Татьяна Шмидт
Деловая игра «Знатоки технологии деятельностного метода (технология «Ситуация»)»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, добрый день. Сегодня мы говорим об особенностях конструирования сценария ОС ОНЗ в технологии «Ситуация». Наш детский сад предлагает Вам принять участие в деловой игре «Знатоки технологии деятельностного метода (технология «Ситуация»)».
И как говорил Ж. Ж. Руссо (французский философ, писатель, композитор) «Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужен инструмент». Как вы думаете, какие инструменты нам с вами необходимы в нашей работе в соответствии с ФГОС?
Публикация «Деловая игра „Знатоки технологии деятельностного метода (технология „Ситуация“)“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В новых законодательных и нормативных документах – Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) - приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей детей. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход.
- Давайте вспомним, что подразумевает под собой понятие «системно-деятельностный подход». (Ответы педагогов).
(Деятельностный подход в дошкольном образовании реализуется в русле ключевой идеи о необходимости преобразования ребенка из преимущественно объекта образовательных отношений в субъект. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной познавательной деятельности называется деятельностным методом.)
Адаптированным вариантом технологии деятельностного метода с учетом специфики дошкольного образования является технология «Ситуация». В основу технологии «Ситуация» положен метод рефлексивной самоорганизации, благодаря которому дети приобретают первичный опыт выполнения действий по преодолению затруднений. Технология «Ситуация» - новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности.
И если мы говорим о технологии деятельностного метода, то сам педагог должен владеть такими знаниями как:
- знаниями о непрерывной образовательной системой деятельностного метода Л. Г. Петерсон как механизмом реализации ФГОС дошкольного образования;
- знаниями о принципах деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон как необходимыми психолого-педагогическими условиями организации образовательного процесса деятельностного типа;
- знаниями об организации образовательных ситуаций в детском саду: модификацию технологии деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон для дошкольного уровня образования (технологию «Ситуация»);
- знаниями об особенностях содержания и методики работы по курсу математического развития дошкольников «Игралочка» авторов Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой.)
А сейчас мы переходим к самой игре. Делиться на команды мы не будем, так как наша встреча проходит в онлайн режиме.
Задание №1 «Визитная карточка»
В первом задании Вам необходимо охарактеризовать себя в профессиональном смысле - подобрать несколько слов на каждую букву, имеющуюся в названии команды, именно эти качества имеют отношения к нашей педагогической деятельности.
Мы предлагаем название команды «Задор».
З – здоровый, заботливый, замечательный, значимый
А – активный, аккуратный
Д – доброжелательный, добросовестный, дисциплинированный, добрый.
О – отличный, опытный, образованный, общительный, ответственный, открытый.
Р – рациональный, радостный, работоспособный, результативный.
Задание №2 «Разминка»
Это «интеллектуально-творческая разминка».
Вопрос №1. Расшифруйте аббревиатуры:
- ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования);
- РППС (Развивающая предметно-пространственная среда);
- ООП ДОУ (Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения);
- ПИД (Познавательно-исследовательская деятельность);
- ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач);
- ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии);
- ОС ОНЗ (Образовательная ситуация открытие нового знания);
- КГН (Культурно-гигиенические навыки).
Вопрос №2. Назовите как можно больше педагогических технологий используемых педагогами в ДОУ.
К числу современных образовательных технологий можно отнести: здоровьесберегающая технология, технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационная технология, технология проблемного обучения, личностно-ориентированная технология, технология портфолио дошкольника и воспитателя, игровая технология, технология «ТРИЗ», музейная технология, мнемотехника и др.
Задание №3 «Эрудит»
Вопрос №1. Сколько этапов в технологии деятельностного метода в образовательной ситуации «открытия» нового знания?
Правильный ответ: 6.
- введение в ситуацию;
- актуализация знаний;
- затруднение в ситуации;
- «открытие» нового знания;
- включение нового знания в систему знаний;
- осмысление.
Вопрос №2. Какой этап самый важный? Почему?
Это этап затруднение в ситуации.
Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность:
- понять то, чего он пока не знает, не умеет;
- научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи;
- приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни;
- развить положительную самооценку;
- научиться правильно формулировать причины различных затруднений;
- формировать чувство ответственности за свои поступки.
Вопрос №3. На каком этапе в технологии «Ситуация» у дошкольника создается ситуация успеха?
На этапе Открытия нового знания.
Вопрос №4. Перечислите все дидактические принципы деятельностного метода.
- психологической комфортности;
- деятельности;
- минимакса;
- целостности;
- вариативности;
- творчества;
-непрерывности.
Вопрос №5. Какой принцип является основополагающим?
Принцип психологической комфортности. Поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Данный принцип предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса.
Задание №4 «Обратная связь»
Назовите «+» и «-» технологии «Ситуация».
Задание №5 «Ты мне, я тебе»
Сейчас мы предлагаем каждому саду по цепочке задать по одному вопросу по технологии «Ситуация». Мы начнём:
- Какая роль педагога в образовательном процессе деятельностного типа? (педагог – организатор, педагог – помощник)
Задание №6 «Ситуация»
В этом задании Вам необходимо разрешить педагогическую ситуацию, встречающуюся в работе с родителями.
Ситуация: «Неприятие родителями применяемой педагогом инновационной педагогической технологий «Ситуация»». Ваши действия?
Приглашать родителей на занятия.
Задание №7 «Твой выбор»
Сейчас я буду задавать вопросы и предлагать по три варианта ответа. Вам нужно будет выбрать правильный ответ:
1. Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенку было интересно проявлять активность на занятии?
А) игровая мотивация*;
Б) пообещать сладости или награду в конце занятия;
В) смоделировать ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением.
2. Как вы думаете, что должно произойти дальше после актуализации знаний и умений, чтобы у детей возникла потребность в приобретении нового знания?
А) их нужно подвести к затруднению*;
Б) вовлечь детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний;
В) создать условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность.
3. Что необходимо для того, чтобы закрепить полученные ребенком знания?
А) тренировочные упражнения*;
Б) необходимо подвести итог;
В) провести физкультминутку.
Задание №8 «Рефлексия»
И в конце игры мы предлагаем провести рефлексию. Вам нужно продолжить начатую фразу.
- мне было интересно.
- я нашла подтверждение тому, что…
- я была рада…
- я поняла, что…
- мне захотелось…
- я попробую…
- меня удивило…
Наша игра закончилась. И сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области применения современной инновационной образовательной технологии «Ситуация» в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс. Спасибо за внимание.