Бондарева Мария
Деловая игра «Экологическое ассорти»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для повышения компетентности педагогов в вопросах экологии в форме активного делового взаимодействия,
Задачи:
1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии.
2. Создать в коллективе обстановку творческого поиска.
Публикация «Деловая игра „Экологическое ассорти“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Совершенствовать работу в детском саду по формированию основ экологической культуры.
Ход мероприятия
Уважаемые коллеги!
Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля. Во-вторых, в процессе познания природы у детей вырабатывается способность творчески мыслить, обостряется восприятие, воображение, появляется желание приобретать новые знания. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, природе. Основное условие их развития – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.
Поэтому сегодня мы с Вами проведём деловую экологическую игру под название «Экологическое ассорти»
Сегодняшняя игра позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания.
Мы просим Вас разделиться на две команды, с помощью кружочков. За каждый правильный ответ команде дается фишка. Чья команда наберёт больше фишек, та и победит.
И так поприветствуем участников команды «Флора», и поприветствуем участников команды «Фауна»
- В любом деле нужен настрой, вот и нашу игру, предлагаем начать с разминки. Каждой команде предлагается по 10 вопросов, на которые нужно быстро ответить.
1. Разминка «Экологическое лукошко»
1 команда
* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
* Кто такой орнитолог? (учёный изучающий птиц)
* Наука о животных. (Зоология)
* Самый лучший пернатый певец России? (соловей)
* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
* Книга - охраняемых растений и животных (Красная книга)
* Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
* Назови одним словом – кошка, собака, корова… (домашние животные)
2 команда
* Лесной петух. (Глухарь)
* Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
* Наука о растениях. (Ботаника)
* Сколько ног у паука? (восемь)
* Кто такой ихтиолог? (учёный изучающий рыб)
* Пингвин птица или животное? (Птица)
* Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе (туман)
* Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
* Где у кузнечика уши? (на ногах)
* Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья)
2. Теоретическая часть
1. Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?
(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»)
2. Перечислите практические методы экологического воспитания детей дошкольного возраста
(Игровой метод, труд в природе, элементарные опыты и моделирование).
3. Перечислите словесные методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
(рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседы)
4. По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании этот метод является ведущим.
(Наблюдение)
5. На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?
(На воспитателе, который, не ограничиваясь непосредственно-образовательной деятельностью, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей. И на родителях)
6. Условия необходимые для экологического воспитания детей?
(Групповые уголки природы, экологическая комната,
лаборатория, экологическая тропа, огород, сад, зимний сад, цветник,
участок детского сада, метеостанция)
7. Перечислите разнообразные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию?
(Экскурсии в природу, ООД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)
8. Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ. (Облака, ветер, солнце)
3. «Решение педагогических ситуаций»
Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.
Первая ситуация: В детском саду произошё л случай: группа детей увидели кузнечика, кричали «саранча», прыгали, играли с ним. Один ребёнок раздавил ногой кузнечика на глазах у остальных. Дети в недоумении.
Ваша реакция на действия детей?
Вторая ситуация: Вы идёте на работу. На дороге мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У детей в руках по большой охапке.
Как вы поступите в этой ситуации: пройдете мимо в душе осуждая матерей (детей) или остановитесь и поговорите с мамами, что скажете?
Первая ситуация. На лесной поляне играют 4 детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: “Давай поймаем бабочку и оторвём ей крылья!” Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливается и спрашивает мальчика: “Зачем же вам отрывать бабочке крылышки?” Тот немного помолчав, ответил: “Просто так”
Что бы вы сказали, как поступили, какие методы и приёмы применили, чтобы вызвать у мальчика сочувствие и навсегда избавить от желания издеваться над живыми существами?
Вторая ситуация. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации – «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
4. Физминутка «Угадай по пантомиме»
Педагогу предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое-либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников.
Для команды № 1: Жираф, Шимпанзе, Индюк, Страус.
Для команды № 2: Бобёр, Белка, Сова, Пингвин.
5. «Растения рядом с нами»
В детском саду много внимания уделяется изучению с детьми комнатных растений. И сейчас мы каждой команде будем загадывать загадки о комнатных растениях. Все они вам знакомы.
1. В слове ФОКУС букву О
Замени в мгновение –
И узнаешь ты его.
Назови растение (Фикус)
2. Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их удержать.
Вот так и висят те пучки – малолетки.
На нитях зеленых растения – детки (Хлорофитум)
3. Среди листьев огоньки –
Ваньки мокрого цветки.
Так прозвал его народ.
Много он водички пьет.
А как правильно назвать –
Постарайся угадать (Бальзамин)
4. Из листка – на удивленье –
Можно вырастить растение.
Я сорву цветок – не жалко,
Будет новая … (фиалка)
5. В нашей комнате растет,
Никогда он не цветет.
Листья у него как перья,
А в народе есть поверье –
Где в лесу он зацветет,
Человек там клад найдет (Папоротник)
6. Пахнут стебли и цветочки,
Опушенные листочки.
Ты пораньше утром встань
И полей свою … (герань).
6. И подводя итоги нашей игры, проведём рефлексию «Поляна экологических знаний»
Вы кладёте на стол фишку зелёного цвета, если по пункту, зачитанному нами, достигнут положительный результат, и кладёте фишку белого цвета – если нет.
1. Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.
2. Вы доказали детям взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.
3. Наблюдения за живым в природе проводятся вами постоянно.
4. Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети.
5. На вашем участке имеются кормушки.
6. Дети знают о пользе насекомых и бережно относятся к ним.
7. В группе есть библиотечка книг о природе.
8. В группе оформляется наглядная агитация для родителей по экологическому воспитанию.
Посмотрите, на ваши столы: мы нисколько не сомневались, что у всех будут лежать фишки зелёного цвета. Это положительные результаты в вашей работе.
На этом наша встреча закончилась, надеемся, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.
Желаем всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!