырезать героев сказки) посредством выполнения аппликации «название». Изобразительная: развивать чувство формы и композиции посредством выполнения «».
• Техническая (лепка) : закреплять умения и навыки в работе с пластилином - прищипывание, скатывание колбасок пальцами, примазывание готовых поверхностей; Изобразительная: развивать чувство формы, пропорции в процессе лепки посредством выполнения фигуры «».